Ядерный запас

12142

Зачем в Казахстане создают банк низкообогащенного урана

Фото: © Depositphotos.com/coddie

В конце прошлого года СМИ со ссылкой на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщили о том, что Казахстан начал закуп сырья для банка низкообогащенного урана (НОУ). В соответствии с соглашениями, заключенными с «Казатомпромом» и французской Orano Cycle, обе компании будут поставлять агентству уран для дальнейшей транспортировки и хранения в Казахстане. «МАГАТЭ подписало контракты на приобретение низкообогащенного урана, подготовив почву для создания банка НОУ в Казахстане», – сообщалось в пресс-релизе агентства.

Проект банка низкообогащенного урана МАГАТЭ разрабатывался как один из механизмов обеспечения гарантированных поставок ядерного топлива в страны – члены агентства в том случае, если по какой-либо причине будут нарушены действующие схемы поставок ядерного топлива для атомных электростанций. Резерв банка НОУ должен стать неприкосновенным запасом, который будет востребован только в случае кризиса на мировом урановом рынке странами, которые имеют собственную ядерную программу и развивают мирную атомную энергетику. Как поясняет МАГАТЭ, в банке должен быть сосредоточен физический запас гексафторида урана, пригодного для изготовления топлива для стандартного легководного реактора, общей массой до 90 метрических тонн. Этого количества, по оценкам специалистов, достаточно для обес­печения энергоснабжения одного большого города в течение трех лет.

Идея создания банка НОУ была озвучена в 2006 году фондом «Инициатива по сокращению ядерной угрозы». Главным фактором, в свое время заставившим мировую общественность обсуждать перспективы создания банка, стала иранская ядерная программа. В 2015 году в Вене был подписан совместный всеобъемлющий план действий, гарантировавший мирные цели иранской ядерной программы. В августе того же года официальное соглашение о создании банка низкообогащенного урана подписали МАГАТЭ и РК – страна, предложившая разместить хранилище на своей территории. 29 августа 2017 года в Астане состоялось официальное открытие банка НОУ.

Создание и функционирование банка обеспечивают доноры, и в течение 10 лет на эти цели было выделено порядка $150 млн. В том числе фонд «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» направил $50 млн, США – $49,5 млн, ЕС – до 25 млн евро, по $10 млн – ОАЭ и Кувейт, $5 млн – Норвегия, $400 тыс. и взносы в натуральной форме – Казахстан. МАГАТЭ будет нести расходы по приобретению, доставке и содержанию НОУ, издержки, связанные с импортом и экспортом, расходы по выплате налогов, сборов и пошлин. Казахстан берет на себя затраты по хранению.

Тема создания банка на территории Казахстана на протяжении долгого времени была источником серьезных дискуссий в нашем обществе. Во-первых, многие ставили знак равенства между банком ядерного топлива и хранилищем ядерных отходов. Во-вторых, опыта реализации подобных проектов в международном масштабе не было, хотя в мире создан ряд банков ядерного топлива. В числе механизмов гарантированных поставок низкообогащенного урана, созданных с одобрения МАГАТЭ, следует упомянуть, например, гарантийный физический запас НОУ Российской Федерации, хранящийся в Международном центре по обогащению урана в Ангарске, и гарантированное предоставление услуг по обогащению НОУ в Великобритании. Собственный запас НОУ имеется также у США.

Насколько безопасно размещение подобного объекта на территории Казахстана? Этот вопрос возник одним из первых и беспокоит многих по сей день. На значительной части постсоветского пространства, и Казахстан – не исключение, после аварий в Чернобыле и на «Фукусиме» общественность настороженно относится к рискам ЧП на объектах атомной энергетики. Можно вспомнить, что в свое время казахстанцы активно высказались против строительства АЭС в районе Балхаша.

В свою очередь эксперты ­МАГАТЭ считают, что площадка Ульбинского металлургического завода, выбранная в качестве места дислокации банка НОУ, полностью соответствует критериям. Предприятие имеет 60-летний опыт работы с гексафторидом урана (к 1986 году здесь производили до 600 тонн порошка диоксида низкообогащенного урана и около 1000 тонн топливных таблеток в год), соответствующую инфраструктуру и квалифицированный персонал, надежную сис­тему физической защиты. К тому же на УМЗ более 20 лет действует режим гарантий МАГАТЭ.

«Агентство дает гарантии хранения и транспортировки НОУ, поскольку используемые для этой цели стальные контейнеры полностью исключают утечку и воздействие извне. Строительство здания склада тоже осуществлялось в соответствии с требованиями МАГАТЭ, и даже сильное землетрясение не причинит ущерба цилиндрам. При строительстве помещения не использовались горючие материалы, охрана на территории Казахстана будет осуществляться Национальной гвардией», – прокомментировал директор по безопасности УМЗ Сергей Сидоров.

Скептики неоднократно указывали на вопрос логистики. Выбор европейских компаний в качестве поставщиков означает, что уран придется везти транзитом, и, скорее всего, через российскую территорию. В сентябре 2018 года был решен и этот вопрос: в рамках генеральной конференции МАГАТЭ представители агентства и внешнеторговой компании госкорпорации «Росатом» – АО «Техснабэкспорт» подписали соглашение о транспортировке низкообогащенного урана и оборудования, необходимого для работы банка НОУ. Основное соглашение о транзите низкообогащенного урана в банк НОУ между правительством РФ и МАГАТЭ было заключено в предыдущем году, но для того, чтобы оно реально заработало, требовалось подписать имплементирующее соглашение. По мнению российских экспертов, эта договоренность послужит интересам надежной поставки ядерного материала в банк и обеспечит гарантию того, что страна, решившая воспользоваться его услугами, не будет испытывать затруднения с получением ядерного материала.

Еще один аспект, который, по мнению экспертов, может создать сложности, – ценовая ситуация на рынке урана. Согласно опубликованным в конце 2018 года данным Агентства по ядерной энергии ОЭСР, Казахстан и Канада, основные экспортеры урана, снижают уровень добычи из-за низких цен, и если в 2016 году объем мировой добычи составлял 62 тыс. тонн, то в 2017-м – 59,3 тыс., в 2018-м снижение продолжилось. Расходы на разведку и разработку урановых месторождений сократились с более чем $2 млрд в 2014 году до $663,7 млн в 2016-м, и на фоне падения уранового рынка тоже продолжают снижаться. «Сегодня мировой парк атомных реакторов имеет суммарную мощность 391 ГВт, что требует 62,825 тыс. тонн урана в год. По состоянию на 2035 год, в зависимости от соотношения между количеством вводимых и выводимых из эксплуатации АЭС, потребности составят от 53 до 91 тыс. тонн урана в год», – говорится в докладе.

По мнению сторонников проекта, создание банка НОУ станет важным шагом в процессе ядерного нераспространения, а Казахстан – заметным участником мирной инициативы. «Казахстан становится важной составляющей рынка низкообогащенного урана, а учреждение банка является справедливым инструментом обеспечения гарантированных поставок ядерного топлива. Мирные ядерные технологии должны быть доступны для всех государств, приверженных принципам нераспространения ядерного оружия», – отмечают в Научно-техническом центре безопасности ядерных технологий.

Еще один фактор – возможное изменение конъюнктуры на рынке урана. Пока имеющейся ресурсной базы достаточно для удовлетворения потребностей атомной энергетики, но в случае возможного роста спроса потребуются дополнительные сырьевые ресурсы, а также инвестиции в научные исследования и повышение эффективности уранодобывающей промышленности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить