Что не так с проектом нового Налогового кодекса Казахстана

Максим Барышев, основатель группы компаний «Учёт», поделился своим мнением о проекте нового Налогового кодекса в интервью Forbes Kazakhstan 

Максим Барышев, основатель группы компаний «Учёт»
Максим Барышев, основатель группы компаний «Учёт»
Фото: © Андрей Лунин

 С 1 января 2025 года в Казахстане должен вступить в силу новый Налоговый кодекс. Изменений много: касаются они корпоративных налогов, НДС, специальных налоговых режимов, ставок и т. д. Пока же новый кодекс — это еще проект, и его обсуждение продлится до 15 июля 2024 года. Как утверждал министр экономики Нурлан Байбазаров, новый Налоговый кодекс «должен стимулировать бизнес и инвестиции, обеспечивать экономический рост и увеличение производства». Forbes поговорил с экспертом по налогам, основателем группы компаний «Учет» Максимом Барышевым, чтобы выяснить, насколько новые поправки будут эффективны и как они отразятся на казахстанцах.

Максим Анатольевич, хотелось бы услышать ваше мнение о новом Налоговом кодексе, который руководители экономического блока правительства представляют с таким воодушевлением. Действительно ли их поправки окажутся столь эффективными, как утверждается? Поможете разобраться?

— Конечно, давайте разберемся вместе. На этапе подготовки проекта нового Налогового кодекса нам удалось отстоять несколько важных для предпринимателей позиций. В правительстве ранее обсуждалось повышение корпоративного подоходного налога (КПН) для всех предприятий до 25-30%. Однако нам как представителям партии Respublica совместно с бизнес-сообществом удалось сохранить текущую ставку КПН в 20%. В поступившем в Мажилис проекте теперь предусматривается дифференциация ставок: для высокомаржинальных секторов, таких как игорный бизнес и банковский сектор (исключая кредитование реального сектора), ставка КПН увеличится до 25%. Для обрабатывающей промышленности и социальной сферы ставка снизится до 10%, а для сельхозпроизводителей — до 3%. Это подразумевает более справедливое распределение налоговой нагрузки, поддерживая отечественных производителей и социальные сферы.

А что насчет ставки НДС, которую хотели поднять с 12 до 16%?

— Ее также удалось сохранить на уровне 12%. К сожалению, многие поправки в налоговое законодательство акцентируются на увеличении налоговых поступлений через повышение ставок и усиление контроля. Понятно, что это вызвано необходимостью пополнения бюджета, но простое увеличение ставок не приведет к расширению налоговой базы и долгосрочному росту собираемости налогов. Могу привести в пример Южную Корею с их 10%-м НДС. Пример этой страны показывает, как умеренная налоговая нагрузка способствует созданию благоприятной экономической среды, позволяя стране быть одним из лидеров на мировой арене. Налоговые реформы времен Рейгана в США привели к многолетнему экономическому подъему. «Рейганомика», с ее сокращением налоговых ставок в 2,5 раза, доказала, что снижение налогов может стать мощнейшим драйвером для экономического роста. У нас тоже есть успешный опыт реформ 2001–2009 годов. В этот период снижение КПН и НДС дало толчок для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Вспомним, что тогда мы обсуждали снижение НДС до 10%, и сегодня это предложение выглядит еще более актуальным.

Можно ли уже с уверенностью говорить о сокращении количества налогов и обязательных платежей в бюджет?

— Окончательно можно будет говорить об этом после того, как президент подпишет поправки. Но уже сейчас курс таков, что количество налогов и других обязательных платежей в бюджет сократится минимум на 20%. Будут исключены платежи, где нет значимой фискальной отдачи, а некоторые будут объединены. Сейчас три из 11 обязательных платежей предлагают исключить: за использование особо охраняемых природных территорий, за размещение наружной рекламы и за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности. Также будут объединены три платы: за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за пользование лесом и за пользование животным миром — в одну плату: за использование природных ресурсов. В целом количество ставок плат будет сокращено на 77. Сократятся шесть видов сборов и пять видов госпошлин. 

Максим Барышев
Максим Барышев
Фото: © Андрей Лунин

Многие предприниматели высказывали обеспокоенность по поводу сокращения льготных налоговых режимов. В соцсетях растет резонанс из-за возможного сокращения максимальных пределов для розничного налога: по доходу — с 2,2 млрд до 500 млн тенге и численности работников с 200 человек до 50 человек. А как вы смотрите на эти изменения?

— Действительно, продолжаются жаркие споры по поводу отмены очень популярных среди наших предпринимателей специальных налоговых режимов (СНР) «упрощенки» и «розничного налога». СНР на основе упрощенной декларации, где налог составляет 3%, хотят объединить с розничным налогом в один режим со ставками 2% на продажи и услуги потребителям и 8% — на сделки с другими компаниями. Ограничение по численности работников вводить не стали, но пределы по доходу для применения СНР хотят снизить с 600 000 МРП (2,2 млрд тенге) до 135 400 МРП (500 млн тенге).

