Аукенов: Никогда банки Казахстана не были так близки к потребителям, как сейчас

Вышел в свет июльский номер журнала Forbes Kazakhstan

Аскар Аукенов главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Аскар Аукенов
Фото: © Андрей Лунин

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов.

Встраивание банка в продажи, или embedded banking, – новый тренд. «Банки понимают, что ловить финансовый поток нужно не в своих отделениях, а там, где он естественно возникает: в магазинах, автосалонах, турагентствах и так далее», – говорит 39-летний Бекжан Пирматов, председатель правления Forte Bank, один из героев этого номера, традиционно посвященного рейтингу банков Казахстана и трендам в банковской сфере. Сегодня Forte – четвертый банк по активам, благодаря тому, что сумел воспользоваться ситуацией, забрав с рынка качественных клиентов после ухода российских игроков. Конкуренция на банковском рынке обостряется – это тоже тренд.

Никогда банки не были так близки к обычным потребителям, как сейчас. Между тем, если вспомнить историю, в советское время банк был для большинства людей неким абстрактным институтом. В основном таковой ассоциировался с расчетами между организациями, сберкнижкой (у кого имелась) и бессмысленной рекламой «Храните деньги в сберкассе!» (а разве был выбор?).

обложка журнала Forbes Kazakhstan июль 2024

С обретением независимости и формированием полноценного банковского рынка в Казахстане выбор появился, и клиент начал присматриваться к банкам, пытаться разбираться, чем они отличаются. На том этапе авторитетом пользовались крупные, солидные и, по ощущениям, надежные банки, с самой крутой рекламой на ТВ, множеством отделений, куда можно было бы добраться отовсюду. На следующем этапе люди стали переходить в своем выборе от субъективных ощущений к изучению продуктов – у кого какие ставки по депозитам, где выгоднее взять ипотеку.

Далее появился интернет-сервис, а затем и мобильное приложение Homebank от Казкома. Он был самым инновационным банком на рынке, впервые предложив клиентам осуществление ряда операций онлайн. Ну а потом – все знают: пришел Kaspi и совершил революцию. Он не только стал самым массовым банком по числу активных розничных пользователей, но и задал совершенно иные стандарты обслуживания. Экосистема, суперприложение, множество продуктов для повседневного пользования, бонусы, акции, QR-платежи, мгновенные переводы, синергия с eGove и т. д. С какого-то момента клиенты других банков стали ворчать: а почему у вас нельзя, как у Kaspi, почему нельзя за 15 минут выпустить карту и т. д. Многие стали поступать так: получали деньги на зарплатную карту, затем снимали все подчистую и закидывали на Kaspi.

Это ворчание, эти новые стандарты от большого игрока, этот переток денег подтолкнули остальных к переменам. Конечно, нельзя сказать, что до этого другие банки ничего не делали, но теперь они поняли, что промедление смерти подобно, начав усиленно инвестировать в технологии, экосистемы и приложения. Начали разлетаться новости – о, а эти тоже сделали маркетплейс, те тоже поставили картоматы и т. д. Люди пробуют пользоваться другими приложениями, смотреть, у кого предложения интереснее. Ведь исследования показывают – сегодняшний потребитель слабо лоялен к конкретным компаниям и брендам, легко переходя от одних к другим, если это ему выгодно или отвечает каким-то установкам. Среди клиентов банков появились даже профессиональные охотники за акциями, которые постоянно мониторят предложения на рынке и безостановочно «прыгают» туда-сюда. Да что там, я сам пользуюсь услугами пяти банков. Двумя – для депозитов в разной валюте, третьим – для расчетов, четвертым – для инвестиций, пятым – для поездок за рубеж.

Никогда банки не были так интегрированы в нашу повседневную жизнь, как сейчас. Что дальше – возможно, сращивание с телекомами и медиа? Так происходит всегда с инновациями: сначала над тобой посмеиваются, потом критикуют, затем перенимают, а далее кто-то пытается стать лучше тебя. И это здорово для потребителя.

Приятного чтения!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте