Что происходит за кулисами цирка "Дю Солей"

О сложностях управления самым известным в мире цирком, а также о том, что может облегчить бизнес-процессы, рассказал в эксклюзивном интервью Forbes.kz Бернар Эбер, вице-президент по информационным и бизнес-системам Cirque du Soleil

В одном из интервью Мари-Жозе Жильбо, вице-президент Cirque du Soleil по организационной деятельности и культуре, сказала: «Управлять клоуном и управлять бухгалтером — это абсолютно разные вещи». В чем же специфика циркового бизнеса?

Бернар Эбер, вице-президент по информационным и бизнес-системам Cirque du Soleil.

- Представьте себе сложность продажи 12 млн билетов ежегодно, управления семью юридическими лицами, ведения 27 банковских счетов в 26 странах, управление финансами в 19 различных валютах. Отличительной чертой Cirque du Soleil является сложность координации и управления столь многофакторной и географически распределённой деятельностью. Например, в среднестатистической компании работник большую часть времени проводит в одной стране и, соответственно, получает зарплату в локальной валюте через местный банк. Но мы – цирковая компания, у нас кочевая жизнь, так как примерно половина шоу - гастролирующие. Артист Cirque du Soleil может гастролировать много месяцев, переезжая из страны в страну. Ставки и налоговая политика в этих странах могут значительно отличаться, но труппа и команда, обслуживающая ту или иную постановку, не должны об этом думать, их задача - приносить радость зрителям во всем мире, будить их воображение и подстегивать эмоции.

Ещё один пример — наши уникальные костюмы, в собственных мастерских, расположенных в Монреале, ежегодно мы производим 16 тыс. предметов и элементов костюмов! Костюмы создаются вручную индивидуально для конкретного исполнителя и путешествуют вместе с шоу, но если вдруг возникнет острая необходимость произвести дополнительный костюм или его элемент, мы обязаны это сделать в кратчайшие сроки по меркам, которые снимаем с каждого артиста, как только он начинает работать в Cirque du Soleil, и оперативно отправить его в любую точку мира. И если мы говорим о костюмах для артистов, исполняющих акробатические номера, то они должны быть не просто красивыми и красочными, но невероятно функциональными.

Процесс организации закупок в компании происходит в единой системе, за счёт чего мы отвечаем на заявки более организованно и оперативно. Например, когда наше шоу проходит в Японии, а главный офис — в Монреале, мы не теряем времени на организационные процедуры и своевременно выполняем любые заказы, работая с нашей собственной сетью поставщиков. Для того чтобы привезти одно шоу, может потребоваться перевозка до 80 грузовых контейнеров. Помимо этого, идет постоянный обмен посылками между нашим главным офисом и гастрольными шоу по всему миру. И мы делаем всё возможное для того, чтобы логистические процессы выполнялись максимально оперативно. Это всё, конечно, невозможно без единой мощной ИТ-платформы.

С 1992 Cirque du Soleil является самодостаточной компанией, которой не требуются ни гранты, ни субсидии для ведения прибыльной деятельности. Какую роль в ее успешном развитии играют информационные технологии?

- Компания Cirque du Soleil — глобальный бизнес, ведущий свою деятельность по всему миру. Сейчас уже трудно поверить, что когда-то Cirque du Soleil был маленькой компанией, организованной небольшой группой уличных артистов, а число сотрудников на момент его основания в 1984 составляло всего 73 человека. Сегодня, учитывая масштабы нашего бизнеса, невозможно управлять глобальной компанией без единой системы отчётности, закупок, расчёта заработной платы. Поэтому, начав развивать бизнес, мы мигрировали с неудобных десктопных приложений, громадного количества экселевских таблиц и трех финансовых систем на современные ИТ-решения.

Сегодня Cirque du Soleil — это бизнес, основанный на данных. В компании помимо головного офиса в Монреале (Канада) есть офис в Лас-Вегасе (США) занимающийся стационарными шоу, а в 2014 в рамках диверсификации деятельности Cirque du Soleil на мировой арене компания выделила из своей структуры около 10 дочерних компаний. Среди них Outbox, система продаж билетов, работающая в 20 странах мира на 10 языках, компания Cirque du Soleil Theatrical для работы над театральными проектами, 45 DEGREES для создания специальных мероприятий для корпоративных, частных или институциональных клиентов. Вся информация от них поступает в единую систему, благодаря чему руководство компании получает целостную картину бизнеса, принимает решения, основываясь на реальных финансовых показателях.

Маркетинг, продажи, финансы, HR — все наши отделы имеют доступ к аналитике, позволяющей понять нюансы восприятия публикой наших шоу на разных рынках, какие площадки собирают больше посетителей, как стоит скорректировать наши маркетинговые стратегии и ценовую политику, как соотносятся продажи в одном регионе с продажами в другом. Все решения, которые принимаются сейчас в компании, основаны на глубокой аналитике рынка.

При этом мы не останавливаемся в развитии ИТ-среды, интегрируя новые решения в развернутую более десяти лет назад надежную инфраструктуру — фундамент нашего бизнеса. Благодаря налаженным бизнес-процессам мы можем сосредоточиться на своей основной деятельности — создании ни на что не похожих шоу, уводящих зрителей в самые невероятные миры фантазий. Например, в 2015 Cirque du Soleil одновременно представил 18 постановок в разных уголках мира.

Как происходит планирование гастролей? Достаточной ли гибкостью обладает компания для ведения международного бизнеса в условиях мирового экономического кризиса и высокой волатильности рынка?

- Мы начинаем планировать гастрольные туры шоу за 18-24 месяца. Конечно, при таком долгосрочном планировании бизнес должен обладать достаточной гибкостью, чтобы подстраиваться под рыночные изменения. Для нас в первую очередь важна мобильность, возможность оперативно вносить корректировки в составленные планы. И в этом вопросе ИТ-решения являются нашими важнейшими помощниками: мы в любой момент можем корректировать нашу стратегию, расходы, занятость сотрудников, видя всю ситуацию и по рынку, и конкретно по нашему бизнесу. И поэтому, например, на полное перепланирование тура у нас уходит не ещё один год, а всего несколько месяцев.

Основа любого бизнеса в сфере развлечений — артисты и зрители. Как современные технологии помогают вам отвечать на запросы этих двух очень требовательных категорий?

- С самого появления Cirque du Soleil полностью изменил концепцию циркового искусства, представление о нем, создав новое в сфере развлечений. Один из наших первых проектов так и назывался: «Мы изобретаем цирк заново». Уже тогда, более 30 лет назад, каждое представление имело свою тему и сюжет, что делало его сродни театральному действию. Наравне с визуальной составляющей важным стало и живое музыкальное сопровождение. С тех пор инновации стали для нас синонимом роста. Большую роль мы отводим внедрению инструментов, которые позволяют наладить «интерактивную связь» между зрителями и артистами шоу и совмещают человеческий фактор с визуальной составляющей.

В 2012 в сотрудничестве с Джеймсом Кэмероном мы представили нашим зрителям фильм «Cirque du Soleil Сказочный мир» в формате 3D. Фильм, в сюжетную основу которого положена история поиска любви, снят на базе семи стационарных шоу Cirque du Soleil, которые можно увидеть только в Лас-Вегасе; с появлением фильма зрители смогли насладиться номерами из этих известных на весь мир постановок и в кинотеатрах.

В 2015 мы работали над постановкой шоу «ТУРУК – Первый полет», которое создавался по мотивам фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона. Также мы активно осваивали технологии виртуальной реальности, предлагая нашим поклонникам возможность прикоснуться к нашим шоу, надев специальные очки. Конечно, даже самые совершенные технологии не смогут затмить живое выступление, однако они позволяют шоу засиять новыми красками. В 2014 наши шоу посмотрело 12 млн человек, и это говорит о многом.

Что касается наших сотрудников, то одна из наших стратегических задач — предоставить им инструменты, которые упростят их работу, повысят производительность и улучшат коммуникацию. Cirque du Soleil отличается одной из наиболее сложных HR-структур. Для работы, например, с исполнителями мы пользуемся современными облачными решениями по управлению талантами, помогающими нам оперативно руководить персоналом, отправлять на конкретные шоу артистов с требуемыми там навыками.

На что приходится обращать внимание в первую очередь при выборе ИТ-поставщиков? Отдаете ли вы предпочтение одному вендору или используете решения разных компаний?

- Мы всегда ищем масштабируемые решения, которые поддерживают ведение бизнеса в разных странах. Своим ИТ-поставщиком вот уже более 15 лет мы выбираем компанию SAP - это глобальный лидер, с огромным опытом в разных отраслях, благодаря чему мы смогли взять для своего достаточно нетипичного бизнеса лучшие практики сразу из нескольких отраслей.

Впервые технологии SAP мы начали использовать в 1998, когда возникла необходимость в интегрированной платформе, позволяющей организовать взаимодействие с нашими партнерами из разных стран. Теперь данные по каждому шоу собираются в единой системе и оперативно поступают в штаб-квартиру в Монреале. Внедренные в Cirque du Soleil решения поддерживают ведение бизнеса в 19 различных валютах с учетом бизнес-правил и законов разных стран. Мы используем продукты SAP для тех же процессов, что и другие клиенты, но гибкость систем позволила учесть нашу специфику в SAP ERP для управления ключевыми бизнес-процессами, SAP Ariba — для организации процесса закупок, SAP SuccessFactors — для управления людьми и талантами, Concur — для управления командировками.

Можете ли вы назвать примеры, когда внедрённые в Cirque du Soleil ИТ-решения помогают вам экономить?

- С внедрёнными ИТ-решениями мы сокращаем издержки буквально на каждом бизнес-процессе: планирование командировок, закупка и доставка реквизита или сбор и анализ финансовой отчетности. Скорость ведения операций в компании значительно возросла, за счет чего часть расходов сократилась. Высвободившиеся ресурсы мы можем направлять на стратегическое развитие компании. А благодаря оперативно получаемым финансовым данным процесс принятия решений в Cirque du Soleil стал более обдуманным, что напрямую сказывается на состоянии бизнеса.

Легко ли компании даются изменения? Какие дальнейшие планы в рамках бизнес-трансформации Cirque du Soleil?

- Один из вызовов при ведении бизнеса, основывающегося на данных, это интерпретация информации. Каждое наше подразделение смотрит на данные немного иначе, что дает уникальную возможность оценки деятельности компании «на все 360 градусов», прямо как в популярной HR-методике оценки эффективности и потенциала. Поэтому мы стараемся подключить к процессу анализа информации и принятия решений всех заинтересованных лиц компании. При постоянной трансформации бизнеса важно двигаться поэтапно. Подход «внедрить все решения сразу» у нас не работает. Сначала, как и в любом другом проекте, люди должны увидеть результат, иначе в дальнейшем заручиться их поддержкой будет трудно. Только когда сотрудники видят плоды приложенных усилий, мы приступаем к внедрению следующих инноваций.

В 2015 мы начали переход в облака. Каждое наше шоу имеет свой жизненный цикл, а такая вариативность предполагает большое количество ИТ-требований. Облачные технологии позволяют одновременно управлять этими жизненными циклами, что значительно повышает гибкость бизнес-процессов. Напомню, в гастролирующей компании важно сделать так, чтобы «передовой отряд», который приезжает на новую площадку первым, мог, при наличии мобильного интернета работать хоть с парковки для грузовиков... Мы уже видим преимущества от перехода в облака на примере решений SAP Ariba, Concur и SuccessFacrors. Наша ИТ-команда отметила удешевление инфраструктуры, повышение производительности и отсутствие простоев. С облачными технологиями мы можем позволить себе сконцентрироваться на бизнес-улучшениях, не углубляясь в технические сложности.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

7900
просмотров
 
 
Загрузка...