Гульнар Досаева: Принципы умной благотворительности

10 лет назад, когда я только открыла благотворительный фонд «Дара», было не так просто говорить о благотворительности

Гульнар Досаева — основательница благотворительного фонда «Дара»
Фото: Андрей Ким
Гульнар Досаева — основательница благотворительного фонда «Дара»

Идея, что ты должен помогать еще кому-то, кроме родственников и знакомых, решать общественные социальные проблемы, многим казалась странной. Личная ответственность меркла перед ожиданиями от государства.

Сейчас многое изменилось. Общество прониклось идеями благотворительности. Мы видим активное развитие различных фондов, волонтерских групп, наблюдаем вовлеченность бизнеса. Эволюционируя, благотворительность поднимается на новый уровень, и появляются новые задачи.

В концепции благотворительности достаточно много разных нюансов, это крайне непростое занятие. Но, осознав некоторые принципы, вы легко сможете отличить «умную благотворительность» от любой другой.

1. Профессионализм

Создавая свой фонд, я понимала, что без профессиональных кадров невозможно помогать эффективно. Нужно исследовать проблему, выработать разные варианты помощи, выбрать оптимальный путь. Для этого требуется опыт, специальные знания, определенный набор личных качеств. Хотите принести своей помощью пользу, работайте с профессионалами. Даже волонтеры, частные лица могут стать частью более крупного проекта, внести вклад в работу профессионального фонда или НПО.

Конечно, можно встать на углу своей улицы и раздавать хлеб мало­имущим. Кому-то это поможет, кто-то, возможно, решит воспользоваться вашей добротой, а через пару недель у вас не останется сил. Но можно стать волонтером в организации, где такой процесс отлажен – есть отбор и проверка получателей помощи, проводятся обучение и трудо­устройство безработных, помимо раздачи еды, оказывают помощь медикаментами, услугами. Вы станете частью общего дела, но при этом польза от вашего вклада будет ощутимой. Необязательно пытаться решить все самому – сотрудничая с профессионалами, вы только выиграете.

2. Честность

Прежде всего честность перед самим собой. Зачем я собираюсь помочь? Чего таким образом я хочу добиться? Для чего мне это нужно? Вопросы выглядят эгоистичными, но на них обязательно надо ответить, прежде чем оказывать помощь. Вы и ваши ожидания определяют вашу мотивацию. Надо честно ответить, хочется ли вам почувствовать себя героем, сделать пару красивых фото для Instagram или, может, вы чувствуете вину перед теми, кому повезло меньше. Ответы на вопросы зададут вектор ваших действий в оказании поддержки.

Осознанность поможет принести больше пользы, ведь самое главное в этом процессе не личное я, а конечный получатель помощи. Стало ли ему легче, смогли ли вы что-то изменить в его жизни? Важно быть честным с тем, кому помогаешь, без иллюзий и заигрываний.

3. Общая работа

Принято думать, что благотворительность располагает к сотрудничеству. Казалось бы, когда все хотят помочь сделать добро, что там делить? Мы говорили выше о честности. Делить всегда будет что: репутационную выгоду, имидж, финансирование, бенефициаров и пр. Тем не менее без сотрудничества в этой области невозможно добиться значимых результатов. Задачи стоят сложные, ресурсов всегда мало, а значит, надо договариваться, искать варианты совместной работы. Всегда стремитесь к партнерству, ищите единомышленников.

4. Системность

Всем известна притча про удочку и рыбу. Проявляя инициативу в оказании помощи, нужно искать суть проблемы, а не симптомы и следствия. Это труднее, чем кажется на первый взгляд: риски и уровень необходимых вложений в разы возрастают. Поэтому у нас так много желающих проводить игровые мероприятия с детьми в детских домах, кормить их сладостями и дарить подарки и так мало людей, готовых решать проблемы социального сиротства, неблагополучных семей и пр. Намного легче найти спонсоров на индивидуальное лечение, и почти никто не решается финансировать программы по обучению врачей или внедрению новых методик. Мало внимания уделяется филантропии в области исследований, образования, науки. Это, бесспорно, сложно, но надо стремиться участвовать именно в системных проектах, потому что в этом случае вероятность принести действительную пользу будет намного выше.

5. Доверие

Доверие к вам, ваше доверие к тем, кому помогаете, кому передаете средства на благотворительность. Быть предельно открытым, обеспечить прозрачность аудита, отчетности – это первостепенная задача для всех, кто занимается благотворительностью. Нельзя полагаться только на репутацию, имя, былые заслуги; требование отчетности и прозрачности должно присутствовать всегда.

6. Ответственность

Благотворительность подразумевает большую ответственность. Выделяя ресурсы на проекты, вы в полной мере отвечаете за конечный результат, даже если не организовываете сам процесс помощи. Принесут ли ваши деньги, услуги, волонтерский вклад пользу, зависит от вашего выбора, в этом и проявляется ваша ответственность. Именно поэтому выбор проекта, бенефициаров и партнеров становится таким важным. И чем больше объем и размах вашей помощи, тем более высокие требования предъявляются к вам. Крупные компании, реализующие проекты по социальной ответственности, должны уже не просто помогать, выделяя средства из бюджета, а предлагать высокоэффективные решения – системные проекты с минимальными затратами, достигающие устойчивых результатов, опыт которых возможно перенять и масштабировать.

Не стесняйтесь говорить о своих добрых делах, делитесь своим опытом «умной благотворительности», задавайте стандарт. Конечно, один в поле не воин, но когда люди объединяются с благой целью, то решить можно практически любую задачу. Желание помогать всегда идет от сердца, но не оставляйте в стороне разум. Пусть ваша помощь станет не милостыней, а инвестицией, имеющей четкую цель и результат.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

21689
просмотров
 
 
Загрузка...