Асхат Омаров: Наша компания - это счастливые истории о людях

Казахстанский застройщик назвал главные драйверы роста

Асхат Омаров
ФОТО: архив пресс-службы
Асхат Омаров

В августе свой профессиональный праздник отметили представители самой созидательной профессии - строители. СEO BI Group Асхат Омаров рассказал о том, как застройщик за более чем два десятка лет работы прошел путь от небольшой компании до корпорации с высокой социальной ответственностью. Холдинг уже второй год входит в рейтинг самых привлекательных работодателей Казахстана по версии международной компании Universum.

Асхат, как компания переживает непростые времена?   

- Последние два года оказались сложными для всех. Тем не менее мы смогли удержать объемы СМР и продаж, что говорит о доверии клиентов и заказчиков. Все это благодаря диверсифицированному портфелю проектов. Здесь особо подчеркну, что доля госзаказа у нас небольшая - около 25%. Основной оборот компании связан с рыночными клиентами.

Один из главных факторов успеха – скрупулезный анализ данных и потребностей клиентов, что, соответственно, помогает качественно исполнить все их требования. Это важно в первую очередь на этапах планирования и проектирования, когда закладывается вся ценность будущего объекта. Так как строительство - последний этап реализации любого проекта. Причем тут важно помнить и знать об извлечённых уроках, а также находить и применять современные инжиниринговые решения.

Наша компания пережила не один кризис. Для нас изменения – это как ДНК, которая вшита в структуру нашей организации. Да, это непросто, но другого способа выживания, сохранения, развития компании и сотрудников мы не видим. В этом, наверное, и проявляется наша одержимость.

В последнее время вокруг BI не утихают слухи о проверках.

- Возможно, кто-то и воспринимает проведение проверок госорганами как выражение недоверия, но по факту - это стандартный процесс, закрепленный законодательством на системной основе. Гораздо важнее результат этих проверок. Ведь успешное прохождение государственного мониторинга, на мой взгляд, одно из лучших объективных подтверждений легальности и законности ведения бизнеса, честности и прочности компании.

Cчитаю, что в непростые времена сохранять доверие со стороны стейкхолдеров – важная часть иммунитета от всех слухов и домыслов, которые так активно муссируются в отношении нас. В этой связи хорошим примером служит успешное размещение наших облигаций на фондовой бирже AIX. Все выпуски ценных бумаг сопровождались повышенным спросом со стороны розничных инвесторов: 98% держателей бондов - частные лица и 2% - юридические. То есть нам верят, и это лучший показатель репутации бизнеса. Все свои обязательства перед покупателями облигаций компания закрывает в полном объеме и в установленные сроки: погашения долгов по двум выпускам составили порядка 15 млрд тенге.

Только за прошлый год нами выплачено более 40 млрд тенге налогов в бюджет страны. Налоговая дисциплина и транспарентность являются стратегическими принципами нашей деятельности.

Были обвинения и в монополизации рынка.

- По официальным данным, в стране за 2021 год введено около 10 млн кв. м коммерческого жилья, из которых BI Group сдала порядка 1 млн кв. м, что от общего объема ввода в РК составляет всего 10%. В Нур-Султане наша доля на рынке строительства не больше 22%, в Алматы - 7%, Шымкенте - 2%, Атырау – 3%, Актау - 1%. Если у компетентных органов и общественности есть свои официальные оценки, то мы готовы к диалогу.

Компания уже долгое время идет по пути открытости. Подтверждением этого является аудит нашей деятельности экспертами из «большой четверки» - KPMG. Для BI Group – это огромная ответственность перед клиентами, партнерами и государством. В этом направлении инициативы, связанные с ESG (environmental, social and corporate governance) стали для нас новым вызовом, и я уверен, что команда холдинга с этим успешно справится. Радует, что несмотря на все внешние факторы нам удается сохранять устойчивость и говорить о каких-то результатах.

Вы о результатах за I полугодие 2022 года?

- Да, показатели по подразделениям за первые 6 месяцев у нас достаточно устойчивые. Компания BI Development выполнила план по продажам жилья на 87%, что всего на 5% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Ключи от своих квартир получили почти 7,5 тыс. казахстанцев. Эти результаты мы намерены удерживать и далее. Активно развиваются южные направления - Шымкент и Ташкент.

BI Construction&Engineering имеет в портфеле 72 текущих проекта. Все заключенные контракты реализуются в полном объеме и в срок. Компания укрепляет свои позиции на рынке частного заказчика, в большей степени расширяя портфель проектов с зарубежными клиентами. Опережая вопросы «почему BI?», сразу скажу, что нас выбирают в первую очередь потому, что мы компетентны в части инжиниринговых решений и проектном управлении. И для нас это ключевой индикатор конкурентоспособности компании.

Стоит отметить, что холдинг наращивает объёмы бизнеса благодаря самоотверженному труду профессиональной команды. На сегодня рабочими местами обеспечены почти 6 тыс. наших сотрудников и 38 тыс. - у компаний-партнеров.

Будет ли скорректирована стратегия компании в связи с внешними обстоятельствами?

- Конечно, мы, как и любой бизнес, адаптируемся под нынешние реалии. В этой связи хотелось бы заметить, что изменения начинаются с людей. Именно поэтому мы постоянно развиваем свой персонал. Наш бюджет на эти цели составляет порядка $2 млн ежегодно, включая обучение за рубежом и в Корпоративном университете. За 6 месяцев 2022 года сертификацию IPMA прошли 85 инженеров, еще 72 работника сейчас получают степень MBA. Сотрудников с международными дипломами MBA в компании - 118 человек.

