Степан Пашко, QIWI Казахстан: Как lifestyle-банкинг поможет упростить повседневные задачи

8213

Мы живем в эпоху диджитализации, поэтому финансовые организации вынуждены идти в ногу со временем и менять стандартную логику взаимодействия с клиентами. Коммерческий директор QIWI Казахстан Степан Пашко рассказал, какие тренды на отечественном рынке электронных платежей нас ждут в 2021 году

Битва «холодных продаж» за потребителя постепенно переросла в технологическое сражение приложений и сервисов. Даже небольшие финтех-компании составляют серьезную конкуренцию крупным банкам. Согласно данным международной консалтинговой компании Bain & Company, 54% клиентов доверяют по меньшей мере одной технологической компании больше, чем банкам в целом, а 29% потребителей доверяют им больше, чем собственному обслуживающему банку. На фоне таких показателей банки стали менять стандартную логику взаимодействия с клиентами и уже предлагают нефинансовые продукты в онлайн-режиме. Это и стало основой для создания концепции lifestyle-банкинга.

Рынок электронных платежей в Казахстане: что нас ждёт в 2021 году?

- Рынок электронных платежей в Казахстане сейчас выходит на всемирный этап развития. Это открывает большие перспективы для местного рынка банковских услуг. Происходит качественный рост таких продуктов, как платежные карты, электронные кошельки, онлайн-банкинг в банках, мобильная коммерция. Основываясь на данных прошлого года, под влиянием пандемии вектор платежного поведения сместился в сторону дистанционных, безналичных онлайн-платежей. Люди хотят совершать все платежи очень просто и удобно, находясь дома. На мой взгляд, эта тенденция в 2021 году продолжится и мы увидим в РК много новых, интересных платежных продуктов на основе базовых направлений.

Многие электронные сервисы стремятся создать вокруг потребителя экосистему, включающую финансовые услуги: платежи, переводы, получение кредита и прочее, а также нефинансовые сервисы, такие как покупка билетов, товаров, заказ еды, вызов такси и т.д., пользуясь которыми клиент может получить дополнительные преимущества в виде специальных условий, скидок и бонусов.

Я считаю, что построение экосистемы финансовых и нефинансовых сервисов - это большой шаг навстречу созданию lifestyle-банкинга, который становится частью вашей жизни и органично выполняет роль удобного помощника в ежедневных делах.

Что именно подразумевает концепция lifestyle-банкинга? Могут ли крупные системы претендовать на эту роль или такие отношения с потребителем навсегда останутся территорией финтех-стартапов?

- Lifestyle-банкинг уже достаточно давно распространен в странах Европы и Азии. Если говорить простым языком, то lifestyle-банкинг – это когда ты, проснувшись утром, можешь в одном приложении выгодно воспользоваться широким спектром финансовых и нефинансовых сервисов. Например, заказать товары, оформить путешествие и сделать все необходимые платежи.

Что касается крупных банковских систем и финтех-компаний, то между ними каждый день происходит борьба за клиента. Главная цель банков – это приспособиться под клиента, стать понятнее и проще, предложить необходимые потребителю решения. У финтех-компаний немного другая стратегия, так как они изначально сами по себе очень быстрые, инновационные – для них важен рост клиентской базы и правильная финансовая модель, которая напрямую управляет доходностью.

Расскажите о различных подходах к реализации lifestyle-банкинга. Что показывает мировой опыт? Какой из них ближе к менталитету отечественного потребителя?

- Мировой опыт важен для анализа. Однако в Казахстане, как показывает практика, обычно складывается своя, особенная конфигурация той или иной модели. Раньше финансовые приложения выполняли одну определенную функцию: например, P2P-переводы, оплата услуг и кредитов и т. д. В настоящее время грань однотипности приложения стирается. Экосистему, как правило, формирует основной продукт, который может быть как финансовым, так и нефинансовым. Важным условием создания сервиса для ежедневного пользования является не просто наличие экосистемы, но и ее «бесшовность» для клиента по принципу «одного окна», т.е. приложения или сервиса, где интуитивно можно найти решение для любого повседневного запроса, будь то оплата услуг, перевод, заказ еды, покупка билета, заказ такси, оплата парковки - и все это дополняется приятными бонусами в виде cashback.

Универсальные банки VS lifestyle-банкинг: каковы приоритеты современного клиента? Что даст преимущество: создание специфичных или адаптация классических продуктов?

- Универсальный, классический банк – это уже понятная система для каждого клиента. Сейчас активно развивается тренд на создание экосистем: банки создают travel-порталы для продажи авиа- и ж/д билетов, появляются виртуальные мобильные операторы с неймингом банка. Однако у клиента есть некое восприятие, что надежнее пользоваться сотовой связью или покупать билеты у компании, которая сфокусирована на этом продукте. На мой взгляд, этот менталитет будет меняться, когда клиент попробует эти услуги и увидит в них дополнительные преимущества в виде cashback, бонусов и других. Сначала, конечно, будет адаптация классических продуктов, которая постепенно перерастет уже в специфичные продукты.

Каковы, на ваш взгляд, возможности финтех-компаний во внедрении lifestyle-банкинга в сотрудничестве с кредитными организациями в Казахстане? Какие модели партнерства между ними видятся наиболее перспективными?

- Как я уже говорил, финтех-компании хороши в своей быстроте и технологичности. Перед большими банками сейчас стоит выбор: стать быстрыми и гибкими или развивать партнерство с финтех-компаниями, чтобы успевать за рынком. Наиболее перспективно, на мой взгляд, использовать лучшие практики с обеих сторон, создавая новый продукт, который был бы невозможен без такого сотрудничества. Финтех-компании могут предоставить финансовые услуги клиентам в более удобном формате и дополнить нефинансовыми сервисами.

В настоящее время мы в QIWI Kazakhstan совместно с банками разрабатываем ряд интересных решений для клиентов, которые совсем скоро представим. Мы движемся в сторону сегментации – специальных предложений и даже отдельных продуктов для людей с определенными интересами.

Платежный бизнес и диджитализация: каковы перспективы интеграции с маркетплейсами, использованием BigData, внедрением искусственного интеллекта?

- Во время пандемии количество онлайн-платежей увеличилось в несколько сотен раз. Мы видим острую необходимость интеграции финансовых сервисов с e-commerce-площадками, как в В2В, так и в В2С-сегментах. В Казахстане есть несколько банков, которые очень хорошо развивают эту сферу. Однако в этом направлении есть безграничный потенциал развития, поэтому банкам и финтех-компаниям необходимо сотрудничать с партнерами из сферы электронной коммерции и предоставить клиенту лучший опыт взаимодействия по принципу «одного окна».

BigData и искусственный интеллект позволяют персонализировать предложения для клиентов, что значительно облегчает жизнь как продавцу, так и покупателю. На основе истории покупок, поисковых запросов формируется портрет клиента и подбирается интересующий товар. Согласно исследованиям, 35% продаж на Amazon, крупнейшем маркетплейсе, базируются на основе персонально отобранных товаров для клиентов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить