Умный комфорт

12234

Как инновации меняют бизнес и государство

Фото: © Depositphotos.com/jipen

Современные технологии, ускоряя темпы развития экономики и общества, приводят к трансформации модели работы бизнеса. За последние 5–10 лет прекратили существование целые отрасли, а промышленные гиганты, чье место в мировой производственной структуре казалось незыблемым, были вынуждены уйти с рынка. Предпринимателям, в чьи планы не входит пополнение рядов аутсайдеров, следует научиться выстраивать бизнес с расчетом на несколько шагов вперед и быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к быстро меняющейся реальности. Столь же серьезную работу предстоит проделать государственным структурам и городским администрациям. К такому выводу пришли эксперты, выступившие на VI инновационном форуме в Алматы.

Второй год подряд в центре форума оказывается тема «умного города» (smart city) – это словосочетание в последние годы прочно вошло в моду. По прогнозам ООН, к 2050 году более 70% населения Земли будет проживать в городах и урбанизация приведет к предельному напряжению возможностей городской среды. Решение проблемы специалисты видят во внедрении комплекса экологичных и интеллектуальных технологий, которые помогут создать новый город, в котором было бы комфортно находиться его жителям.

Большинство мегаполисов мира, заслуживших статус «умных», не строились таковыми изначально, но создавались в заданных обстоятельствах усилиями специалистов. Среди городов, сразу возводившихся с прицелом на концепцию smart city, можно вспомнить, пожалуй, лишь южнокорейский Сонгдо на искусственном острове, аккумулировавший последние достижения в области городского планирования, архитектуры, строительства, экологии, транспорта и связи. Говоря об «умных городах», люди нередко задаются вопросом, какие экономические дивиденды может принести реализация подобных проектов? Поскольку просчитать все риски практически невозможно, точно сказать, окажется ли конкретный проект выигрышным с финансовой точки зрения, нельзя. Главный же критерий – удобство проживания.

Создание комфортной среды объявлено и одним из ключевых аспектов в рамках концепции Smart Almaty: «Алматы – город для людей, а не для машин, город без заборов, в том числе ментальных». Между тем этим летом проект служит для многих алматинцев скорее источником раздражения, нежели оптимизма, – именно потому, что из-за сноса заборов, реконструкции улиц и масштабного внедрения платных парковок пришлось напрочь забыть о комфорте передвижения.

Тем не менее отказываться от планов власти не намерены. Аким Бауыржан Байбек сообщил, что совместно с экспертами из компании Systra завершается пересмотр комплексной системы организации дорожного движения. Протяженность выделенных полос для общественного транспорта в этом году увеличится до 92 км. От микрорайона Орбита до Зеленого базара формируется велокоридор протяженностью 21 км, действует 50 станций велопроката системы Almaty Bike, до конца октября планируется открыть еще 150.

В «умном городе» по-алматински, согласно замыслу разработчиков, должно найтись место Big Data. В качестве «пилота» запущен проект общественной приемной Open Almaty. Обращения, поступающие от горожан, рассматриваются в формате конкретной жизненной ситуации, открыт прием обращений онлайн, осенью откроются кол-центр и фронт-офис акимата. На портале «Алматы генплан» доступна информация о схемах красных линий, мощностях тепловых и электрических сетей, систем водоснабжения; следующими должны открыть свои данные ДВД и транспортные службы, в том числе «Алматы паркинг».

В концепциях smart city использованию данных, программному обеспечению и приложениям вообще отводится более значимое место, чем технической оснащенности. К такому выводу, говорит основатель и председатель правления Global Visions – SiliconValley, в прошлом старший вице-президент по инновациям Oracle Марк Ивановски, приходят вендоры и корпорации, которые сделали себе имя на продаже высокотехнологичного оборудования. Но облачные технологии, на базе которых работают «умные города», изменили рынок: цифровую экономику развивают не столько корпорации-монстры, сколько молодые гибкие стартапы, меняющие саму модель оказания услуг. Подтверждение тому – истории успеха таких проектов, как Uber и Airbnb.

«В современном обществе часто заходит разговор об угрозе третьей мировой войны, но мы не задумываемся, что это может быть война не в обычном понимании слова, а борьба посредством технологий, с помощью которых можно вывести из строя интеллектуальные системы противника», – рассуждает Ивановски.

Часто к оперативному внедрению новых решений не располагают забюрократизированная структура крупных компаний и уверенность топ-менеджмента в незыблемости лидерских позиций. «Руководство Kodak в свое время не смогло предвидеть, что придет день, когда, для того чтобы сделать фотографию, не понадобится пленка, и поплатилось за это. Сегодня меняются все отрасли, наиболее быстро – машиностроение и здравоохранение. Компьютерные системы иногда могут поставить диагноз более точно, чем врач, им неведом человеческий фактор. Осознание того, что технологии могут настолько полно брать под контроль деятельность человеческого организма, в некоторой степени страшит, но от этого никуда не денешься», – уверен эксперт.

Госструктурам, как и крупным корпорациям, свойственна консервативность подходов, но игнорировать тенденции цифрового общества – значит собственными руками сдерживать движение вперед. Любая государственная организация может брать на вооружение современные технологические тренды, используя их на благо собственного развития, и авторство полезной инициативы совсем не обязательно должно исходить от первого лица, считает председатель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК Багдат Мусин. Он приводит пример «Казпочты», которую с давних пор олицетворяли очереди, медлительные операторы и мало изменившиеся за десятки лет технологии. «Идею супермаркета посылок, благодаря которой в конце концов удалось навести порядок в отделениях, предложил простой служащий. Поначалу руководство было против: говорили о сомнительной эффективности затеи, об угрозе персональным данным. Потребовалось проявить твердость. Вместе с тем этот кейс стал хорошим уроком: все поняли, что в эпоху технологий нельзя возводить стены между компанией и клиентами, рядовыми работниками. И чем невероятнее на первый взгляд кажется идея, тем больше шансов, что она окажется по-настоящему инновационной», – отмечает Мусин.

Новые тренды цифровой эпохи, способные изменить привычное отношение к госструктурам, задают социальные сети и смартфоны. Если активность акимов и министров в Facebook уже не вызывает удивления, то решение ввести запрет на использование смартфонов госслужащими имеет негативный эффект. Продвигать в массы электронную коммерцию и цифровизацию, оперируя психологией из прошлого века, все равно что следовать на конной повозке в автомобильном потоке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить