Умут Шаяхметова: Новые вызовы – это новые возможности

Председатель правления Halyk Bank стала первой героиней нового выпуска совместного проекта компании Visa и Forbes Kazakhstan «Диалоги сильных»

Forbes.kz публикует сокращенную версию беседы Умут Шаяхметовой со старшим вице-президентом и генеральным менеджером компании Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Верой Платоновой.

F: Умут, первый и самый важный вопрос, конечно же, про тяжелый 2020 год. Он был трудным и для всего мира, и для Казахстана, и для банковской системы, и для каждого из нас. Как изменил вас профессионально и в личном плане 2020-й?

– 2020 год заставил нас вспомнить о тех ценностях, которыми мы дорожили, но не всегда понимали, насколько они важны – это здоровье, семья, близкие, природа и экология.

Если говорить о профессиональном аспекте, то это был год большого вызова. Мы, Halyk Bank, оказались на передовой: в этот сложный период приходилось работать как в онлайн-режиме, так и в офлайне, были моменты, когда мы работали круглосуточно, на ходу перестраивая наши процессы, бизнес-процедуры, потому что во главу угла были поставлены безопасность и здоровье наших клиентов и сотрудников.

Параллельно банк был задействован в реализации инициатив государства по поддержке малого и среднего бизнеса, розничных клиентов. К примеру, необходимо было предоставлять отсрочки по кредитам, а это значит, нужно было перестроить процедуру учета, внедрить эти изменения в массовом формате, причем онлайн, и так, чтобы клиентам не нужно было приходить в банк.

Однако 2020 год предоставил и возможности для трансформации, быстрого изменения и развития digital-направления.

Что касается меня лично, то мои ценности – отношение к жизни, принципы, мотивация – не поменялись, но, как руководитель, я, конечно, прошла через совершенно новые вызовы. Это был не в чистом виде финансовый кризис. Это был больше кризис здравоохранения, кризис организации и перестройки формата взаимодействия населения, бизнеса и государства.

F: Как изменились ваши методы как руководителя?

– Руководитель – это прежде всего постоянная ответственность, невзирая ни на какие обстоятельства. Необходимо работать, обеспечивать сервис, сохранять платежеспособность, финансовую устойчивость банка, отвечать за депозиты и за средства наших клиентов и, конечно же, нести ответственность за коллектив, которым ты руководишь.

Что изменилось? Изменился прежде всего формат общения, мы перешли в онлайн-режим. В действительности непросто работать, когда ты не можешь оценить ответную реакцию аудитории, не видишь глаза людей, своих работников. Но все же постепенно необходимый формат общения и взаимодействия с коллективом и сотрудниками был выработан.

F: Давайте вернемся к теме женщин. В Казахстане достаточно много женщин в бизнесе, но на ключевых позициях в финансовом секторе – единицы. Почему так?

– Тут я с вами не соглашусь. К примеру, руководитель Агентства финансового регулирования и надзора - Мадина Абылкасымова, президент Казахстанской фондовой биржи – Алина Алдамберген, председатель Ассоциации финансистов Казахстана – Елена Бахмутова, руководитель крупнейшего банка – я. Плюс у нас еще есть несколько женщин - руководителей банков в Казахстане. Я бы сказала, что наоборот, самые ключевые позиции занимаем мы - женщины, и эта тенденция буквально последних лет.

Если посмотреть на сам финансовый сектор, на банковскую структуру, то, наверное, 70% состава коллективов — это всё-таки женщины. Я согласна, что в руководящем составе – на уровне совета директоров, на уровне правления, на уровне директоров департаментов или филиалов, конечно же, больше мужчин.

Я думаю, женщинам приходится в два раза больше работать, чтобы доказать, что мы можем работать не хуже, а иногда и лучше, как минимум на равных. А ведь многие женщины приходят домой и отрабатывают «вторую рабочую смену», занимаясь домашними делами и хозяйством.

F: На какие качества характера вы обращаете внимание при приеме на работу? И можно ли сказать, что какие-то черты максимально присущи женщинам и какие-то мужчинам?

– При найме или при назначении я точно не руководствуюсь гендерным подходом. Главное, чтобы человек был профессионален, компетентен и честен – последнее особенно важно. Также человек, если это руководитель, должен быть инициативным, неравнодушным, болеть за дело, за своих людей, за клиентов. Трудолюбие, дисциплина, ответственность – эти качества в совокупности отличают хорошего руководителя на всех уровнях, да и в целом любого работника.

F: Наш с вами разговор проходит в рамках глобальной инициативы Visa – She’s Next, что можно перевести как «следующая она». Мне кажется, что сегодняшние вызовы заставляют сотрудника или руководителя быть более креативным, более многозадачным, и часто у женщин эти способности развиты сильнее. Наверное, это связано с тем, что мы когда-то фокусировались на домашнем быте, а это полноценная мультизадачность. Как полагаете, формулировка She’s Next означает, что женщины лучше приспосабливаются к новому миру?

– Много лет возглавляя крупную организацию, сталкиваясь с разными жизненными ситуациями среди своих сотрудников, могу сказать, что женщина более мотивирована. Ей нужно успевать рожать и растить детей, отвечать за семью и подниматься по карьерной лестнице. Сама вспоминаю: когда у тебя на руках маленький ребенок, а ты одновременно варишь суп, читаешь книгу и моешь посуду – это ли не многозадачность! Даже в обычной жизни, в условиях кризисных ситуаций, женщины быстрее адаптируются к изменениям и к разным жизненным условиям. Наверное, это заложено генетически самой природой, а это важный фактор и отличительная черта хорошего руководителя. В этом смысле у женщин на руководящих позициях очень хорошие перспективы.

Полностью интервью Умут Шаяхметовой смотрите на видео.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6061 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
21 сентября родились
Иоган Меркель
член Конституционного совета, экс-заместитель генерального прокурора РК
Мухамеджан Турдахунов
учредитель Рудненского цементного завода, экс-президент ССГПО
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить