Как строить социальный бизнес в интернете

Invamade.kz – бизнес, совместивший в себе два развивающихся в стране направления: социальное предпринимательство и электронную коммерцию

Айжан Халилова — основатель Invamade
Фото: Андрей Лунин
Айжан Халилова — основатель Invamade

В феврале 2016 в Казахстане заработал первый интернет-магазин, где представлена продукция, выполненная руками людей с ограниченными возможностями. О том, как зародилась идея создания проекта Invamade.kz и как осуществляется его операционная деятельность, Forbes Kazakhstan рассказывает основатель Invamade Айжан Халилова.

До запуска интернет-магазина Айжан работала корпоративным юристом в Samsung Electronics, а еще раньше – специалистом отдела комплаенс-контроля в банковской сфере.

- В какой-то момент поняла, что больше не хочу работать в корпоративном секторе и в принципе быть юристом. Осознала, что желаю полностью изменить свою жизнь, и в конце 2015 года ушла с работы, – вспоминает собеседница.

Планов запустить собственный бизнес на тот момент не было. Находясь в поиске призвания, Айжан посещала городские мероприятия в Алматы, знакомилась с людьми, читала специальную литературу.

- Уже не помню точно, где услышала термин «социальное предпринимательство», но мне этот вариант сразу показался подходящим, – говорит она. – Всегда была неравнодушна к проблемам других.

Еще будучи студенткой университета в родном Семипалатинске, Айжан работала волонтером в местной общественной организации «Исток», где консультировала родителей детей-инвалидов в правовых вопросах. Благодаря этому опыту имела представление о проблемах людей с ограниченными возможностями, одной из которых был вопрос реализации изготавливаемой ими продукции.

- В каждом интернате, при каж­дом специализированном НПО есть уроки труда и ремесленничества. Но основные цели – развитие моторики, вывод из депрессии. Не ставится задача научить человека зарабатывать, а ведь это тоже необходимо для социализации, – отмечает Айжан.

Решив, что может помочь в этой ситуации, она открыла Invamade.kz – канал продаж для социально ответственных товаров.

На реализацию задумки ушло полтора месяца. За это время Айжан, удостоверившись в том, что аналогичного предприятия в Казахстане нет, нашла мастеров через общества инвалидов, создала сайт, получила советы и рекомендации от знакомых с опытом работы в маркетинге и пиаре.

- На первоначальном этапе потребовалось около $1 тыс. вложений. Я все делала самостоятельно, без привлечения инвесторов и партнеров. Большую часть стартового капитала потратила на разработку сайта, остальное ушло на мелкие расходы вроде транспортных затрат, распечатки лифлетов, дизайна логотипа, – рассказывает основатель интернет-магазина.

На данный момент в компании числится один наемный сотрудник, ответственный за наполнение сайта и ведение социальных сетей. На внештатной основе работают три фотографа, проводящие съемку продукции. Доставкой занимается курьерская служба на основе партнерского договора об оказании услуг. 40 поставщиков – это физические лица, организации и общества.

- Пока мы не так тесно работаем с интернатами, потому что они являются государственными учреждениями и не могут принимать деньги, – поясняет Халилова. – Однако у многих воспитанников хорошие изделия, поэтому мы ищем варианты взаимовыгодного сотрудничества.

Собеседница выделяет два направления своего бизнеса: корпоративные заказы (когда клиент просит изготовить уникальную вещь) и розничная торговля (покупатель выбирает из готового ассортимента). В2В-продажи относятся к рынку сувенирной продукции, в то время как в рознице приходится конкурировать с другими производителями хендмейд-изделий.

- С бизнес-клиентами мы работаем по индивидуальным заказам: разрабатываем дизайн, предлагаем несколько вариантов, изготавливаем финальный продукт. Ставку в данном случае делаем на то, что у нас социальный бизнес, и к каждой вещи прилагаем наклейку «добрая покупка», – говорит Айжан.

Другое отличие от остальных производителей – ручная работа. Если большинство подобных компаний закупают комплектующие в Китае и лишь потом осуществляют сборку, то продукция Invamade полностью выполняется вручную.

- У нас, к примеру, есть подарочные наборы. Варенье делает одно предприятие, игрушки – другое, даже упаковочный материал мы не заказываем на стороне. Картонная упаковка – специализация общества слепых, так как при нем функционирует соответствующий цех, – рассказывает предприниматель.

Из последних крупных заказов – изготовление керамических сувенирных магнитов к Ехро-2017.

Что касается условий сотрудничества, Айжан старается предоставлять как можно больше свободы мастерам. Они имеют полное право продавать товар через другие каналы, представлять его на выставках.

- К тому же у наших умельцев возникают разные жизненные обстоятельства: кто-то ложится в больницу, кто-то по личным причинам не может работать каждый месяц, – добавляет собеседница.

Поставщики также сами назначают цену на товар, но Invamade оставляет за собой право увеличить ее до 30%, с учетом расходов на операционную деятельность.

Как признается Айжан, она еще не достигла полной самоокупаемости – во многом из-за сезонного характера продаж подарочной и сувенирной продукции. Летом, как правило, спрос заметно падает.

- Думаю, что мы можем выставлять социально ответственную продукцию, даже если она выполнена не инвалидами. Есть бизнес-модель, по которой средства с продаж идут на поддержку какого-либо фонда. Почему бы не попробовать? – размышляет о дальнейших планах предпринимательница.

Через Invamade можно также приобрести изделия подопечных общества «Жеті Ағаш» – центра реабилитации и социальной адаптации для женщин, вышедших из тюрьмы и находящихся в группе риска рецидива. Возможно открытие офлайн-магазина узкой направленности, организация мастер-классов по рукоделию.

- В Казахстане в целом есть перспективы для развития социального бизнеса, потому что наши люди любят помогать. Главное – не давить на жалость, а выпус­кать качественный продукт, – считает Айжан.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


журналист Forbes Kazakhstan

 

Статистика

3186
просмотров
 
 
Загрузка...