Куда укатили алматинские трамваи

8602

В 2015 в Алматы простились с трамваями из-за участившихся аварий, а годом позже выставили вагоны на продажу

Фото: wikipedia.org

За счет бюджетных средств СПК "Ертіс" выкупила 13 старых вагонов, которые перестали использовать в Алматы, передает корреспондент Устинка LIVE.

Напомним, в южной столице в 2016 демонтировали рельсы и выставили их на продажу. Тогда же пытались реализовать и старые германские вагоны, но долгое время не находилось покупателей. Потенциально их могли приобрести три трамвайных парка: павлодарский, темиртауский и усть-каменогорский - больше нигде в стране нет рельсового транспорта.

 - В Алматы мы ездили в одно время с директором трамвайного парка Павлодара. Посмотрели вагоны и пришли к выводу, что это просто металлолом, - рассказывает директор трамвайного парка Усть-Каменогорска Анатолий Успенский.

Через год стало известно, что алматинские трамваи все-таки привезут в Усть-Каменогорск. Конкурс прошел в январе, и СПК "Ертіс" за государственные средства приобрела все 13 трамваев по максимальной заявленной стоимости - 118 млн тенге.

Сейчас объявлен конкурс на доставку вагонов. Ориентировочно это обойдется местному бюджету еще в 87 млн тенге. Но почему вагоны приобретают за счет бюджета, ведь трамвайный парк в Усть-Каменогорске частный?

При этом директор трамвайного парка о приобретении техники узнал, когда она уже была куплена, и ни о каком дальнейшем сотрудничестве ему не сообщали. Анатолий Успенский рассказал, что всеми силами постарается не допустить выхода на рельсы алматинских трамваев.

- Я случайно узнал о покупке этих трамваев, когда уже был объявлен тендер на поставку вагонов из Алматы, - говорит Анатолий Успенский. - Это вагоны в основном 1983-1986 выпуска. Исполнительная власть борется за то, чтобы перевозчики обновляли подвижной состав, а тут закупают старые вагоны. Это такое обновление? У меня самый старый вагон младше этих трамваев.

В СПК "Ертіс" прокомментировали сложившуюся ситуацию. Трамваи прибудут в Усть-Каменогорск в исправном состоянии и полностью готовые к эксплуатации. Прежде, чем покупать, их тщательно осмотрели.

В трамвайном парке Усть-Каменогорска придерживаются другого мнения - "поставить" приобретенные вагоны на рельсы попросту невозможно. Даже их более "современные" собратья не подходят для усть-каменогорского депо.

- Такие же трамваи мы хотели приобрести в Германии, только 2005-2006 годов выпуска. Но прежде чем их купить, нужно было модернизировать базу трамвайного парка - это обойдется в 90 млн тенге. Эти вагоны физически не смогут заехать в депо. Под них нужны домкраты, инструментарий, нужно переоборудовать цеха, - рассказывает Анатолий Успенский. - А главная проблема - запасные части. Они продаются только в Германии, и то на более новые трамваи. На те, что сейчас купили, их нет нигде.

 Более того, по словам Анатолия Анатольевича, рельсы, которые сейчас на улицах Усть-Каменогорска, не предназначены для этих трамваев. Чтобы те поехали, нужно вложить, по самым скромным подсчетам, еще около 50 млн тенге.

 - Они элементарно без бандажей. Это как резина на автомобиле. Из-за того, что нет бандажей, и были частые сходы с рельсов в Алматы. Получается, там использовать эти вагоны опасно, а в Усть-Каменогорске можно? - задается вопросом директор трамвайного парка.

 К таким же выводам в свое время пришли и в Павлодаре. В итоге там по улицам ездят новенькие белорусские трамваи.

Сейчас руководство трамвайного парка задается вопросом - зачем купили трамваи?

- Получается, нашу судьбу уже предрешили? Если местные власти собираются таким путем обновлять трамвайный парк, то эту "рухлядь" просто опасно выпускать, - говорит Анатолий Успенский.

Стоит напомнить, что в начале года представители СПК "Ертіс" заявляли, что готовы выкупить имущество трамвайного парка, если оно будет выставлено на торги. Но пока этого не случилось, а трамваи уже на подходе.

 Тем же вопросом задаются и в региональном филиале Палаты предпринимателей.

 - Возникает вопрос, что делать с трамваями, которые сейчас закупили. Ведь их доставка никак не обсуждалась с руководством единственного в городе трамвайного парка, - говорит директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. - Были выделены большие бюджетные средства, их можно было бы вложить в обновление существующего парка. Пока действия СПК "Ертіс" вызывают недоумение.

Сейчас Нацпалата принимает все меры, чтобы освободить трамвайный парк от налоговых обременений.

Вопрос с долгами трамвайный парк пока решает своими силами. Свет в конце тоннеля - инвестиционный проект, который сейчас на стадии оформления документов.

Вместе с инвесторами в город придут и новые трамваи. По примеру Павлодара планируется закупить вагоны в Беларуси. Их рыночная стоимость около 35 млн тенге каждый.

 - Это экономичные трамваи, они потребляют вполовину меньше электроэнергии. Даже по самым скромным подсчетам мы будем ежемесячно экономить по 3 млн тенге на электроснабжении, - говорит Анатолий Успенский. - Всего мы купим семь новых вагонов.

На линии их должно быть 25. Пока будут использовать имеющиеся, но значительно их модернизируют.

По словам директора трамвайного парка, инвесторы хоть и сомневаются, но все же готовы вкладывать деньги, понимая, что это прибыльный бизнес.

Узнав о покупке старых трамваев, он был глубоко возмущен.

 - Я обратился в Комитет национальной безопасности, в администрацию президента, в Комитет по противодействию коррупции, изложив всем свою позицию, - говорит Анатолий Успенский. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить