Анализируй это: как казахстанец создал стартап о данных рынка криптовалют
Идея Oraclus зародилась ещё в 2020 году

В конце 2024 года на фоне ожидания победы Дональда Трампа на выборах президента США курс биткоина обновил исторический максимум, превысив отметку в $75 000, а в начале года избранный президент, неоднократно высказывавшийся в поддержку криптовалют, запустил собственный мемкоин TRUMP. За первый час торгов капитализация шуточной криптовалюты достигла $3 млрд.
«Во время разговоров о блокчейне и криптовалютах с людьми, которые в обычной жизни далеки от этих тем, хайповые моменты возникают всегда, у нас уже выработался своего рода иммунитет к ним. Такие проекты, как наш Oraclus, решают действительно серьезные проблемы в данной области. И индивидуальным пользователям, и государствам нужно понимать, что работа с такими технологиями требует крайне ответственного подхода на всех стадиях, начиная с создания кошелька. Специалисты, работающие в госструктурах, также должны хорошо понимать эти технологии, чтобы адекватно регулировать их применение. По моему мнению, Казахстан в этом плане не отстает от других стран», — говорит 33-летний Магжан Икрам, один из сооснователей стартапа Oraclus, предоставляющего аналитические данные по криптовалютному рынку.
Тропой исследователя
Мир науки и технологий интересовал уроженца Кызылорды со школьных лет, что во многом было обусловлено влиянием семьи. Мама, химик по специальности, после переезда семьи в столицу в 2006 году работала преподавателем в Евразийском национальном университете, отец тоже специализировался в математике и IT. Окончив школу, Магжан поступил в Казахстанский филиал Московского государственного университета имени Ломоносова на факультет вычислительной математики и кибернетики и в 2013 году, после пятилетнего обучения по программе специалитета получил диплом программиста и специалиста в области прикладной математики.
«После окончания вуза я хотел заниматься исследовательской деятельностью, этот интерес привел в Назарбаев Университет, где я на протяжении двух лет работал ассистентом по исследованиям, участвовал в разных проектах — получилось даже посотрудничать с коллегами из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли, где находился второй по мощности на тот момент суперкомпьютер», — рассказывает собеседник.
Исследовательский азарт привел Магжана в Illinois Advanced Research Center в Сингапуре, куда его приняли в 2015 году на позицию software engineer с условием, что потом молодой человек поступит в докторантуру университета. Казахстанец продолжал участвовать в исследовательских проектах, выиграл сингапурский грант на обучение по программе PhD без условий и обязательств. Казалось, всё складывается как нельзя более удачно, но в какой-то момент Магжан осознал, что карьера исследователя уже не привлекает его так, как раньше.
«Мне было интересно не просто участвовать в исследованиях, а видеть, какое применение могут получить их результаты. Но на практике оказалось, что всё работает не так, как я ожидал: некоторые исследовательские разработки внедрялись через несколько лет, некоторые не внедрялись совсем, так что у меня всё чаще возникало ощущение, что работаю в стол, пишу статьи ради статей. Сейчас я понимаю, что в этом было проявление юношеского максимализма, в том же Сингапуре мне довелось поработать с по-настоящему сильными исследователями, но 10 лет назад разочарование оказалось слишком сильным», — признается Магжан.
Приняв решение отказаться от карьеры ученого-исследователя, он обратил внимание на программу Entrepreneur First. Международный инвестор в таланты тогда только заходил на рынок Юго-Восточной Азии, а IT-сообщество региона горело идеями разработки приложений, создания маркетплейсов и других технологичных продуктов. Основная задача Entrepreneur First — инвестирование не в стартапы, а в людей. Прошедшим сито жесткого отбора в программу помогают создавать команды, формировать бизнес-модели и выводить продукт на рынок. Оставив учебу в докторантуре, Магжан решил рискнуть и попал в число 60 участников по результатам нескольких интервью, прошедших в акселератор.
В Entrepreneur First казахстанец познакомился с партнером по своему первому проекту. Выходец из Индии Вишрам Мишра получил степень PhD в области computer science в Наньянском технологическом университете. Познакомились будущие бизнес-партнеры в акселераторе. Вместе в конце 2016-го — начале 2017 года основали компанию MicroSec, которая до сих пор успешно работает на рынке Юго-Восточной Азии, а со временем открыла офисы в Европе и Австралии.
CEO компании Вишрам вынашивал идею предоставлять решения по кибербезопасности для интернета вещей (IoT). Тема IoT в то время переживала настоящий бум, но устройства, которые предстояло подключать к интернету вещей, выходили с заводского конвейера без достаточно надежной киберзащиты, так что для опытного хакера не составляло труда взломать одно устройство, чтобы скомпрометировать всю сеть. В решении этой проблемы видели нишу для своего проекта сооснователи MicroSec.
«Наша идея заключалась в том, чтобы внедрить в сферу интернета вещей уже существовавшие на тот момент технологии публичного шифрования. Мы обкатывали идею, искали пользователей и первый на тот момент бесплатный пилот реализовали в Государственном технологическом агентстве Сингапура (GovTech) — структуре, которая тестирует технологии и отвечает за их внедрение. Параллельно искали клиентов и инвесторов», — говорит Магжан. По его словам, в целом за время существования компании в MicroSec удалось привлечь примерно $7 млн, сегодня компания обеспечивает кибербезопасность корпоративного уровня для 20 млрд подключенных устройств.
В 2020 году Магжан с супругой вернулись в Казахстан. В пользу возвращения сложились семейные обстоятельства, к тому же ограничения на перелеты, действовавшие во время пандемии, не добавляли уверенности в том, насколько успешно получится путешествовать из страны в страну. На первых порах пытался найти клиентов для MicroSec на родине, но очень быстро выяснилось, что казахстанский рынок не готов к такому продукту. «К тому же в MicroSec я был CTO, с самого начала отвечал за часть, связанную с математическими разработками. Моей основной специализацией в проекте была техническая составляющая, да и основной интерес лежал в области точных наук, поэтому я принял решение об уходе. Некоторое время работал у Ануара Шарафутдинова в одном из первых проектов, связанных с генеративным ИИ, а затем решил запускать собственные стартапы», — рассказывает собеседник.
Найти верное решение
По словам Магжана, сегодня в его профессиональной деятельности уживаются два направления. Первое связано с преподаванием программирования, блокчейн-технологий и искусственного интеллекта в IT-университете Астаны и в Университете имени Максута Нарикбаева, второе — с созданием технологичных продуктов, которые могли бы монетизироваться. «Для меня важно не просто зарабатывать, но через применение технологий решать проблемы, с которыми сталкиваются пользователи. С другой стороны, если люди готовы платить тебе, значит, ты нашел верное решение», — рассуждает Икрам.
Компания iGPS, в которой сегодня он является техническим директором, работает в секторе AgroTech. Продукт компании — портативный GPS-трекер для отслеживания локализации скота. Трекер защищен от влаги и пыли, работает на батарейках, выдерживающих экстремально низкие температуры. Встроенный в трекер датчик подает сигнал на мобильный телефон владельца, указывая координаты животных. «Сложность была еще и в том, что сам по себе трекер не решал всех проблем, связанных с отслеживанием локации скота. Не было мобильного приложения, карт, четкой интеграции, технической поддержки, всё это предстояло доработать и внедрить в продукт. В последние несколько лет мы работали в этом направлении, а сейчас iGPS намерена не ограничиваться отслеживанием локации животных, а создать маркетплейс, ориентированный на аграрный сектор», — делится планами Магжан.

Идея создания стартапа Oraclus, который предоставлял бы данные аналитики по криптовалютному рынку, зародилась в 2020 году, когда Магжан встретился со своим одногруппником Алибеком Полатовым. Сам Магжан рассказывает, что криптовалюта и блокчейн, так называемые технологии Web3, были его страстью с 2017 года, когда в Сингапуре он познакомился с сооснователем биткоин-платформы Ethereum Виталиком Бутериным. Oraclus начинался как аналитическая система, на которой пользователь мог без регистрации получить информацию о кошельках, транзакциях, изучить поведение пользователей на криптовалютных биржах. Алгоритм на основе ИИ агрегирует информацию из всех доступных источников и выдает детальный ответ на запросы. В последней версии были внедрены языковые модели, и теперь пользователям не обязательно теряться в графиках. Если бы пользователи искали информацию самостоятельно, им пришлось бы заходить на разные сервисы, а это отнимает время. Позже для разработчиков Web3 представили API-интеграции, которые те могли использовать для своих нужд.
Как отмечает Магжан, в 2020–2021 годах в сфере криптовалют было много аналитических решений, из которых до настоящего времени удержались единицы. Есть Dune Analitics, которая позволяет пользователям создавать графики на основе данных и делиться ими с другими пользователями, есть Nansen, платформа, которая предоставляет информацию о движении токенов, NFT, улучшает работу с данными, популярный аналитический продукт Know Your Transaction актуален для изучения операций с фиатными деньгами и цифровыми активами в виде криптовалюты, использует аналитические системы и скоринговые модели, проверяющие чистоту транзакций и выявляющие подозрительные операции.
«У каждого аналитического продукта есть определенная ниша, и мы пытаемся найти свое место. Наша идея — создать ИИ-ассистент, который хорошо разбирается в блокчейне и криптовалютах. Это сфера, в которой требуется терпение, так что нужно уметь вовремя замедлиться и выждать момент. Мне всегда было интересно тестировать новые технологии и применять их в реальной жизни, а блокчейн и криптовалюта открывают большие возможности: это и децентрализованные финансы, и децентрализованная наука — альтернатива нынешней научной системе, позволяющая фондировать исследовательские проекты, на развитие которых при традиционном подходе можно выбивать гранты не один год. За последние пять лет технологии Web3 сильно изменились, а вместе с ними меняется и совершенствуется и весь рынок», — считает Магжан.
В настоящее время на Oraclus ежемесячно заходит примерно 3000 пользователей, поступает порядка 5 млн запросов по API — не так много, отмечает собеседник, но и крипторынок до сих пор остается достаточно узкой сферой, далекой от массового пользователя. В проект удалось привлечь инвестиции примерно на $400 тыс., он прошел несколько акселерационных программ, включая Hero Traning в Draper University. «Сам Тим Дрейпер является поклонником криптовалютных технологий. И хотя в то время, когда мы проходили акселерацию, крипторынок был на спаде, у нас установились хорошие отношения. О том, какую роль сыграет в развитии Oraclus Hero Traning, пока говорить рано, но, кто знает, может быть, когда-нибудь Тим Дрейпер с командой познакомят нас с потенциальными инвесторами», — улыбается Магжан.
С началом бума искусственного интеллекта основатели Oraclus тестировали разные ИИ-продукты и поняли, что в Казахстане есть спрос на эту технологию. Появление GPT открыло новые возможности, и в прошлом году Магжан и Алибек представили SherlockAI.pro, платформу для ИИ-помощников, ориентированных на выполнение технических задач. Централизованная база знаний обеспечивает доступ ко всем корпоративным данным, в прошлом году проект прошел Industrial AI Accelerator при поддержке Astana Hub, по завершении программы официально подписал три пилота. SherlockAI.pro упрощает пользователям выполнение рутинных задач, например, анализ excel-таблиц или формулировку писем. «Появление таких технологий, как GPT, безусловно, открывает новые возможности для развития наших инструментов, и наша задача — сделать это на максимум», — говорит Магжан.