«Чувствующее государство»: следующий эволюционный шаг для Казахстана

И почему институт Анализа регуляторного воздействия так и не сработал

шрифт Брайля, слепой, панель управления, тачскрин
Фото: © Depositphotos.com/eungchopan

Задав вектор на построение «слышащего государства», президент Касым-Жомарт Токаев обозначил критически важную цель, ведь, как показывают объективные данные, это и есть зона роста для страны. Согласно Глобальным индикаторам управления Всемирного банка за 2023 год, по показателю «Право голоса и подотчетность» (Voice and Accountability) Казахстан находится в нижней четверти мирового рейтинга (21.6-й процентиль) и законодательная система чаще работает реактивно, а не проактивно.

Цена слепоты

Идея предсказывать эффект законов не нова. С 2015 года в стране формально существует институт Анализа регуляторного воздействия (АРВ). Цель его создания заключалась в том, чтобы сделать законы умнее. Но, как показало исследование «Регуляторная политика Казахстана: проблемы и перспективы», выполненное преимущественно сотрудниками правительственного Института экономических исследований, более 60% проектов АРВ были низкого качества, а 20% и вовсе содержали вредные предложения.

И это не просто административный сбой. У «слепых» законов есть конкретная цена. Как показывает анализ Всемирного банка, громоздкое регулирование подталкивает бизнес в «тень», лишая бюджет 5–12% ВВП в виде недополученных налогов. А по данным европейских бизнес-ассоциаций, свыше 60% компаний называют бюрократию препятствием для инвестиций, притом более половины малых и средних предприятий считают ее главной проблемой.

Почему же АРВ не сработал? Международный опыт показывает, что проблема не в отсутствии методик, а в институциональных барьерах. Ключевые причины: недостаток политической воли и формализм, когда анализ проводится для галочки; слабые компетенции и дефицит данных в госорганах; «регуляторный захват», когда процедуры АРВ используются для лоббирования интересов узких групп. Наивно полагать, что сами по себе более мощные компьютеры решат эти проблемы.

Это подводит нас к следующему эволюционному шагу в развитии «сенсорных возможностей государства». Новая задача — научиться чувствовать. Эта идея удивительным образом перекликается с главным спором в мире ИИ, который лучше всего сформулировал лауреат премии Тьюринга Ричард Саттон в своем знаменитом эссе «Горький урок». Урок прост, но неумолим. Представьте, что вы учите компьютер играть в шахматы. Вы можете годами закладывать в него всю мудрость гроссмейстеров. А можете просто объяснить правила и заставить его сыграть миллион партий с самим собой, обучаясь на опыте. «Горький урок» в том, что второй подход всегда побеждает. Саттон утверждает: настоящий интеллект не имитирует человеческую речь, а учится на прямом опыте, на «суровой правде» последствий. Переводя на язык госуправления, «слышащее государство» — это система, основанная на человеческих словах и отчетах. «чувствующее» — это система, которая учится на реальности и в этом смысле намного меньше зависит от человека.

«Чувствующее государство»: доказанная окупаемость

Решение должно быть институциональным, но именно современные технологии могут стать тем рычагом, который позволит эти барьеры преодолеть. Именно для построения такого, более совершенного механизма президент поставил задачу создать Центр регуляторного интеллекта. Конечная цель этих инноваций — не технологии ради технологий, а кардинальное повышение результативности госаппарата. По ключевому индикатору Всемирного банка «Эффективность правительства» (Government Effectiveness) Казахстан сегодня находится чуть выше середины мирового списка (57.1-й процентиль), и прорыв в топ-лидеры требует именно таких проактивных инструментов.

Эта инициатива созвучна глобальным трендам: так, в ОАЭ недавно анонсировали создание «Офиса регуляторного интеллекта», который с помощью ИИ будет отслеживать эффективность законов и предлагать поправки, обещая ускорить законотворческий цикл на 70 %.

Эта идея может звучать футуристично, но она уже имеет доказанную окупаемость (ROI). Речь идет о значительных суммах. В Великобритании налоговая служба с помощью ИИ-системы Connect в 2024/25 году обеспечила сбор дополнительных £4,6 млрд налоговых поступлений, эффективно сокращая «налоговый разрыв». А Минфин США за последний год с помощью алгоритмов машинного обучения предотвратил хищения и ошибочные выплаты на сумму около $1 млрд. Это примеры не роста расходов, а повышения эффективности государства — классическая либеральная мечта.

Технологии, такие как цифровые двойники городов, уже сегодня позволяют в Сингапуре и Хельсинки виртуально тестировать сценарии городского планирования, экономя бюджетные средства и избегая дорогостоящих ошибок еще до начала строительства. Конечно, путь к «зрячему» управлению не лишен рисков. Громкие провалы, как голландский скандал с пособиями или австралийская система Robodebt, незаконно взыскавшая с граждан более $1,7 млрд, служат отрезвляющим напоминанием. Без прозрачности, контроля и права на апелляцию любая технология может нанести вред.

Кто построит GovTech в Казахстане?

Переход к «чувствующему государству» — это не просто внутренняя задача для чиновников. Это формирование в Казахстане нового, высокотехнологичного рынка — GovTech. И главный вопрос для бизнес-сообщества: кто на нем будет играть?

Международный опыт показывает две основные модели участия бизнеса. С одной стороны, для крупных IT-интеграторов открывается ниша в формате государственно-частного партнерства. Образцовый пример — индийский проект Passport Seva, где правительство передало модернизацию и эксплуатацию паспортных сервисов корпорации Tata Consultancy Services. Компания инвестировала в платформу и центры обслуживания, а взамен получает плату по долгосрочному контракту, что открывает возможности для казахстанских IT-компаний, способных взять цифровизацию госуслуг под ключ.

С другой стороны, для стартапов и малого и среднего бизнеса создаются возможности через модель «умного госзаказа». В Великобритании фонд GovTech Catalyst с бюджетом в £20 млн работает как «акселератор»: правительство объявляет проблему, а стартапы предлагают решения. Лучшие получают гранты на разработку и в перспективе — первый госконтракт. Это создает понятный канал продаж для малого и среднего технологического бизнеса.

Но независимо от того, какая бизнес-модель будет выбрана, важно помнить о главной цели всех этих изменений. Ведь, как говорит Юваль Ной Харари, технологии не несут ценностей — их задаем мы. Наша цель — не просто эффективность, а доверие. «Слышащее государство» — это движение в сторону диалога. «Чувствующее государство» — это движение в сторону эмпатии, подкрепленной данными.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте