Код как профессия

7167

Когда программирование станет мейнстримом

Фото: © Depositphotos.com/mast3r

Цифровые технологии в корне меняют наш мир, становясь его значительной частью. К 2020 году, согласно различным прогнозам, 25% мировой экономики будет цифровой, а оборот мировой розничной интернет-торговли составит $4 трлн.

Такое стремительное развитие интернет-отрасли требует постоянного притока квалифицированных IT-кадров. Поэтому стоит прислушаться к мнению генерального директора Apple Тима Кука, советующего учить не английский, а один из языков программирования, который поможет объясниться с 7 млрд жителей планеты.

В нашей стране интерес к программированию и IT-технологиям только начинает расти, хотя процессы диджитализации экономики Казахстана идут уже несколько лет. При этом существует ряд проблем, тормозящих цифровизацию экономики.

Вопрос государственной важности

Стремительное развитие IT в глобальных масштабах требует адекватной и своевременной реакции со стороны правительства, поскольку опыт передовых стран мира показывает, что цифровые технологии дают существенный вклад в рост ВВП и экономики страны. Поэтому правительством страны была принята госпрограмма «Цифровой Казахстан» на 2017–2021 годы.

Согласно госпрограмме, общие расходы составят 251 млрд тенге, при этом к 2021 году доля пользователей сети интернет достигнет 81%, уровень цифровой грамотности населения – 81,5%, а численность занятого населения в отрасли ИКТ – 182 тыс. человек. Доля сектора ИКТ в ВВП к 2020 году составит 4,85%.

По мнению составителей рейтинга цифровой конкурентоспособности, чтобы улучшить состояние цифровой экономики, необходимо, во-первых, понимать, что именно госполитика определяет успешность цифровой экономики, и, во-вторых, выявить и усилить уникальные драйверы динамики цифрового развития в стране. «Это значит, что страны с развитой экономикой должны отдавать предпочтение инновациям, а страны с развивающейся экономикой – институтам», – отмечают авторы рейтинга.

Поэтому именно реализация задачи по развитию креативного общества позволит частично изменить ситуацию, в том числе в системе образования, которая пока не успевает адаптироваться к темпам изменений на рынке интернет-технологий. Кроме отдельно взятых вузов. В частности, Назарбаев Университета, на базе которого на протяжении пяти лет развивается интеллектуально-инновационный кластер.

«Прославленные факультеты IT также у Университета имени Сулеймана Демиреля, МУИТ и КБТУ. Они пытаются быть на передовой развития IT-технологий в части учебных методик, технической оснащенности и прочего. Хотя это весьма сложно и дорого», – говорит Ердос Мендыбаев, ангельский инвестор Method. Многим вузам это не под силу, и в них до сих пор устаревшие учебные программы, не соответствующие запросам современного IT-рынка, и в результате у выпускников имеется недостаток практических навыков.

Вместе с тем, несмотря на то что ежегодно по специальностям ИКТ выпускаются в среднем 30 тыс. человек, рынок все равно испытывает кадровый голод даже в начинающих программистах. Потому что из общего числа выпускников не более 20% остается в профессии.

Отсутствие кадров Динара Дюсупова, генеральный директор ТОО «Arta Almaty», связывает с недостаточной популяризацией IT-специальностей среди школьников, а также отсутствием должной системы их профориентации. На этапе определения своей будущей специальности они зачастую не имеют полного представления о профессии и перспективах своего развития в ней.

«Необходимо вводить в систему образования цифровые навыки, а именно программирование, как это делают в продвинутых странах. Если этот механизм будет запущен в самое ближайшее время, то через пять лет изменится портрет школьника и ситуация в образовании в целом», – подчеркивает Самат Исказиев, сооснователь и COO Method.

Курсы для профориентации

Позитивную роль в популяризации IT-специальностей среди школьников играют частные школы программирования для детей. Их число постоянно растет, и, по данным Самата Исказиева, только за последние полгода открылось четыре школы.

«Три года назад на рынке были только обучающие курсы для взрослых, поэтому нам приходилось адаптировать эти программы для детей, – поясняет Самат. – И рассказывать родителям, для чего и почему нужно программирование». Сегодня, несмотря на растущий спрос, до сих пор есть сложности с набором учеников, поскольку программирование в более низком приоритете, чем математика, физика, иностранные языки и спортивные секции.

Школа программирования – это то, какой продукт она продает, уверены основатели «Method Алматы», и на своей площадке они смело экспериментируют. Первыми были запущены группы выходного дня, которые сразу были укомплектованы. Затем был организован летний IT camp, в рамках которого школьники в течение одного месяца проходили курс основы программирования и в итоге решали продолжить обучение в школе.

Другой проект был ориентирован на студентов – MethodPro – летняя двухмесячная программа IT-стажировок в лучших компаниях Казахстана. 100 человек со всего Казахстана прошли обучение с мастер-классами по программированию и бизнесу, а также практику с решением 20 реальных бизнес-кейсов от таких компаний, как «Казпочта», «Казатомпром», naimi.kz и др.

Проект получил хорошие отзывы от партнеров, спонсоров и, конечно, студентов, приобретших огромный опыт, рекомендации, а лучшие из них разделили между собой денежные призы (призовой фонд составил более 3 млн тенге) и возможность дальнейшего трудоустройства. Как практический итог MethodPro – четыре внедренных проекта: приложение «Цифровой рудник» для «Казатомпрома», аутсорсинг кол-центра «Казпочты», приложение для просмотра и регистрации правонарушений Комитета по правовой статистике и специальным учетам и Learning Management System (lms) – система для преподавателей школы Method.

Кодинг для девочек

Другая инициатива, популяризирующая программирование и привлекшая интерес со стороны школ и правительства, – Technovation Challenge. «Это международный конкурс для девочек от 10 до 18 лет, цель которого – вдохновлять и обучать их решать реальные проблемы общества через разработку мобильных приложений», – рассказывает официальный представитель программы Technovation Challenge в Казахстане Диана Цой.

«Программа позволяет школьницам понять, на кого они хотели бы дальше учиться, ведь девочки крайне редко выбирают ИКТ в качестве профессии, – рассказывает Диана Цой и добавляет: – При поддержке менторов за 12 недель они не только разрабатывают приложение, но и проводят маркетинговые исследования, пишут бизнес-план и приобретают много новых навыков, реализуя свои сильные стороны».

В Казахстане проект иници­ирован в 2016 году на волонтерских основах и с этого года проводится при генеральной поддержке частного благотворительного фонда Нурали Алиева Zhanartu. За два года работы проекта в Казахстане в финал международного IT-конкурса Technovation Challenge в Сан-Франциско проходили три команды школьниц.

В этом году из 102 команд, представлявших более 30 стран мира, в финал вышло шесть, две из которых представляли Казахстан. Гран-при и денежный приз в размере $15 тыс. получила команда школьниц из Алматы под названием /flash за разработку мобильного приложения QamCare (позволяет подросткам отправлять координаты GPS своим близким в случае чрезвычайной ситуации). Вторая отечественная команда, GoWaCo, вошла в топ-6 призеров конкурса с одноименной разработкой (помогает решать вопросы, связанные с переработкой мусора) и получила приз в размере $10 тыс. В планах команд до конца года запустить свои приложения.

К слову, проект команды финалистов 2016 года с согласия девочек был реализован их ментором Динарой Дюсуповой в Атырау под названием Digital Citizen.

Образование онлайн

Интерес к IТ в области образования растет, и онлайн-обучение не является исключением. По данным J’son&Partners Consulting, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012–2017 годов) – по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг. При этом некоторые исследователи отмечают, что к 2019 году 50% всех студентов в мире будут получать образование в интернете.

Уже сегодня растет число университетов, представляющих свои программы в Сети. По этому пути идут MIT, Гарвард, Стэнфорд и др., в России – ВШЭ, МГУ, СПбГУ и др. В Казахстане дистанционную форму обучения предоставляют КазНУ им. аль-Фараби, «Нархоз», «Кайнар» и другие вузы. При этом не всегда онлайн-обучение сможет заменить вузовское образование. «Онлайн-образование подходит тем, кто очень сильно заинтересован в предмете, в реальности – максимум 7% студентов доходят до финиша онлайн-программ», – подчеркивает Самат Исказиев.

Между тем, отмечается в докладе J’son&Partners Consulting, рост рынка онлайн-обучения поддерживается диджитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн-репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн-обучения. Ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка инвестиции в образовательные стартапы по всему миру за 2015–2016 годы в размере $5,5 млрд.

Кроме того, растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни, что особенно актуально для IT-сегмента. По мере того как новые технологии будут развиваться и проникать во все новые профессии, работникам придется постоянно оценивать и повышать свою квалификацию. При этом в ближайшем будущем более миллиона профессий ($14,6 трлн в зарплатах) могут быть автоматизированы с использованием современных технологий. А это значит, что век программистов еще не закончился.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
КАК ДЕЛАЛИ РЕЙТИНГ БОГАТЕЙШИХ БИЗНЕСМЕНОВ КАЗАХСТАНА Смотреть на Youtube