Сколько зарабатывает оперная дива из Казахстана Мария Мудряк

О тонкостях оперного искусства – из уст мировой знаменитости

Мария Мудряк — оперная дива из Казахстана
Фото: Андрей Лунин
Мария Мудряк — оперная дива из Казахстана

История оперной дивы из Казахстана Марии Мудряк поистине похожа на сказку. С рождения отличавшаяся сильным голосом, девочка начала петь в возрасте трех лет, выступая на разных конкурсах и фестивалях. В 2004, когда Марии исполнилось 10 лет, она вместе с мамой переехала в Милан по приглашению известного итальянского тенора Карло Гайфы – для обучения в его высшей академии музыки Scuola Musicale di Milano. Спустя несколько лет она получила государственную стипендию «Болашак» для продолжения обучения, таким образом став ее самой юной обладательницей. Как признается Мария, именно переезд в Италию и возможность учиться в лучших музыкальных школах сыграли судьбоносную роль в ее карьере. Благодаря природным голосовым данным и полученным знаниям она – в виде исключения – поступила в Государственную консерваторию им. Джузеппе Верди и с отличием ее окончила. Мария поделилась с Forbes Kazakhstan тонкостями оперного искусства.

F: В каких проектах вы сейчас участвуете?

– График расписан на годы вперед. Предстоящий сезон очень насыщенный: в декабре и апреле буду играть роль Виолетты в опере «Травиата» в Генуе и Неаполе, в январе и мае выступаю в Национальном оперном театре в Пекине в оперетте «Веселая вдова» и опере «Бал-маскарад», в феврале исполняю роль Мюзетты в опере «Богема» в Мумбае, а также участвую в трех гала-операх с Лео Нуччи в Модене и Пьяченце. В июле и августе планирую выступать в «Астана Опера», а осенью – во Флоренции в опере «Богема» в роли Мими. Словом, предстоит много работы и серьезной подготовки.

F: Как вы подбираете новый материал? Бывает, что отказываетесь от чего-то?

– В этом процессе помимо меня принимают участие мой агент и педагоги. Им иногда приходится меня придерживать, поскольку я хотела бы петь все и сразу (улыбается).

Если серьезно, я очень ответственно подхожу к выбору репертуара и не берусь исполнять партии, к которым еще не готова. Например, предлагали петь партии для драматического сопрано, которые по причине моего молодого возраста пока, считаю, мне не подходят. Но уверена, что смогу их исполнить немного позже.

F: Правда ли, что неверно выбранный репертуар может отразиться на вокальных данных?

– Конечно. Оперные певцы знают возможности своего голоса и всегда щепетильно подходят к выбору репертуара, в противном случае есть риск нанести голосу непоправимый вред. Нужно быть психологически, технически готовым к той или иной партии, обладать нужным опытом.

F: Как оперные певцы готовятся к выступлениям, справляются с волнением?

– Что касается меня, то я всегда прихожу за три часа до спектакля, чтобы в спокойной обстановке правильно настроиться перед выступлением. В этот день стараюсь не употреблять тяжелой пищи, обязательно выспаться и быть в хорошем расположении духа.

Когда только начинала выступать на большой сцене, то, конечно, было тяжело справиться с волнением. Благодаря многолетней практике я смогла преодолеть страх, хотя считаю, что небольшое волнение присутствовать должно, иначе не будет куража.

F: Каковы секреты создания сценического образа?

– Все приходит с опытом. Конечно, в моей профессии главное – вокальное исполнение партии, но для меня почти так же важно передать характер героини, чтобы зритель сопереживал всем перипетиям ее судьбы, понимал мотивы поведения, чувствовал внутреннее состояние. Я очень требовательна к себе, много работаю и тщательно готовлюcь к каж­дой роли: отрабатываю технику, голос, сложные пассажи. Все эмоции персонажа переданы композитором в музыке, и, чтобы правильно донести их до зрителя, нужно детально проработать материал с дирижером и режиссером.

Конечно, какие-то сомнения и переживания всегда присутствуют, но успех убеждает, что я все делаю правильно.

В 2015 году Мария Мудряк дебютировала в роли Виолетты Валери в опере «Травиата» в «Астана опера»

F: Некоторые певцы строго следуют сложившимся канонам исполнения. А как считаете вы, есть ли здесь место для самовыражения и собственной интерпретации материала?

– Стараюсь придерживаться того, что хотели сказать композитор и автор либретто, дирижер и режиссер. Но каждый артист вносит что-то свое в исполнение партии, это зависит от конкретных артистических данных, харизмы и степени свободы в интерпретации сюжета. Многие работают над текстом, как в драматическом театре, стараясь глубже понять материал. Кто-то самостоятельно занимается переводом отдельных фраз из либретто для лучшего понимания смысла написанного.

F: Какие особенности присутствуют в вашей работе?

– Главными инструментами оперного певца являются голос и техника исполнения, которые у всех разные и неповторимые. Именно благодаря голосу публика любит тех или иных исполнителей, а уже потом оценивает артистические, внешние данные. Помимо голоса очень важна и техника вокала – умение управлять им. Существуют различные школы вокала, и сложно сказать, какая из них лучше, это вопрос индивидуального выбора. Тем не менее многие полагают, что итальянское бельканто – наилучшая техника, гармонично сочетающая певучее, кантиленное пение с колоратурой. Именно ее я изучала на родине оперы.

Как и в любой другой сфере, для построения успешной карьеры оперному певцу нужно постоянно работать над собой, полностью отдаваться любимому делу и обладать некоей долей удачи. Немаловажными факторами являются востребованность и уровень театров, в которых он поет.

F: А с какими сложностями приходится сталкиваться? Случаются ли творческие кризисы?

– Иногда оперные певцы бывают «не в голосе», когда любые физические недомогания или моральные переживания могут повлиять на его звучание, однако профессионалы умеют с этим справляться. Творческие кризисы, наверное, бывают, но, к счастью, я с ними еще не сталкивалась.

– Насколько сильна конкуренция среди певцов и какие качества играют главную роль?

– В наше время конкуренция очень велика. Например, когда я поступала в Миланскую консерваторию, был конкурс 150 человек на место.

Для того чтобы тебя взяли на роль за рубежом, необходимо быть очень талантливым и трудоспособным, обладать подходящим тембром голоса, широким диапазоном, а также уметь добиваться хороших результатов, собирая полные залы и пользуясь успехом у публики.

F: Насколько работа оперного певца привлекательна с точки зрения заработка?

– Считается, что оперные певцы за рубежом получают в десятки раз больше, чем их коллеги на постсоветском пространстве. Насколько мне известно, в среднем состоявшийся артист в Европе может зарабатывать от $2,5 до 4 тыс. за спектакль, при этом больше половины этой суммы уходит на покрытие различных расходов: жилья во время репетиций и спектаклей, питания, билетов (не всегда дорога оплачивается театрами), налогов, работы концертмейстеров и учителей вокала, не говоря уже о концертных нарядах.

F: Какие существуют различия в работе в Италии и в Казахстане?

– Главное различие состоит в том, что в Италии в любом театре на каждую постановку проводится кастинг, у нас же существует труппа оперных певцов, работающих постоянно на контрактной основе. Поскольку я выступаю и в Италии, и в Казахстане, то уже привыкла к этому.

Что касается аудитории, то итальянская публика очень подготовленная. Иногда люди даже потихоньку подпевают певцу. Стоит отметить, что благодаря открытию «Астана Опера» наша публика стала больше посещать оперные спектакли, что очень радует. Хочется чаще выступать для казахстанцев.

F: Есть ли у вас любимые персонажи и кого вы хотели бы сыграть в будущем?

– Мне очень нравится образ Виолетты из «Травиаты», Мими из «Богемы», Джульетты из «Ромео и Джульетты». В будущем мечтаю спеть Норму из одноименной оперы Беллини.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


главный редактор Forbes Woman

 

Статистика

9081
просмотров