Регулярное повышение компетенций позволяет нам уверенно смотреть в будущее, создавать ценность для заказчиков и клиентов и быть надежным застройщиком. Так как дальнейшую свою работу мы связываем с Казахстаном.

А куда вы движетесь дальше?

- По девелопменту есть планы по географической экспансии нашего бизнеса. Выход на другие рынки, создание новых продуктов и доступных финансовых инструментов для покупки квартир могут стать хорошим драйвером роста.

К тому же сейчас наблюдается неуклонная урбанизация, 45% сельского населения будет переезжать в мегаполисы. У людей появилась потребность не просто в жилье, но и в учебе, медицине, спорте рядом с домом. Учитывая этот тренд, компания решила уйти от точечной застройки к созданию life style для казахстанцев. Комплексное решение этих вопросов мы учли в своих бигвиллях, потому что устойчивость для нас важнее сиюминутной прибыли.

Кстати, о бигвиллях. Удалось масштабировать концепцию?

- С учетом тех факторов, о которых я упомянул выше, рынок немного скорректировал наши планы по масштабированию бигвиллей. Тем не менее развитие концепции идет.

В столице у нас 7 активных площадок, на которых будет построено более 2 млн кв. м (30 тыс. квартир) на протяжении 3-5 лет. В Алматы в этом году мы начинаем наш первый бигвилль «Алматы Арена», к его возведению мы приступим в 4 квартале этого года. В Шымкенте активно реализуем 3 большие площадки: Grand Park, Atamura и Arman Qala в новом районе Shymkent City. 

Школы в рамках бигвиллей предусмотрены?

- Безусловно. Строить образовательные объекты в рамках бигвиллей было нашей инициативой. Началось все с идеи возвести школу в самом густонаселенном районе Nova City. Мы вышли с предложением к акимату, выбрали наиболее горящую локацию, привлекли инвестиции и приступили к реализации проекта, завершив его за 10 месяцев. Тогда мы не предполагали, что BINOM вызовет такой ажиотаж среди казахстанцев. Онлайн-заявки в начальные классы порой закрывались меньше чем за 2 минуты. Отмечу, что удельная стоимость наших объектов очень эффективная. СМР на 1 ученика - 3 778 000 тенге против 3 048 000 тенге в обычном государственном учебном заведении, при этом техническая оснащенность в BINOM – 21%, что в 4 раза выше, чем в типовой школе, где данный показатель находится на уровне 5,2%.

В этом году в столице будут сданы еще два объекта BINOM. И если в регионах будет спрос на этот продукт, мы готовы масштабировать его в рамках всей страны.  

Как идет работа с зарубежными заказчиками?

- Участие в прорывных индустриальных проектах страны (завод Qazaq Soda, Wind Farm и др.) для нас стратегический вопрос, поскольку работа с международными заказчиками позволяет держать высокую планку. Реализуя масштабные объекты совместно с зарубежными гигантами, такими как ТШО, ENI, ERG, «Татнефть», Yildirim Holding, мы развиваем не только строительную отрасль, но и Казахстан. Это партнерство, которое требует тишины и выполняется за счет частных инвестиций, вне госзаказа.

В этом году мы активно работаем над строительством завода KamaTyres в Сарани, который будет выпускать 3 млн легковых и 500 тыс. цельнометаллокордных шин. Продолжается реализация проекта Qazaq Soda. В Нур-Султане начинаем возведение университета международного уровня совместно с лидирующим в США вузом по образовательным исследованиям.

Каковы успехи в цифровизации бизнеса и сервисе?

- По части онлайн-продаж доля BI Group составила 10%. Мы получаем очень хорошую обратную связь от казахстанцев, которые покупают квартиры за считанные минуты и из любой точки мира. Помимо этого, доступна цифровая ипотека от наших банков-партнеров. Важно и то, что теперь после сдачи объекта в эксплуатацию клиент получает возможность подписать и получить правоустанавливающие документы онлайн без участия нотариуса. Это стало возможным благодаря технологии блокчейн и интеграции с государственными системами. Кроме скорости и удобства, клиент экономит до 100 тыс. тенге на услугах нотариуса. С ноября 2021 года через блокчейн было зарегистрировано более 3 тыс. договоров купли-продажи.

Касательно сервиса добавлю, что в портфеле BI Service находится более 360 домов и 12 коттеджных городков, в которых проживают почти 70 тыс. семей. Мы, в отличие от других застройщиков, стараемся следить за своими жилыми комплексами после их сдачи в эксплуатацию, чтобы ценность квартир наших клиентов сохранялась на протяжении долгого времени.

На какие направления будет сделан акцент во втором полугодии?

- Основные направления - это: постоянная работа над cost saving с сохранением качественных характеристик, усовершенствование продукта, повышение внутренней эффективности, снижение количества управленческих уровней, value engineering (управление проектами в соответствии со стандартами IPMA, PMA).

В целом BI Group уже не просто строительная компания - это счастливые истории о людях, которые проживают в наших домах, учатся в наших школах, работают в построенных холдингом зданиях, развивают свой бизнес и самореализуются вместе с нами. Доверие клиентов, заказчиков и сотрудников для нас важный ресурс. В этом и заключается главный вектор развития BI – работать на благо людей.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
20318 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить