Социальная защита как ключ к борьбе с изменением климата

Долгосрочные стратегии и инновационные механизмы помогут защитить миллионы людей от климатических рисков

Женщина несет тюк травы на голове
Фото: © pixabay.com/Maruti Soni

ЭДИНБУРГ — Накануне Конференции ООН по изменению климата (COP30), которая в этом году пройдет в бразильском городе Белен, странам мира рекомендуют выбирать такие подходы к климатическим действиям, где важное место занимает социальная защита. Этот акцент помогает сохранять человеческое достоинство, усилить устойчивость сообществ и достичь максимальной эффективности при ограниченных ресурсах.

На конференции СОР29 в прошлом году развитые страны договорились к 2035 году ежегодно мобилизовать не менее $300 млрд на климатическое финансирование для развивающихся стран в рамках «Новой коллективной количественной цели» (NCQG). Однако наименее развитые страны (НРС) и малые островные развивающиеся государства считают новую цель расплывчатой, трудно реализуемой и недостаточной. Эта сумма существенно отстает от реальных потребностей, в том числе из-за неэффективного предоставления климатического финансирования. Например, лишь 0,8% отслеживаемых средств доходят до малых аграрных систем.

Поддержкой тут служит социальная защита. Исследование «Инициативы эффективной адаптации и устойчивости в НРС» (LIFE-AR), проведенное в 2019 году, показало, что программы социальной защиты могут сыграть важную роль в повышении климатической устойчивости местных сообществ. Этот вывод подтвердил и Шестой оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), опубликованный в 2023 году. Недавно Зеленый климатический фонд (GCF) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) провели совместный обзор 23 проектов, финансируемых этим фондом, и выяснили, что интеграция климатических задач в систему соцзащиты помогает направлять ограниченное финансирование туда, где оно нужнее всего.

Существует множество проверенных моделей соцзащиты, которые способствуют инклюзивным климатическим действиям. Например, «Программа продуктивной соцзащиты» в Эфиопии оказывает денежную и продовольственную поддержку более чем восьми миллионам человек, включая наиболее уязвимые к климатическим рискам группы населения. Она также реагирует на краткосрочные шоки, такие как засухи, и способствует восстановлению деградированных ландшафтов.

В Индии «Национальная программа гарантий сельской занятости им. Махатмы Ганди» охватывает более 60 млн сельских домохозяйств и финансирует климатически «умные» решения (например, сбор дождевой воды и посадки деревьев), защищающие население от засух и наводнений. Бразильская программа «Bolsa Verde» связывает предоставление финансовой помощи с обязательствами по охране окружающей среды, стимулируя устойчивое землепользование и сохранение лесов семьями с низкими доходами в природоохранных зонах.

23 проекта фонда GCF, изученные ФАО-GCF, демонстрируют схожие перспективы. В Парагвае «Проект по лесовосстановлению, борьбе с изменением климата и бедностью» получает техническую помощь ФАО и связывает условия выплаты денежных пособий с целями соцобеспечения. Программа поддерживает создание климатически ориентированных аграрных и лесных систем и делает акцент на участии коренных народов. В Ботсване проекты «Экосистемной адаптации и смягчения климатических последствий для общинных пастбищ» направлены на достижение схожих целей, при этом женщины составляют 60% всех участников.

Впрочем, несмотря на достигнутый прогресс, обеспечить подлинную инклюзивность по-прежнему сложно. На сегодня почти у половины мирового населения (включая многих из тех, кто больше всего подвержен последствиям изменения климата) нет никакого доступа к системам соцзащиты. Это объясняет, почему из рассмотренных в отчете ФАО-GCF проектов только три были реализованы в странах с низким уровнем доходов. Кроме того, только в шести проектах участвовали люди с ограниченными возможностями, и лишь в четырех — молодежь. Ни один проект не затрагивал мигрантов. Из семи проектных территорий, где присутствовали коренные народы, они были вовлечены только в четырех.

Результаты тоже оказались ниже ожиданий. По данным ФАО, проблема жары ежегодно увеличивает разрыв в доходах между домохозяйствами, возглавляемыми женщинами и мужчинами, на $37 млрд, а наводнения — на $16 млрд. Несмотря на то, что в некоторых из 23 проектов GCF учитывались гендерные аспекты, ни один из них не имел трансформирующего характера. Менее половины проектов GCF предусматривали шаги по укреплению существующих систем соцзащиты, а это снижало их долгосрочную устойчивость и масштабируемость. Механизмы социального страхования при этом отсутствовали.

Для улучшения результатов потребуются фундаментальные изменения в доминирующих подходах к разработке, финансированию и оказанию соцзащиты. Вместо сохранения зависимости от краткосрочных, проектных грантов, масштабы которых неизбежно ограничены, следует сосредоточиться на долгосрочных, скоординированных инициативах, нацеленных на создание национальных систем и потенциала, а также на поддержку адаптации на местном уровне. Нужны общегосударственные подходы с участием министерств, отвечающих за климат, соцзащиту и чрезвычайные ситуации. Инклюзивными должны быть все этапы этого процесса.

Фонд GCF может сыграть важную роль в осуществлении этих изменений. Он хорошо позиционирован для стимулирования дополнительного долгосрочного финансирования соцзащиты через инновационные механизмы, включая свопы «долг в обмен на климат» и зеленые облигации. Недавно фонд также реформировал модель аккредитации, чтобы повысить прозрачность, оперативность и эффективность, однако для стран с низкими доходами потребуется дополнительная гибкость.

Впрочем, фонд GCF не может справиться с этой задачей в одиночку. Другие многосторонние климатические фонды также должны подключиться, в том числе через открытие специальных финансовых треков и упрощение доступа для стран с низкими доходами. Правительства, со своей стороны, должны сделать соцзащиту одним из главных элементов своих климатических стратегий, включая «Определяемые на национальном уровне вклады», «Национальные планы адаптации» и рамки деятельности Фонда возмещения потерь и ущерба (FRLD). Партнеры по развитию и агентства ООН должны усилить техническую поддержку долгосрочным, инклюзивным стратегиям, а не ограничиваться краткосрочными проектами.

СОР30 называют «конференцией реализации», которая призвана превратить планы и обещания в действия и результаты. Что предоставляет идеальную возможность реализовать на практике выводы доклада ФАО-GCF, где четко изложены способы масштабирования соцзащиты для расширения инклюзивных климатических действий.

Трейси Каджумба, директор по вопросам «Инициативы эффективной адаптации и устойчивости в наименее развитых странах» в Международном институте окружающей среды и развития (IIED)

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте