В Казахстане приступают к жёсткому регулированию монополистов

10742

Развитие биржевой торговли, разгосударствление экономики должны принести эффект почти в 2 трлн тенге

ФОТО: unsplash.com/BP Miller

Поправки в законодательство вопросам развития конкуренции утвердило правительство во вторник, 22 июня, на очередном заседании. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 4 кодекса и 6 законов, они предусматривают новые подходы в развитии конкуренции, направленные на расширение конкурентной среды в базовых отраслях экономики, функционирования товарных рынков: связи, железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок, услуг аэропортов, АПК, угля, фармацевтики и строительства и других.

«Основная задача на сегодня ясна – это определение роли государства в экономике. Высокий уровень концентрации на ключевых товарных рынках и высокий уровень государственного участия в экономике на сегодня являются основным барьером на пути развития конкурентной экономики. При этом выделяются 3 основных регуляторных барьера по развитию конкуренции. Прежде всего – это доступ к ключевой мощности, искажение ценообразования, а также избирательное покровительство или фаворитизм», - заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин, выступая на заседании правительства.

Важнейшей задачей, по его мнению, является обеспечение доступа к ключевой мощности, так как это «инфраструктура или объект, без доступа к которой конкуренты не могут предоставлять свои услуги потребителям». Примерами являются магистральная железнодорожная сеть, кабельная канализация для связи, первичные металлы для дальнейшей переработки, морские порты, субстанции для производства лекарств, технологии производства.

«Нами определены принципы доступа к ключевой мощности: платность, транспарентность, срочность, возможность, занятие доминирующего положения», - объяснил Жумангарин. 

Дальнейшее направление развития конкуренции, по видению АЗРК, это развитие биржевой торговли. Жумангарин подчеркнул: «Биржевая торговля переведена наконец на цивилизованные рельсы». Так, уже запущены торги бензином, битумом, углем, сжиженным газом, и до конца года, торговля будет расширяться за счет авиакеросина, дизтоплива, пшеницы. Также «впервые состоялись биржевые торги углем, где базисом поставки выступают сами карьеры». «Первые торги Каражыры и Шубаркуля показали, что экономия для потребителя составляет около 20%», - отметил глава агентства. 

«Следующий важный шаг, и это было поручение главы государства – регулирование деятельности так называемых операторов, государственных и частных. Мы выявили 51 монопольный оператор, 47 из них с госучастием. Что мы предложили: по 24 из них вводится институт специального права – они будут подлежать жесткому регулированию, ценовому, ограничению иной деятельности, запрету на участие в других компаниях, публичности, возмещению убытков бизнесу при создании. По 18 регулирование не требуется – эти операторы осуществляют общественные услуги и не получают прибыли. По 9 будут приняты кардинальные меры: по 4 ликвидация либо приватизация, по 5 лишение операторства, сохранение их просто в статусе подведомственных организаций», - рассказал Жумангарин, подчеркнув, что эта работа будет продолжена в дальнейшем.

Не менее важный аспект в развитии конкуренции - это сокращение госучастия в предпринимательстве. По оценке АЗРК, участие государства в экономике на сегодняшний день составляет 14,8%, более 2 тысяч субъектов квазигоссектора.

«Мы предложили секторальный анализ госсобственности. То есть, вне зависимости от видов деятельности, если сектор созрел, с учетом количества субъектов МСБ, уровня господдержки, его надо полностью приватизировать. Примерами являются стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия благоустройства. Естественно, с учетом регионализации Казахстана», - считает Жумангарин. 

Также необходимо обеспечить равный доступ к мерам господдержки, поскольку «идет персонализация господдержки, в основном поддерживается крупный бизнес». Агентство намерено разработать «конкурентные принципы оказания мер господдержки с учетом доли МСБ, уровня госучастия, наличия барьеров, уровня рыночной концентрации».

«Важной является конкуренция на рынке электроэнергии. На сегодняшний день на организованных торгах продается только 1% электрической энергии. Все остальное по непрозрачным прямым контрактам. В этой связи до 2025 года организованная торговля электроэнергией увеличится как минимум до 30%. Кроме того, мы планируем устранить дифференциацию на рынке снабжения электрической энергией. Все это даст ежегодную экономию порядка 20 миллиардов бюджетных средств, 31 миллиард будет экономия для расходной части для МСБ, и, естественно, возрастет жилищная помощь, по нашим расчетам - на 720 миллионов», - заявил Жумангарин.

Еще одно направление - развитие конкуренции на рынках транспорта, в первую очередь на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Глава агентства отметил, что уже выдано более 40 лицензий, есть 3 перевозчика, 2 из них являются частными, которые работают в пилотном режиме. Сейчас перед агентством стоит задача расширить эту деятельность с тем, чтобы к 2025 году было не менее 10 перевозчиков.

«Большой закрытый рынок – это рынок аэропортовой деятельности. К терминальному обслуживанию планируется свободный доступ, к перронному обслуживанию, чтобы было минимум 2 оператора, 1 из них независимый, и на рынках аэропортов с пассажиропотоком более 2 миллионов человек доступ не менее к 3 услугам наземного обслуживания», - рассказал Жумангарин.

Результатом всех предлагаемых мер должно стать увеличение биржевой торговли нефтепродуктами до 20% к 2025 году, сжиженным газом - до 100% уже в 2022 году. Экономический эффект составит более 1,9 трлн тенге. Также планируется увеличение объема централизованных торгов электроэнергией до 30% к 2025 году на сумму более 350 млрд тенге, при этом ежегодная экономия средств бюджета составит 20 млрд и 31 млрд тенге - для МСБ.

«Развитие маркетплейсов – сокращение в 10 раз времени на смену поставщика электроэнергии. Обеспечение к 2025 году свободного доступа к не менее чем 7 услугам наземного обслуживания на территории аэропортов. Обеспечение доступа к кабельной канализации в области связи. Сокращение количества муниципальных автобусных парков в городах республиканского и областного значения до 0. Сокращение количества госзаданий на 50% к 2025 году. Оптимизация к 2025 году 20 единых операторов. Все это позволит улучшить и развить конкурентную среду в Казахстане»,  - резюмировал Жумангарин.

Премьер-министр Аскар Мамин предложенные подходы поддержал, отметив, что в ближайшей перспективе они позволят снизить долю участия государства в экономике страны до 14%. Он поручил Агентству пересмотреть нормы регулирования деятельности государственных и частных операторов в различных сферах.

«Развитие конкуренции должно осуществляться путем распространения инструментов биржевой торговли и расширения условий доступа к ключевым инфраструктурным мощностям. Чем проще и дешевле доступ субъектов рынка к данным мощностям, тем ниже цены для конечных потребителей. В этой связи Агентству по защите и развитию конкуренции необходимо разработать условия доступа к ограниченным ресурсам субъектов, не применяющих принципы сбыта через биржевые торги», - считает глава правительства.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить