Шок и трепет

17379

Как собрать деньги методом «народного финансирования»

Нурлан Сейтказин — сооснователь краудфандинговой платформы Starttime.kz
Фото: архив пресс-службы
Нурлан Сейтказин — сооснователь краудфандинговой платформы Starttime.kz

Краудфандинг начинает завоевывать место под казахстанским солнцем. Постепенно приходит понимание того, что он открывает новые возможности как для авторов социальных идей, так и для предпринимателей. Генеральный директор ТОО «Mediacast», сооснователь краудфандинговой платформы Starttime.kz Нурлан Сейтказин поделился с Forbes Kazakhstan мнением о том, почему «народные вкладчики» пока неактивно поддерживают казахстанские стартапы, размещаемые на краудфандинговых площадках.

Одна из серьезных проблем отечественного краудфандинга, на его взгляд, заключается в отсутствии у общества чувства сопричастности. Финансовую поддержку авторам проектов обычно готовы оказать лишь родственники и друзья. И дело здесь не в недоверии или нежелании. «За время работы Starttime.kz мы увидели, что людям нравятся многие проекты, выставляемые на площадке, они ставят «лайки», делают репосты, но не торопятся перечислять деньги. И здесь не обойтись без модернизации общественного сознания. Необходимо, чтобы люди поняли: вкладывая даже 100 тенге, они уже помогают», – говорит Нурлан.

Пока же создается ощущение, что казахстанцы полагают: оказывать поддержку – дело исключительно состоятельных людей и больших компаний. Они как бы подразумевают: «Мы в свое время никого не просили о помощи, сами вставали на ноги. Теперь ваша очередь». «Такая позиция в корне неверна. Начинающие бизнесмены, не видя поддержки, теряют инициативу или ищут счастья на стороне. Из страны уплывает молодой качественный потенциал. Между тем стоит вспомнить о древней казахской традиции взаимопомощи асар», – отмечает собеседник.

Сегодня большинство юношей и девушек могут рассчитывать только на собственные силы и способности. Из сотни старт­апов лишь единицы становятся на ноги. А ведь чем больше будет успешных проектов, тем сильнее в конечном итоге выиграет все общество, получившее компании, которые производят товары и услуги, создают рабочие места, отчисляют налоги, продвигают инновации. Именно в этом Starttime.kz видит свою миссию – пробуждать стартап-поколение и оживлять бизнес-среду.

В то же время не совсем верно говорить, что инертность общества – единственная причина, тормозящая реализацию крауд­фандинговых инициатив. Другая проблема кроется в слабости позиций самих авторов проектов. Большинство стартапов стеснены в средствах настолько, что не готовы вкладывать деньги в промоушен. Тогда как продвижение проекта – необходимая статья расходов. Так, желающие запустить краудфандинговую кампанию на всемирно известных ресурсах Kickstarter или Indiegogo должны иметь несколько десятков тысяч долларов на ее организацию, пресс-конференции и презентации, раскрутку в социальных сетях, привлечение блогеров и т. д.

Фото: архив пресс-службы

Впрочем, опыт казахстанских краудфандинговых платформ показывает, что, даже находясь в стесненных финансовых обстоятельствах, получить резонанс можно. Главное – отбросить стеснение, ведь в сознании наших граждан запуск проекта на краудфандинговой площадке фактически равнозначен попрошайничеству. Ну и, конечно, следует проявить креатив, как это, например, сделали артисты известного алматинского театра «ARTиШОК», собирающие средства на строительство новой сцены. Из искомых 3 млн тенге театральная труппа собрала уже свыше 2 млн. Основной целью кампании было сделать каждого ценителя театрального искусства и «ARTиШОКа» своим другом. А друзьям всегда помогают. Так произошло и в этом случае: артисты задействовали все возможные активности – организуют пресс-конференции, публикуют статьи о себе в СМИ и социальных сетях, устраивают розыгрыши абонементов, проводят интересные творческие встречи на стройке будущего театра.

Если «ARTиШОК» воспользовался механизмом краудфандинга, уже снискав широкую популярность в кругу театралов, то другой стартапер Тимофей Банников, казалось бы, вообще не мог рассчитывать на особый интерес к своему проекту. Молодой человек с детства увлекается герпетологией (наука о пресмыкающихся) и вместе со специалистами участвовал в работе по изучению 19 видов змей, обитающих в Казахстане. Многие из них находятся под угрозой истребления: люди убивают «гадов» из суеверия, страха, не зная о пользе, которую они приносят. Тимофей решил популяризировать эти знания среди школьников. Он вышел на Starttime.kz, чтобы собрать 460 тыс. тенге на издание соответствующих познавательных плакатов для бесплатного распространения в школах.

Первыми финансовую поддержку Тимофею оказали родственники, потом – друзья, затем друзья друзей, и только после этого сработал механизм цепной реакции. В проект, на первый взгляд интересный лишь специалистам, начали вкладывать средства совершенно незнакомые люди. Автор идеи поделился своими планами с профессио­нальным сообществом герпетологов мира, с известным российским телеведущим передачи «В мире животных» Николаем Дроздовым, и интерес к казахстанским змеям вышел за рамки страны.

В любой краудфандинговой кампании наступает критический момент, когда взносы перестают поступать, и здесь очень важно придумать что-то новое, что подогрело бы интерес к проекту. Тимофей придумал оригинальный бизнес-ход. Он организовал занимательные мастер-классы про змей для детей, лекции для взрослой ­аудитории, и к моменту завершения кампании собрал 100% от намеченной суммы. Сейчас стартапер занимается тем, что развозит вкладчикам обещанные призы – открытки, футболки, плакаты. А также… готовится выставить на Starttime.kz следующий проект.

Одной из актуальных тем становится краудфандинговая поддержка социально-благотворительных проектов. В этом плане тоже все идет со скрипом. Так, проект в поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, размещенный на Starttime, собрал немногим больше 80 тыс. тенге. Чуть более 300 тыс. тенге удалось аккумулировать Ассоциации родителей детей-инвалидов (АРДИ).

Как считает Нурлан Сейтказин, крупный бизнес тоже мог бы поддержать социальные инициативы посредством краудфандинга, и тогда конкретные адресаты получали бы именно ту помощь, которая им необходима, и в нужном объеме. «Компании берут шефство над детскими домами, делают подарки ветеранам ко Дню Победы, но повседневные проблемы людей остаются за кадром. Тем же ветеранам, например, лекарства нужнее, чем разовые наборы деликатесов, а детям важно социализироваться и почувствовать себя востребованными», – замечает сооснователь Starttime.kz. Так, на деньги, собранные для АРДИ, приобретены машинки для шитья по коже, а для ветеранов – лечебные препараты.

Истории предпринимателей, которым удалось добиться большого успеха методом «народного финансирования», известны во всем мире. И Казахстан может вписать свою страницу в книгу краудфандинга.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить