Как коронакризис повлиял на IT-сообщество Казахстана
Об этом рассказывают игроки рынка
Эксперты казахстанской финтех-компании Wooppay собрали мнения глав крупных IT-компаний Казахстана. Они изложили свои взгляды на текущую картину и попробовали дать прогноз развития ситуации.
Директор финтех-компании Wooppay Александр Бондаренко:
- Карантин и самоизоляция в IT показали несколько вещей:
⁃ современные технологии позволили продолжать деятельность с минимальными потерями, а где-то даже ускорили процессы коммуникаций внутри компании и с внешними заказчиками;
⁃ многие предприниматели осознали необходимость размещения своих товаров и услуг онлайн;
⁃ работать можно намного эффективнее;
⁃ многие партнёры всё же хотят проводить очные встречи. В нашей стране это очень важно, так как необходимо выстраивать доверительные отношения и «чувствовать» партнёра;
⁃ необходимы совершенно иные подходы в управлении командой (HR), так как мы ещё не научились самостоятельности и осознанной работе. Это, в свою очередь, приводит к недоработкам или переработкам с последующим выгоранием.
Карантин показал, что некоторые сферы бизнеса могут снижать свои издержки за счёт выхода в онлайн, партнёрства со службами доставки и внедрения безналичных способов оплаты. Кризис – время роста, и некоторые компании, накопившие финансовую подушку, нанимают IT-специалистов, внедряют системы конференц-связи, электронный документооборот.
Исполнительный директор компании Nommi Алена Ткаченко:
- Думаю, что этот кризис заставил многих не просто пересмотреть взгляд на удалённую работу, но и задуматься о важности работы на глобальных рынках и экспорте. Во-первых, потому что рынок внешний намного больше, чем казахстанский. Во-вторых, это диверсификация с точки зрения валюты, в которой вы зарабатываете. В-третьих, если вы уже работаете в распредёленной команде – проще принять мысль, что и продавать удалённо на другом рынке тоже можно.
Генеральный директор BI Innovations, инновационного подразделения BI Group Амирхан Омаров:
- IT-сообщество стало достаточно важным элементом в политике и бизнесе, потому что коронавирус заставил людей (в госслужбе, в бизнесе, в повседневной жизни) больше пользоваться IT-сервисами и инструментами, сделав их обязательной и важной частью жизнедеятельности. Обнажил актуальность, проблемы и перспективы цифровых технологий для общества и государства; соответственно, IT -сообщество оказалось на передовой.
Внутри самого сообщества тоже происходят заметные изменения - сокращение расходов компании, в том числе путём сокращения персонала. При этом появилось огромное количество новых сервисов. Произошла своего рода встряска сообщества.
Директор объединённой компании Chocotravel и Aviata Николай Мазенцев:
- На нашей отрасли карантин сказался сильно. Остановлено авиа- и ж/д сообщение, и, соответственно, полностью остановлены наши продажи. Около 85% клиентов одновременно обратились за возвратом средств за купленные ранее билеты - это в разы увеличило нагрузку на службу поддержки. Авиакомпании не смогли сразу же рассчитаться с клиентами по возвратам, а так как клиенты покупали билеты у нас, то весь негатив неоплаты возвратов обратился в нашу сторону. Мы проводили большую разъяснительную работу, чтобы объяснить ситуацию. Сейчас, когда карантин заканчивается, запускаются авиарейсы и ж/д сообщение, продажи постепенно восстанавливаются. И новых клиентов, как мы видим, по статистике стало даже больше, чем в докризисное время. Значит, нам по-прежнему доверяют, за что мы очень благодарны клиентам.
Основатель образовательной платформы Wunder.kz Бахытжан Байжикенов:
- Я думаю, коронакризис ещё раз подчеркнул важность той роли, которую информационные технологии выполняют в нашей жизни. Можно выделить три области, в которых спрос на существующие технологии увеличился в разы:
В школах: сервисы для дистанционного обучения.
На работе: сервисы для дистанционной работы.
В обычной жизни: социальные сети и онлайн-кинотеатры.
Мне кажется, изменения в других сообществах были более ощутимыми, чем в IT-сообществе. Всё-таки программисты уже давно пользуются IT-технологиями, и удалённая работа для них стала привычным делом. Так же, как и обучение на онлайн-ресурсах.
В нашей компании переход на удалённую работу увеличил важность менеджеров. Мы стали больше ориентироваться на результат, а не на время работы сотрудников. Стало более важным документировать задачи, следить за их выполнением и за тем, чтобы все были в курсе происходящего. Я бы сказал, что карантин положительно отразился на наших рабочих процессах, так как выявил недостатки, о которых мы не знали до перехода на дистанционную работу.
В будущем, я думаю, многие компании, в том числе и в IT, поймут, что можно работать удалённо и быть эффективными одновременно. Часть рабочих процессов перейдёт в режим онлайн и расходы уменьшатся. Также я считаю, что роль информационных сервисов в каждой компании увеличится, так как многие сейчас начали пользоваться продуктами, которые до этого казались им слишком «IT-шными».