Чем грозит такое ощутимое снижение?

— Снижение предела по доходу в 4,5 раза может привести к «дроблению» бизнеса для применения более выгодных налоговых ставок, уходу в теневую экономику и росту коррупции.

Что можно предложить взамен? Каким будет налогообложение самозанятых и малых предприятий? Какие еще изменения планируются в СНР?

— В новом Налоговом кодексе реформируются специальные налоговые режимы. Предполагается, что их будет три. Один, о котором я говорил ранее, — «Режим для малого бизнеса», который объединяет действующую норму упрощенной декларации с розничным налогом. Предлагаемый размер дохода — не более 500 млн тенге в год, количество работников — без ограничений. Второй — «СНР для самозанятых», включающий в себя: «Платформенную занятость»; СНР на основе патента и СНР с использованием специального мобильного приложения. При этом режиме ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) в проекте Налогового кодекса указана в размере 0% вместо текущего 1%. Суммы социальных платежей исчисляются в соответствии с Социальным кодексом и законом «Об обязательном социальном медицинском страховании». Предельный доход — не более 1 млн 250 тыс. тенге в месяц. И третий — «Режим для крестьянских и фермерских хозяйств». Для них предлагается оставить текущий режим без изменений. Вместо единого земельного налога будет уплачиваться ИПН.

Что вы можете сказать о предложениях по налогообложению дивидендов? Ведь вопрос привлекательности для инвесторов у нас стоит достаточно остро.

— В новом Налоговом кодексе предлагается снизить ставку налога на дивиденды с 10% до 5%. Однако мы предлагаем полностью освободить выплаты дивидендов от налогов. Это привлечет инвестиции, откроет новые производства и создаст рабочие места.

Какие еще вопросы остаются проблемными и нуждаются в поправках?

— По-прежнему остро стоит вопрос сложности уплаты налогов с фонда оплаты труда (ФОТ), который включает до восьми видов налогов и платежей, составляющих около 42-44% от налогооблагаемой прибыли. Нам возражают, что на бизнес ложится лишь часть налогового бремени на ФОТ, а остальное удерживается из дохода работника. Однако не секрет, что при найме многие сотрудники указывают желаемую к получению сумму оплаты труда, а налоги и обязательные платежи работодатели вынуждены полностью закладывать сверх этой суммы. В настоящее время единый платеж с заработной платы (ЕПЗП) разрешается только предпринимателям на специальных налоговых режимах. Также обсуждалась отмена верхних пределов по платежам в фонды, что может оттолкнуть бизнес от выплаты высоких зарплат «вбелую». Таким образом, для большинства предприятий сложность расчета заработной платы осталась.

Как можно решить эту проблему? Какие поправки, на ваш взгляд, нужно включить в новый кодекс?

— Ставка ЕПЗП не должна быть выше корпоративного подоходного налога, так как бизнесу выгоднее платить его, а не налоги и платежи с ФОТ. Поэтому необходимы реальные реформы, такие как введение для всех предприятий ЕПЗП со ставкой 20% единым платежом в бюджет республики, без распределения в различные малопрозрачные фонды. На данный момент концепция нового Налогового кодекса предусматривает упрощение уплаты платежей с ФОТ, отмену ряда вычетов и корректировок. Стандартный вычет по ИПН предлагается увеличить с 14 МРП до 30 МРП, что повысит необлагаемую сумму. Также рассматривается освобождение пенсионных выплат от ИПН. Надеемся, что обсуждение продолжится и наши законодатели не ограничатся полумерами в расчете налогов с ФОТ.

За последние пять лет Налоговый кодекс пересматривали 60 раз. Как вы считаете, насколько это правильно?

— Частые изменения в законодательстве действительно вызывают трудности его соблюдения, делают наш бизнес менее привлекательным для внешних инвесторов и даже могут подтолкнуть к выводу активов из страны. В этой связи правительство предлагает принять Концепцию налоговой политики до 2030 года, что обеспечит стабильность и предсказуемость налоговой системы.

В итоге — каким, по вашему мнению, все-таки должен быть обновленный Налоговый кодекс? 

— Успешные реформы показали, что именно снижение налогов может стимулировать экономический рост. Однако важно учитывать мнение бизнеса и общественности, чтобы избежать негативных последствий и создать справедливую и эффективную налоговую систему. Для сбора предложений мы проводим акцию «Народный Налоговый кодекс», и по поступившим замечаниям мы уже видим, что бизнесу нужен простой, понятный документ объемом около 50 страниц, который упростит работу предпринимателей и бухгалтеров. К слову, все желающие могут присоединиться к этому обсуждению и внести свои предложения по новому кодексу.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте