Слово редактора

Аскар Аукенов
ФОТО: Андрей Лунин
Аскар Аукенов

«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание», – писал Антуан де Сент-Экзюпери.

«Самое главное в образовании – это человек. Человек, который разжигает в вас любопытство, который кормит ваше любопытство; компьютеры не могут дать вам этого», – говорил Стив Джобс.

Очевидно, что в последние пару десятилетий роль учителя как специалиста и наставника, важного для ребенка человека значительно девальвировалась в глазах большинства обывателей. Причиной тому явились сами по себе позитивные вещи – развитие интернет-технологий, увеличение доступа к большим объемам разнообразной информации. В Казахстане, где этот период совпал с развитием рыночной экономики, появлением платного образования, у многих школьников и их родителей постепенно сложился стереотип, согласно которому преподаватель – чисто техническое передаточное звено между учеником и нужной информацией. Он перестал нести в себе сакральное значение хранителя уникальных знаний и умений, нравственного проводника, Мастера. Вместо этого учителю отвели роль некоего администратора, который лишь указывает, где и что следует искать, а также натаскивает для сдачи экзаменов и ЕНТ. Тем более нет речи о том, чтобы делать подопечным внушения, «учить жизни», особенно в частных заведениях – дескать, вам не за то платят, вы просто сервис. Надо сказать, и сами преподаватели начали с этим смиряться – ведь так проще, меньше ответственности и проблем. В результате обучение сильно унифицировалось, в нем исчез индивидуальный подход. Как исчезла и незримая глубинная связь между учителем и учеником.

Парадоксально, но ситуация с пандемией, давшая мощный толчок развитию секторов бизнеса, связанных с онлайном, стала настоящим моментом прозрения в отношении школьного образования и роли в нем преподавателя. Во-первых, оказалось, что качество интернета в стране – доступность, устойчивость, емкость, скорость – не позволяют организовать полноценное обучение для всех. Международные эксперты уже предрекают нам долгосрочные негативные последствия возникшего из-за перехода на «дистанционку» образовательного разрыва между двумя крупнейшими городами и провинцией. Во-вторых, выяснилось, что никакой интернет-доступ не заменит «живого» обучения, с непосредственным участием учителя, что дети (и родители) не в состоянии самостоятельно осваивать сложный учебный материал. В-третьих, у «удаленки» как таковой выявились проблемы психологического характера.

«Мы, конечно, заранее готовились к такому формату, разработали специальные методики, закупили графические планшеты. Но нельзя не признать, что такая форма обучения значительно снижает концентрацию внимания учащихся и глубину восприятия ими учебного материала. Адаптироваться к формату онлайн трудно даже взрослому, детям это дается еще сложнее. Я считаю, что никакое онлайн-образование, даже на самом высоком уровне, не может заменить живое общение преподавателя с учеником», – отмечает Асель Тасмагамбетова, основательница фонда «Саби», соучредитель школы имени Шокана Уалиханова.

Что ж, возможно, одним из немногих плюсов пандемии станет переосмысление значения преподавателя в воспитании и обучении поколений, его труд будет больше цениться, а авторитет профессии вырастет.

Так получилось, что в этом номере много материалов, посвященных успешным женщинам. Это не было специально приурочено к Международному женскому дню, который отмечается в марте, – но в итоге вышло кстати. Просто они своими достижениями заслуживают того, чтобы мы о них писали. Как Кунсулу Закарья, генеральный директор НИИ проблем биобезопасности, где разрабатываются вакцины от COVID-19; предпринимательница Ляйсира Марат, создавшая несколько совершенно новых для Казахстана секторов бизнеса; Екатерина Милославская, лауреат рейтинга «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan, покоряющая мировую индустрию моды, и другие.

Приятного чтения.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3610 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить