Берлин Иришев об Алле Ильчун: Она сама меня выбрала
Творческая группа фильма полтора года работала над биографией одной из первых манекенщиц Европы. Премьера 52-минутной ленты состоялась во Франции 24 января в посольстве Казахстана в Париже. 8 и 10 февраля фильм впервые продемонстрируют на закрытом показе в Алматы и Нур-Султане. В преддверии казахстанской премьеры Forbes.kz задал вопросы автору фильма.
F: Берлин Кенжетаевич, как случилось, что вас настолько увлекла судьба модели Аллы Ильчун, что вы написали про нее книгу и сняли фильм?
- Большую роль в нашем проекте с самого начала играли мистические совпадения, какие-то невероятные судьбоносные встречи, благодаря которым мы по крупицам смогли восстановить историю Аллы. Все началось с того, как я случайно увидел на антикварном рынке в парке Монсо в Париже портрет Аллы кисти Леона Цейтлина. Я раньше слышал о ней обрывочную информацию, читал что-то в интернете, но именно после покупки портрета я и мои коллеги из АКФ серьезно заинтересовались ее невероятной жизнью и судьбой. Вот такая невероятная история - как будто она сама меня выбрала, чтобы я смог рассказать о ней на родине ее отца.
F: Тяжело ли вам было собирать информацию об Алле?
- Информации об Алле в открытых источниках было очень мало. Сначала мы находили небольшие цитаты о ней в мемуарах Диора, в газетах. Обнаружили, что у ее фамилии было несколько транскрипций, и это помогло открыть дополнительный пласт информации. Алла не любила рассказывать о личной жизни даже близким друзьям, не вела дневник. Это была прекрасная эпоха, когда мир еще не знал, что такое социальные сети.
Сложнее всего было найти детали ее биографии как женщины, эмигрантки, а не только знаменитой модели. Но нам хотелось представить ее сразу с нескольких сторон - той сложной, многогранной личностью, которая она действительно была. Мы старались найти ее бывших коллег, знакомых и друзей. Немногие еще живы. Хорошо, что мы начали этот проект сейчас, иначе могло быть поздно. Например, чтобы получить важные сведения об Алле, один из сценаристов фильма, Гульнара Захарова, отправилась в предместья Нанта по следам бывшей коллеги Аллы Симон Арналь. Ей с трудом удалось отыскать женщину в доме престарелых - Симон уже 90 лет. Такие люди, такая информация - это большая редкость.
F: Кто вам помогал аккумулировать сведения о вашей героине?
Мои коллеги из Ассоциации казахстанцев во Франции - Карлыгаш Абиева, Гульнара Захарова, Максим Напольских, Диляра Поншон - помогали мне собирать сведения об Алле. Один из сценаристов, Карлыгаш Абиева, устанавливала контакты с домами моды, проводила важные интервью; Гульнара Захарова занималась сбором и поиском архивных фото и видеокадров об Алле. Максим Напольских и Диляра Поншон читали специализированную литературу, занимались логистикой проекта.
Мы все стали настоящими экспертами в области моды - прочитали десятки книг в библиотеках Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка. Дома я собрал впечатляющую коллекцию книг об истории моды, о домах Dior и Yves Saint Laurent, где Алла работала, книги с фотографиями или цитатами об Алле. Эта библиотека постоянно пополняется. Мне было приятно находить в книжных магазинах Нью-Йорка, Лондона и Токио книги по высокой моде, в которых известные эксперты выражали свой восторг талантом Аллы.
Благодаря этому проекту мы познакомились с историками моды, специалистами haute couture из разных стран.
F: Помогали ли вам в работе родственники Аллы?
- Мы разыскали и поддерживаем контакт с ее единственным сыном Марком де Дюльменом и крестной дочерью Светланой Лобофф.
Марк предоставил нам редкие фотографии из семейного архива, поделился воспоминаниями о матери. Благодаря воспоминаниям Элен Лобофф, подруги детства Аллы и матери Светланы, мы получили ценную информацию о детстве и юности Аллы. Таких данных нет нигде, кроме нашего фильма.
F: Новый фильм был снят через Ассоциацию казахстанцев во Франции, которую вы возглавляете. А кто профинансировал ленту?
- Я бы сказал, что идея этого проекта родилась в стенах АКФ и фильм был сделан во многом благодаря активности членов нашей ассоциации и непосредственно бюро АКФ. Финансирование же мы получили от частных инвесторов и благодаря французской компании Parlink смогли этот проект реализовать.
Создание документального фильма об истории модели - это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, особенно когда речь идет о нахождении редких кадров кинохроники, на которых Алла дефилировала. Мы находились в постоянной переписке с базами архивов из нескольких стран: Франции, США, Великобритании, Латинской Америки и Японии. Права на показ ценных архивных кадров с Аллой даже для такого проекта, как наш, когда речь идет о восстановлении культурного наследия, необходимо выкупать у этих баз архивов. Такой же процесс необходимо учитывать при использовании фотографий. Стоимость одного фото - около 500 евро, архивные видео продаются по секундам, и даже за короткий отрывок в несколько мгновений иногда необходимо выплатить несколько тысяч евро. Но мы очень рады и горды тем, что наши зрители могут увидеть эти уникальные архивные кадры, которых нет в свободном доступе, и смогут восхититься красотой и грацией музы Кристиана Диора.
F: Есть ли у вас договоренность с прокатными компаниями или телеканалами? Где будет демонстрироваться фильм?
- Мы рассчитывали на заинтересованность Министерства культуры в презентации фильма казахстанцам в различных регионах страны. Но пока наше письмо от 3 января в Министерство культуры о выходе фильма на экраны осталось без ответа.
Сейчас активно ведутся переговоры со всеми заинтересованными структурами, и мы уверены, что в ближайшее время мы придем к соглашению.
Мы очень надеемся, что к 8 Марта фильм окажется доступным на стриминг-платформах.
F: Какие страны, компании или исследователи так же, как и вы, проявляют интерес к персоне Аллы Ильчун?
- Аллу Ильчун знают во всем мире. О ней пишет французский историк Жан-Ноэль Лио, российский историк Александр Васильев, британский исследователь Джон Майкл О’Салливан. Нам удалось собрать ценное досье из статей об Алле в англоязычной прессе и в публикациях медиа различных стран мира, таких как Япония, Бразилия, Южная Африка и страны Латинской Америки. Это оказалось возможным благодаря исследовательскому поиску моих коллег из АФК.
Так или иначе Алла находит путь в сердца людей. Так, Жан-Ноэль Лио рассказал, что его с самого детства восхищала ее красота, когда он листал издания Vogue. Восхищается Аллой и бывший ассистент Кристиана Диора Йорн Майклсон - он тоже впервые увидел Аллу на страницах глянцевых журналов, а позже ему посчастливилось поработать с ней лично.
Александр Васильев знал Аллу в последние годы ее жизни, и его тогда поразила ее неувядающая красота и невероятная харизма. Все они говорят об этом сами в нашем документальном фильме.
В социальных сетях мы получаем сообщения от любителей моды из Китая, Японии, США. Все они восхищаются Аллой.
F: Год назад вы выпустили книгу «Муза Dior. История Аллы Ильчун». Как читатель принял ее?
- Когда в январе прошлого года я представил в Казахстане книгу об Алле, публика приняла ее с большим энтузиазмом и благодарностью. Я до сих пор получаю сообщения, комментарии. Книгу читают, передают друзьям, покупают в подарок.
По версии сети книжных магазинов «Меломан» книга вошла в десятку самых читаемых казахстанских изданий 2019 года. Для нас это большое достижение. Мы признательны казахстанцам за их большой интерес к уникальной личности нашей Аллы. Собственно, этот интерес и мотивировал нас к серьезному поиску редких документов и представление их обществу в форме документального фильма.
Французская версия книги, которая сейчас готовится к печати, дополнена большим количеством новой информации и фото материалов.
Во Франции ее очень ждут, она вызывает большой интерес со стороны знатоков и любителей моды, это говорит о том, что и во Франции книга найдет своего читателя. По большому счету история Аллы это история знаменитого дома моды – Кристиана Диора.
F: Алла была наполовину казашкой, но не говорила по-казахски и никогда не была в Казахстане. То есть к исторической родине своего отца она имеет достаточно опосредованное отношение за исключением генетического. На ваш взгляд, этого достаточно, чтобы казахстанцы считали Аллу «своей» и гордились ею?
- Историк Жан-Ноэль Лио в нашем документальном фильме называет Аллу «гражданкой мира», а Кристиан Диор отмечал, что она «говорит на всех языках, будто весь мир был ей колыбелью». Действительно, считать Аллу «своей» могут и китайцы - ведь она родилась в Харбине и долго время имела китайское гражданство, и французы - ведь большую часть жизни она провела в Париже и именно там стала звездой, и русские, потому что ее мама была родом из Санкт-Петербурга, и, конечно, казахи. Ведь Алла - дочь казахского железнодорожника Куантхана Елшына из города Верного.
Но не случайно пишет о ее казахском происхождении французский журнал Officiel, не случайно она рассказала о своих корнях Александру Васильеву за пару лет до смерти. Она с гордостью и грацией демонстрировала казахскую красоту на подиумах Европы и США.
Неоспоримым остается тот факт, что она была одной из первых европейских манекенщиц с азиатскими чертами лица. Времена тогда были непростые - в послевоенные годы были сильны расистские тенденции. Аллу «своей» считал Кристиан Диор и с гордостью называл ее своей музой, несмотря на все домыслы и предрассудки.
Каждый сам делает выводы из этой истории. Можем ли мы упрекать Аллу в том, что она не посетила Казахстан, который был тогда частью СССР, в послевоенные годы, в годы холодной войны?
Мы гордимся Аллой и предлагаем нашим зрителям смотреть этот фильм как картину о женщине с невероятной судьбой, эмигрантки, пережившей китайско-японские конфликты, Вторую мировую войну, как картину о модели Dior, о которой писали в газетах, которую постоянно фотографировали, которая захватывала воображение современников. Это фильм о модели и женщине, которая произвела революцию в мире моды. Это ли не достойно гордости? Не случайно Александр Васильев оценивает роль Аллы в нашем фильме как достойный вклад казахского народа в мир высокой моды. О ней продолжают говорить и писать в исследованиях по haute couture во многих странах мира. И это серьезный повод для гордости!