Борьба за «Ф»: Нацбанк и AFSA пока не решили как регулировать ЦФА
Как регуляторы юрисдикции Казахстана и юрисдикции МФЦА схлестнулись за инвестора в вопросе лучшей практики регулирования цифровых активов

До конца 2025 года казахстанцы получат официальную возможность покупать и продавать внутри страны цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровые активы (ЦА). Необходимые законодательные поправки и нормативы планируется принять уже в этом году. Речь идет о либерализации хождения в Казахстане криптовалюты (ЦА) и ЦФА, ранее не представленных на казахстанском рынке. Данный шаг откроет новую эру для массовых инвестиций. Задача инвестора – разобраться в перипетиях двух законодательств, которые существенно разнятся, и сделать правильный выбор.
Важно отметить, что криптовалюта, а также цифровой тенге не являются ЦФА. Единственное, что объединяет эти активы, – технологическая блокчейн-основа. Если криптовалюта давно казахстанцам известна, то ЦФА – абсолютно новый и неизведанный мир. В мировой практике, в том числе по казахстанскому законодательству, которое не стало «изобретать велосипед», ЦФА выпускаются в привязке к базовым активам: металлам, недвижимости, драгоценным камням, сырью, акциям, денежным требованиям. ЦФА подтверждают имущественные права на реальные активы, обеспечивающие стоимость ЦФА. В противовес, под ЦА понимают имущество, созданное в электронно-цифровой форме с присвоением цифрового кода.
ЦФА интересны инвесторам более высокой доходностью и гибким структурированием активов. По своей природе ЦФА похожи на классические финансовые инструменты: ETF и ETN, с тем исключением, что существуют в цифровом виде на базе современных технологий: блокчейна и смарт-контрактов. Передовые технологии позволяют упростить выпуск и обращение финансовых инструментов, снизить издержки, обеспечить прямой доступ эмитентов к инвесторам, расширить источники финансирования и сделать рынок капитала более доступным для новых участников, включая МСБ.
По казахстанскому законодательству биржевой торговлей ЦФА занимаются специальные торговые платформы. Выпускают и регистрируют ЦФА операторы информационных платформ ЦФА. Хранение базовых активов возложено на кастоди – банки второго уровня.
Токенизация реальных активов в форме ЦФА сделает рыночными и торгуемыми активы, недоступные большому количеству розницы, например, предметы искусства. Токены настолько малы, что будут доступны мелким инвесторам. Рыночную стоимость токена будет определять открытый рынок. Как сообщили Forbes Kazakhstan представители инвестиционных компаний, первым ЦФА для населения станет арт-токен, выпущенный на предметы современного искусства. За границей арт-токены на предметы искусства успешно выпускают. Уместно вспомнить глобальный бум, порожденный выпуском NFT – токенов, рожденных на стыке финтеха и арт-сферы и создавших мировой рынок коллекционирования цифровых копий произведений искусства в виде токенов.
Появление в Казахстане ЦФА для массового инвестора – не просто дань мировому тренду. Местному фондовому рынку не хватает интересных инструментов, и ЦФА могут взять на себя часть средств, которые инвесторы выводят на более развитые зарубежные рынки. Не случайно драйвером развития цифровых активов обозначился МФЦА с задачей создания рынка управления капиталом и привлечения в страну иностранных инвесторов.
В отличие от корпоративного сектора, где банки выпускают цифровые облигации для нужд крупных клиентов, розничный сегмент ЦФА пребывает в зачаточном состоянии. Нацбанк лишь широким мазком обозначил концепцию построения национального рынка ЦФА. Для ускорения формирования рынка ЦФА планируется использовать потенциал действующей инфраструктуры финансового рынка. Так, Центральный депозитарий ценных бумаг и KASE совместят функции оператора платформы ЦФА и оператора торговой платформы ЦФА соответственно. От Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и Нацбанка пока не поступало публичных деталей по ЦФА. Притом, что заниматься финансовой грамотностью населения относительно ЦФА нужно было, как говорится, еще вчера.
Как только законодательство определит базу выпуска и обращения ЦФА для физических лиц, на рынок посыплются предложения. Но для большой массы потенциальных инвесторов внезапно появившийся инструмент будет неожиданностью. Участникам рынка придется в короткие сроки объяснять и популяризировать инструмент. Хотя Агентству по регулированию и развитию финансового рынка, Нацбанку и МФЦА проще было бы рассказывать про ЦФА как можно раньше, в спокойном режиме.



Удобная крипта
На фоне скупости деталей по ЦФА более цельную информацию чиновники выдают по будущей конфигурации официального рынка криптовалют. Здесь инвесторов поджидают интересные нюансы. В данный момент рынок криптовалюты сфокусирован в МФЦА благодаря упрощенному законодательству. В этой юрисдикции работают криптобиржи и операторы ЦА, предлагающие инвесторам порядка 100 активов.
В ходе посещения Аstana Hub в конце апреля 2025 года первый вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Каныш Тулеушин раскрыл журналистам позицию министерства по развитию рынка криптовалюты. Чиновник сказал о либерализации деятельности провайдеров ЦА, лицензированных в юрисдикции МФЦА, подчеркнув ведущую роль МФЦА. В частности, покупка и продажа криптовалюты, по версии министерства, будет возможна в обменных пунктах, лицензированных в МФЦА. Рынок ЦА будет открыт и либерализован, мы массово увидим в ближайшее время оборот ЦА, подытожил Тулеушин. Тем не менее физическим лицам, желающим инвестировать в ЦА, следует обратиться в МФЦА для получения лицензии на законное основание для торговли, покупки и продажи цифровых активов. Таким образом, «мы выводим из серой зоны тех, кто раньше осуществлял деятельность на нелицензированных зарубежных и непонятных платформах», – пояснил чиновник.
Инвестиции в цифровые активы, бесспорно, несут в себе повышенные риски. Вместе с тем факт регистрации в качестве инвестора на корню убивает философию ЦА – бесшовных вложений с цифровых платформ. Но и в юрисдикции Казахстана регулятор намерен сделать жесткий контроль за хождением ЦА. Так, Нацбанк планирует регулировать криптооборот на территории всей страны через лицензированного провайдера услуг по обмену криптовалют, действующего на общенациональном уровне. Такой провайдер будет осуществлять деятельность в контролируемой среде и обеспечивать проведение операций с криптовалютами в рамках установленных законодательных требований.
Присущие криптоактивам риски – высокая волатильность стоимости, отсутствие централизованных гарантий, а также значительные киберриски, включая потерю доступа к средствам, компрометацию данных и случаи взлома, а также использование криптовалют в незаконных целях – ограничат на первых порах по лимитам инвесторов в покупке криптовалюты. Нацбанк обещает интеграцию нового национального провайдера с провайдерами услуг цифровых активов, действующими в рамках МФЦА, создавая единую экосистему обращения криптовалют.
Вместе с тем можно отметить существенное различие в регуляторных базах МФЦА и Казахстана. Национальное законодательство сохраняет запрет на использование криптовалют в качестве средства платежа на территории РК. Нацбанк прорабатывает вопрос выпуска цифрового актива, базовым обеспечением которого выступает цифровой тенге – стейблкоин. Данный аналог цифрового тенге будет выполнять расчетную роль по сделкам с ЦА и станет средством сохранения стоимости между сделками с ЦА в период нестабильности рынка.
В юрисдикции МФЦА классификация ЦА осуществляется на основании актов МФЦА, а не законодательства Казахстана. По стандартам финансового центра ЦА является цифровым средством выражения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве средства обмена, расчетной денежной единицы или средства хранения стоимости, может обмениваться на фиатные деньги. В рамках надзорного режима криптобиржи на МФЦА самостоятельно принимают решения по допуску ЦА для торгов на своих платформах с обязательством уведомлять об этом регулятора – AFSA. Последний оставляет за собой право запрета на допуск к торгам того либо иного ЦА. Гибкое и более либеральное регулирование ЦА в юрисдикции МФЦА создает регуляторный арбитраж в пользу МФЦА и более интересен инвесторам и профессиональным участникам рынка ЦА.
Нацбанк не хочет отставать и объявил о намерении создать собственную регуляторную «песочницу» по ЦА в юрисдикции Казахстана. Конкретные поправки в развитии индустрии ЦА Нацбанк будет инициировать в рамках нового закона о банках в августе 2025 года. Тем не менее в данный момент все еще существенно отставание казахстанской юрисдикции по централизованному рынку ЦА и ЦФА, и непонятно, насколько гибкой Нацбанк создаст регуляторную песочницу. Астана и Алматы публично говорят о совместных шагах по развитию цифровой индустрии. Однако сложно предположить полную унификацию требований к рынкам ЦФА и ЦА в обеих юрисдикциях. Инвестору придется выбирать рынок или же получать доход от торгового арбитража. Но в этом случае получится, как с рынком классических активов: ликвидность фондового рынка размазана по двум торговым площадкам и слабо интересна иностранным игрокам. В данный момент, пока рынки ЦА и ЦФА еще находятся в точке старта, требуются объяснения по более детальному взаимодействию юрисдикций.