Кусочек Родины на шее

8211

Почему Асель Адил, отучившись по программе «Болашак» на финансиста, создала бренд аксессуаров, напоминающих о Казахстане

Асель Адил
Фото: Андрей Лунин
Асель Адил

В 2010 году, в разгар предыдущего кризиса, Асель Адил вернулась из Великобритании, где отучилась по программе «Болашак» в магистратуре по специальности «финансы», и начала искать работу. Поиски затянулись на долгие 10 месяцев, но именно они стали поворотными в жизни девушки.

Ни хао, Китай!

«Когда я училась за границей, то хотела носить с собой кусочек Казахстана – какой-нибудь аксессуар, напоминающий о родине. К сожалению, тогда продавали только изделия hand made, качество которых меня не устраивало. Поэтому я подумала, почему бы не делать аксессуары с казахскими стилизованными узорами, производить их на фабрике, а не вручную», – вспоминает о первом порыве Асель.

Идею создавать платки и кожаные изделия с национальным орнаментом поддержала ее старшая сестра Индира. Она вложила собственные $15 тыс., и с этого началось производство аксессуаров под брендом Adili. «У нас были небольшие продажи, и в этом была проблема. Ведь для изготовления изделий на фабриках производители требуют, чтобы заказывались большие партии. К счастью, в Китае у меня были знакомые, с которыми я училась в Великобритании, и они помогли мне найти ателье, где стали принимать наши заказы. Сейчас мы также сотрудничаем с фабриками в Турции, в поиске производителей там мне также содействовали однокурсники».

Сестры Адил искали и местных производителей, но девушек не устроило качество готовой продукции из кожи, а компаний, которые могут наносить принты на шелковые и хлопковые ткани, в Казахстане вообще не оказалось.

Сейчас у основателей Adili несколько фабрик-партнеров, в основном в Китае. Там лучший в мире шелк, поэтому они не видят смысла работать, к примеру, с Италией. «Мы пробовали сотрудничать с Италией, но их качество ничем не отличается от китайского, только изделия выходят дороже и больше проблем с доставкой. К тому же они не такие мобильные, как наши китайские друзья, – перечисляет Асель. – Да, вы не ослышались, я их называю друзьями: за пять лет совместной работы мы сдружились, знаем, как живут наши семьи, доверяем друг другу. Если раньше они работали с нами только по предоплате, то сейчас дают отсрочку платежей».

Цветовая волна

В течение четырех с половиной лет с момента появления бренда дизайном изделий занималась сама Асель. «Никакого образования в этой сфере у меня нет, но с самого детства было внутреннее желание заниматься творчеством», – говорит креативный директор и сооснователь бренда Adili.

Первым аксессуаром, который отрисовала Асель, был кожаный клатч с казахским орнаментом. «Сначала мы думали, что упор будем делать на кожаные изделия. Но время показало, что кожа «не идет», видимо, и без этого много предложений на рынке. Поэтому мы решили запустить платки из натуральных тканей – шелка, хлопка, кашемира, и сейчас текстиль составляет 80 % нашего ассортимента», – рассказывает Асель.

В прошлом году креативному директору стали помогать два профессиональных дизайнера. «Коллекцию текстиля мы обновляем каждые полтора месяца, есть модели, которые повторяем постоянно с момента основания бизнеса, это наше наследие, что в англоязычных странах называют heritage. Когда нам нужно создавать новую коллекцию, мы садимся с дизайнерами и устраиваем «мозговой штурм», рассматриваем наработки каждого из нас. Я постоянно прошу дизайнеров: даже если идея приходит во сне, просыпайтесь и делайте набросок орнамента. Прошу делать фото зданий, картин – всего, что может помочь в создании нового образа. У нас есть папки «Идеи для платков», «Идеи для сумок» и так далее. Таким образом, мы постоянно черпаем идеи отовсюду, нет какого-то одного источника для вдохновения», – раскрывает секреты создания орнаментов собеседница Forbes Woman.

Фото: Андрей Лунин

Однако колорингом (подбором цветов) Асель занимается по большей части сама, говорит, что у нее есть свое видение этого вопроса и не всегда дизайнеры оказываются с ней на одной цветовой волне. Тем не менее, по словам девушки, даже с ее опытом порой сложно предугадать, платки какой цветовой палитры будут покупаться, а какие нет: «Мне кажется, что точно будет продаваться вот эта модель. Ан нет! Хотя сейчас я уже более-менее стала понимать, какую цветовую подборку надо делать для наших женщин. Брюнетки предпочитают холодные цвета – синий, зеленый, фиолетовый. Блондинки больше любят розовый, оранжевый, теплый зеленый».

У Adili есть и мужская линейка аксессуаров, достаточно скромная – галстуки, платки, кошельки, сумки. Линейка появилась два года назад, после того как от «маскулинной» части покупателей стали поступать соответствующие запросы. «Мы стали изучать, чего хотят наши мужчины. Оказалось, что они очень консервативны. Те галстуки, которые я бы хотела производить, они не стали бы носить. Поэтому мы стараемся подбирать сдержанные орнаменты и цвета, кожаные аксессуары делаем черными или коричневыми», – рассказывает сооснователь бренда.

Реальный и виртуальный

По словам креативного директора компании, первые четыре года их с сестрой бизнес развивался в «вялотекущем режиме, был скорее хобби», потому что после 10 месяцев поиска девушка все-таки смогла устроиться по профессии в фонд частных инвестиций. Но даже тот факт, что до 2014 года Асель пришлось совмещать бизнес и работу по найму, не помешал появлению трех ретейл-точек Adili.

«Нашими первыми покупателями были друзья и родственники, которые поддержали нас в начале пути. Затем мы открыли первую торговую точку в Астане. Экономили тогда на всем, даже ремонт сами делали и пакеты, в которые упаковывается продукция, забирали в развернутом виде из типографии, а дома уже всей семьей их склеивали», – вспоминает Асель.

Благо Астана хорошо приняла новый бренд. «Хоть на рынке и много платков, но наши бросаются в глаза, запоминаются, их не стыдно подарить, поэтому очень многие берут их в подарок, когда выезжают за границу. К тому же цены у нас конкурентные – от 7 тыс. до 23 тыс. тенге за платок в зависимости от размера и ткани», – объясняет расположение покупателей бизнесвумен.

Сейчас продукция Adili продается в шести бутиках: четырьмя (два в Алматы, по одному в Астане и Костанае) управляют сестры, два принадлежат партнерским компаниям. «Партнерские магазины в Атырау и Актау оформлены в том же стиле, что и наши бутики, там присутствует весь ассортимент Adili. Но это нельзя назвать работой по франшизе, потому что они не выплачивают нам роялти», – говорит Адил.

У бренда также есть собственный интернет-магазин shopadili.com, который начал работу два года назад. Покупатели в основной своей массе пользуются интернет-ресурсом как витриной: рассматривают товар, изучают цены, но за покупками приходят в офлайн-точку.

Обороты Adili в 2014 году составили 41 млн тенге (прибыль 25 % от оборота), в 2015-м – 56 млн тенге (прибыль 20 % от оборота), в планах на 2016 год – дорасти до 90 млн тенге

Однако это не повод закрывать виртуальную площадку, считает Асель. Во-первых, сейчас сайт выступает в роли визитной карточки, которая привлекает внимание к бренду. Во-вторых, рано или поздно казахстанцы станут более активно покупать через интернет, тогда продажи через shopadili.com пойдут вверх. О том, что покупательские привычки изменятся, говорит опыт работы Adili с интернет-супермаркетом Lamoda. Сестры стали сотрудничать с этой площадкой и увидели, что там продажи платков designed in Kazakhstan идут неплохо.

Крoме частных клиентов, которые составляют львиную долю покупателей, у Adili есть корпоративные клиенты. «Они приобретают продукцию для своих сотрудников или для бизнес-парт­неров. Либо они покупают наши изделия, либо мы создаем дизайн продукции с использованием их корпоративных цветов», – говорит Асель Адил.

Чтобы сделать упаковку более элегантной и расширить базу корпоративных клиентов (сейчас это 10 % от общего числа покупателей), в Adili решили провести ребрендинг: уйти от красного цвета, который используется в логотипе и при оформлении магазинов и упаковки, к более сдержанному – сине-зеленому. «Красный – яркий, привлекающий внимание цвет. Но не все корпоративные клиенты готовы дарить нашу продукцию в упаковках и пакетах красного цвета», – приводит аргумент креативный директор.

Печатная фабрика

«Полтора года назад после долгих и тяжелых раздумий я решила завязать со своей финансовой карьерой. Уволилась из компании, хотя заработок у меня там был неплохой. Я понимала, что не буду получать таких денег. Но как можно отказаться от собственного бизнеса? Это как отказаться от своего ребенка. Тяжело было совмещать работу, бизнес и уход за новорожденным малышом, поэтому я сделала выбор в пользу собственной компании и семьи (у Асель сейчас двое маленьких сыновей. – Прим. ред.)», – рассказывает бизнесвумен.

Однако этот шаг позволил Adili развиваться в новом направлении – организовать производство. Компания уже начала ремонт помещений под фабрику, где будут наноситься принты на натуральные ткани. «Мы долго считали, и, по нашим расчетам, это будет выгодно. Нам придется закупать сырье за границей. Но у нас расширится ассортимент – появится домашний текстиль от Adili. Кроме того, мы будем выполнять сторонние заказы. Спрос на продукцию с уникальными принтами есть у местных дизайнеров одежды и интерьеров. За рубежом фабрики не берутся делать их маленькие заказы, а мы готовы изготавливать продукцию в небольшом количестве», – утверждает собеседница.

На собственные средства сестры обустраивают помещение в Алматинской области под специальные промышленные принты. Уже сделана предоплата на покупку шести машин китайского и европейского производства. Максимальная мощность оборудования – 100 квадратных метров в час. «Однако для запуска производства нам нужны дополнительные инвестиции в размере 145 млн тенге, поэтому мы отрабатываем вариант финансирования через банки по линии фонда развития предпринимательства «Даму». При этом не исключаем возможность привлечения инвесторов», – подытоживает беседу Асель Адил.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить