Как из рядового сотрудника вырасти до управляющего крупнейшим сервисом по доставке в Казахстане
Об этом Лаула Стамкул впервые рассказала Forbes Woman Kazakhstan в качестве генерального менеджера Wolt Kazakhstan

Начало пути
После школы Лаула решила учиться за границей. Выбор пал на специальность «гостиничный менеджмент» в Швейцарском университете. Обучали как в теории, так и на практике – студентами их отправляли на стажировки в крупные гостиничные комплексы. Получив степень бакалавра в бизнес-администрировании, она вернулась в Казахстан. «Всегда мечтала развивать крутые проекты именно на родине. Мой карьерный путь начался с корпоративных продаж в одной из местных гостиниц. Продолжился опытом предпринимательства в семейном бизнесе, а затем работой в сфере facility management. Все это помогло освоить навыки администрирования и юридические тонкости», – рассказывает собеседница Forbes Woman Kazakhstan.
Помимо этого, был опыт и в HoReCa: открытие собственного стартапа – заведения формата быстрого питания и работа бренд-менеджером в ресторанной сети abr, где вместе с командой профессионалов они запускали множество проектов, развивая ресторанную индустрию в Казахстане.
Первое знакомство с Wolt
По словам Лаулы, Wolt «случился» случайно – во многом благодаря abr. Впервые она познакомилась с компанией в качестве партнера в 2019 году. Тогда Wolt только заходил на рынок Казахстана и заключал первые партнерства с крупнейшими игроками в ресторанной отрасли.
«Помню, как я вышла со встречи вдохновленной. Мне понравилось все: философия компании, ее возможности, подход к партнерству и условиям сотрудничества», – рассказывает Лаула.
Сам процесс найма был очень интересным. На первом собеседовании учитывались не столько знания и навыки (hard skills), сколько личные качества и соответствие культуре компании. Благодаря такому подходу HR-специалисту становится понятно, какие у человека ценности, стремления, какой характер и насколько соискатель подходит тем, кто уже работает в компании. Отбор продолжился дополнительными заданиями и интервью, после которых ее утвердили на позицию менеджера по привлечению партнеров. А уже через полтора месяца Лаула присоединилась к команде маркетинга, где и трудилась последние годы.
«Маркетинг – это сочетание бизнеса и креатива. Многие думают, что эта сфера предполагает только идеи, обсуждения, бесконечные встречи. Но маркетинг не только об этом. Это в первую очередь цифры, выстраивание стратегии роста, четкое планирование и анализ. И только потом креатив», – делится девушка.
Колоссальный опыт за короткий срок
Как рассказывает Лаула, за два года в Wolt она получила, наверное, самый уникальный опыт за все время своей карьеры. Здесь все происходит быстро, есть доступ к современным платформам и аналитике, постоянно сталкиваешься с уникальными кейсами и учишься, добиваясь поставленных целей. А главное – компания обеспечивает все условия для развития каждого сотрудника.
В октябре 2021 года Лаула стала исполняющей обязанности генерального менеджера. Вакансия генерального менеджера была открыта для всех желающих – как внутри команды, так и вне ее, а отбор проходил на конкурсной основе.
«Первое время, конечно, были сомнения. Ведь эта позиция предусматривает большую ответственность и определенные усилия. Нужно менять ритм, подход, обнуляться и набирать обороты. Для меня это был вызов, но и возможность роста. Убедившись, что я справлюсь с этой ролью, я решила подать заявку. Как и все кандидаты, я прошла несколько отборочных этапов и ряд интервью с менеджерами разных уровней. Спустя полгода после назначения и. о. меня официально утвердили в должности генерального менеджера», – рассказывает Лаула.
О команде и культуре Wolt
По словам собеседницы, залог успеха любой компании – сильная команда. Каждой позиции нужен свой человек, который горит своим делом. Причем не важно, будь то руководящая позиция или начало карьерного пути.
Другие составляющие успеха – это свобода, которая дается каждому сотруднику, и доверие, которое ему оказывается. В Wolt нет микроменеджмента, есть четкие задачи и цели, которые ставятся всей команде и каждому отделу. А как достигнуть поставленных целей или сколько времени потратить на ту или иную задачу – целиком и полностью зависит от самого сотрудника. Главное – результат.
«Я стала десятым по счету сотрудником в Wolt Kazakhstan. Сейчас, спустя почти три года, команда выросла до 165 человек по всей стране. Процент удержания сотрудников довольно высок – во многом благодаря лояльному отношению к людям, общим ценностям и отличным возможностям роста», – рассказывает Лаула.
Лояльное отношение к сотрудникам проявляется во всем. Глобально, например, у каждого сотрудника есть возможность обратиться к CEO напрямую, и он обязательно ответит. Локально руководитель каждого отдела еженедельно проводит встречи с каждым членом команды, чтобы найти совместное решение проблем и поддержать его, даже на эмоциональном уровне.
То же касается пространства и условий, в которых находится сотрудник. Простой пример: в офисе должны быть только ортопедические стулья, которые не вредят здоровью во время сидячей работы.
Такой подход продиктован ценностями компании Wolt. Скандинавы сами по себе очень позитивные, отзывчивые люди, которые уважительно относятся к окружающим и строят комфортную среду для каждого вокруг.
Трудное, но интересное время
«Как бы странно ни звучало, пандемия объединила нас, дав мощный толчок к развитию. Мы не были готовы к растущим объемам, поэтому команде пришлось максимально оптимизировать свои силы и сфокусироваться на главном – обеспечении лучшего сервиса доставки в Казахстане.

Штат сотрудников в это время увеличился в 2 раза. Выросло и число курьеров-партнеров. Сейчас мы сотрудничаем с более чем 7500 курьерами, более 2500 из которых доставляют с Wolt на постоянной основе», – делится Лаула.
Интерес к доставке также возрос со стороны рестораторов. С запуска в 2019 году Wolt подключила уже около 2500 ресторанов и магазинов-партнеров в семи городах Казахстана.
Несмотря на бурный рост и увеличивающуюся базу пользователей, уровень удержания клиентов остался на прежнем уровне, достигая 40% при привычных для рынка 20%.
По словам Лаулы, данная цифра во многом заслуга службы поддержки, которая способна найти индивидуальный подход к каждому клиенту.
Лаула считает, что сервисы по доставке начали развиваться в Казахстане в необычайно подходящее время. Они однозначно помогли жителям страны пережить пандемию, и речь не только о доставке еды, но и о возможности заработка в ограниченных условиях – как для курьеров-партнеров, так и для ресторанов.
«Спада заказов после стабилизации ситуации мы не ощущаем. Безусловно, существует сезонность, которая влияет на спрос – в теплое время года, например, люди предпочитают больше времени проводить вне дома. Однако летом 2021 года, во время пандемии, сезонности мы не наблюдали. Рост продолжается, даже несмотря на высокую конкуренцию и множество игроков в сфере доставки.
По нашим данным, мы занимаем лидирующие позиции в Алматы и Нур-Султане. Но нас это не расслабляет, ведь все может измениться. В конечном счете всегда хорошо, когда у клиентов есть выбор», – рассказывает собеседница.
Конкуренция – это генератор прогресса, она мотивирует расти, развиваться, становиться лучше. При этом компания никогда не оглядывается на других игроков, а следует собственным бизнес-процессам, стилю и философии.
Инструменты развития
По словам героини, маркетинг Wolt активен всегда. Но есть и особо интенсивные периоды, связанные с сезонностью: сервис набирает максимальные обороты осенью и зимой, немного снижаясь к весне.
Больший фокус уделяется диджитал-каналам: таргетной рекламе, работе с социальными сетями, инфлюенсерами. Маркетинг практически полностью ведется in-house, самостоятельно, без помощи сторонних агентств.
Особое внимание уделяется развитию партнеров на платформе. «Нам важно, чтобы каждый ресторан или магазин мог повышать продажи и развивать свой бренд, работая с нами. Запускаем и коллаборации с внешними компаниями-партнерами. Так, с каждой новой кампанией продажи партнеров в среднем растут на 30%, а увеличение общих заказов на платформе за период 2020–2021 годов составило 180%», – делится инсайтами Лаула.
Параллельно развивают и ретейл-сегмент. Сейчас 10% оборота компании приходится именно на него. В ближайших планах открытие сети собственных супермаркетов Wolt Market – виртуальных магазинов с быстрой доставкой. Ретейл продолжит расти и развиваться – соответственно, и маркетинговые усилия, направленные на него, также будут увеличиваться.
О планах компании
По словам Лаулы, основной фокус – расширение и развитие бизнеса. Сейчас к платформе подключены семь городов, в перспективе до конца года – подключение еще трех. У каждого населенного пункта своя специфика, которую нужно учитывать.
Помимо этого, мы постоянно занимаемся улучшением операционных показателей, увеличиваем базу пользователей, партнеров, работаем над повышением узнаваемости бренда и лояльностью.
О лидерстве
Лаула рассказывает, что в компании нет четкой иерархии. «Мы не делимся на «подчиненных» и «руководителей», называя последних «тим-лидерами».
Если же говорить о лидерстве как о процессе социального влияния, то я никогда не стремилась к нему целенаправленно, а проходила ко всем достижениям органично. Амбиций управлять большой командой у меня никогда не было. Если честно, часто возникает синдром самозванца, но именно он не дает мне расслабляться.
Мне кажется, что у любого лидера должен отсутствовать страх перед обязательствами, принятием важных решений. Также невероятно важна эмпатия, умение прислушиваться к людям, с которыми работаешь. Где-то важна интуиция», – считает генеральный директор Wolt Kazakhstan.
На вопрос, важен ли пол в лидерстве, Лаула отвечает: однозначно нет. В компании абсолютное гендерное равенство. «Хотя я считаю, что женщинам нужно давать больше шансов проявить себя и поддерживать их нужно чаще. Просто потому, что у женщин исторически было меньше возможности работать на руководящих позициях», – подытоживает героиня.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook