«Турки поняли, что нас можно кидать»

22079

Ночью в среду, наконец, вернулись на родину последние 314 казахстанских туристов из 1018, застрявших в аэропорту Антальи с 5 июня из-за банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines. Участники туристического рынка рассказали корреспонденту Forbes.kz, что этот форс-мажор – прямое следствие бардака, который творится в отечественном турбизнесе

Фотографии: Вадим Борейко
Пляж в Бельдиби.

По предварительным подсчетам, которые обнародовала президент Казахстанской туристской ассоциации Роза Асанбаева, вывоз туристов из Турции обойдется казахстанской казне в $1 млн. Всего, по ее данным, от банкротства Sky Airlines, пострадало 800 казахстанских турфирм.

Однако участники туристического рынка - туроператоры (создают турпакеты, продают их юридическим и физическим лицам) и турагенты (не имеют права создавать турпакеты, покупают их у туроператоров и перепродают физическим лицам) - считают, что государство могло бы не тратить деньги налогоплательщиков, будь в Казахстане адекватное законодательство.

Анталья.

«Держатели чартеров должны вносить деньги на депозит»

Эльнара Етимова.

- У меня клиенты должны были лететь чартерными рейсами авиакомпании Sky Airlines из Турции, - рассказала директор Labean Tour Эльнара Етимова. - Они не смогли вернуться вовремя в Казахстан из-за банкротства турецкой авиакомпании. Мне пришлось покупать по бешеным ценам билеты у наших крупных туроператоров, чтобы привезти сюда людей (они не попали в число тех, кто улетел самолетами МЧС). Я предварительно подсчитала: мои убытки могут составить $140 тыс., если туроператор Qualitum Tour (турецкий туроператор с офисом в Казахстане; чартеродержатель Sky Airlines) не выполнит свои обязательства по броням на дальние даты. В эту сумму ($140 тыс.) входит не только перелет, но и трансферы, проживание в гостиницах, питание.

Руководитель Galaxy Tour Асель Мамбетова уверена, что проблемы у клиентов Labean Tour и других турагентств возникли из-за того, что у Казахстана нет механизмом влияния на сторону, принимающую наших туристов, в данном случае - Турцию.

- Турки поняли, что казахстанский рынок можно «кидать», причем на хорошие деньги, - и им за это ничего не будет. Мы не имеем никакого влияния на власти в Турции. Наши договоры (казахстанских туроператоров) с турецкими туроператорами недействительны на территории Турции, и этим пользуется принимающая сторона, - считает глава Galaxy Tour.

Она предлагает перенять у России схему «обуздания» туроператоров.

- Наш Комитет гражданской авиации должен требовать от всех - и местных и иностранных туроператоров, которые организуют чартерные рейсы, - вносить деньги на депозит. Так теперь делает Россия, туристы которой раньше очень часто попадали в неприятные ситуации. Эта схема аналогична схеме IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. - F). Когда мы, турагенты или туроператоры, выписываем билеты, мы обязаны внести задаток. Допустим, выписываю билеты на сумму 100 тыс. тенге - вношу на их депозит 40 тыс. тенге. Это гарантия того, что я не «прокачу» им потом с деньгами.

Если бы такая депозитная система существовала в Казахстане, то Qualitum tours положила бы деньги на этот счет, уверена Асель Мамбетова. Именно эти средства можно было использовать для перевозки пассажиров, а не опустошать государственную казну.

Закат в Кемере.

«Будь официальное предупреждение - никто бы билеты на Sky Airlines не покупал»

Между тем, как сообщила Kursiv.kz директор ТОО «Казтур» Салтанат Омарова, о финансовых проблемах Sky Airlines было известно еще с прошлого года. По ее мнению, то, что казахстанцы застряли в Турции - вина турфирм, решивших рискнуть.

Собеседники Forbes.kz рассказали, что Казахстанская туристская ассоциация (КТА) предостерегала участников рынка лишь насчет Qualitum tours.

- В рассылке, которую КТА делала в апреле, было написано, что Qualitum tour - это сомнительная компания, нас призывали быть бдительными. Однако не было документальных подтверждений, что Sky Airlines не обеспечена  деньгами, которые шли туда через Qualitum tours. Мы сами не можем проверять счета туроператоров и авиакомпаний: это коммерческая закрытая информация. Если бы КТА сообщила о возможных проблемах в Комитет гражданской авиации, если бы турагентам пришла от комитета официальная информация, то никто бы билеты не покупал, - утверждает Асель Мамбетова.

Глава Galaxy Tour говорит, что Казахстанской туристской ассоциации на слово они верить не могут.

- В прошлом году они (КТА. - F) рубаху на груди рвали за On Travel, говорили, что им можно верить. Но вы знаете, что от этой компании пострадали наши туристы (летом 2012 года компания On Travel не смогла обеспечить вылет более 100 казахстанцев на родину с греческого острова Крит: туроператор не оплатил рейс компании Bulgarian Air. - F).

Памукале.

«Мы не пишем заявление на Qualitum tours, потому что помним историю с On Travel»

Асель Нуркебаева.

По словам директора Tour Magazine Асель Нуркебаевой, проблемы у турагентов из-за Qualitum tours на этом не закончатся:

- Некоторые фирмы проплатили им турпакеты по раннему бронированию почти на весь сезон вперед - вплоть до сентября-октября. Я знаю, что гостиницы начали отменять брони, потому что Qualitum tours не перечисляет им деньги. Вопрос - куда делись перечисленные турагентами средства?

Участники рынка объяснили: агенты перечисляют операторам сразу всю сумму за турпродукт. Оператор же сам решает, что первым делом проплачивать: перелет, гостиницу, трансфер или другие услуги. Авиакомпаниям операторы перегоняют деньги максимум за четыре дня до вылета.

- Предположим, Qualitum tours передал деньги Sky Airlines за несколько рейсов. Понятно, что этих денег уже не вернуть. Но у Qualitum tours должны остаться средства, которые агенты отдали им за гостиницы, за перелеты, которые были запланированы на более позднее время, - говорит Асель Нуркебаева.

Она предупреждает: если Qualitum tours подведет турагентов, то множество фирм просто вылетит в трубу.

- Турагенты вынуждены будут заново, за свои деньги покупать турпакеты для клиентов, чтобы сохранить  репутацию. А с туроператоров - взятки гладки: не они же, как правило, работают с конечным потребителем. Кто-то не сможет купить новые турпакеты, тогда начнутся скандалы с туристами, - предостерегает о последствиях глава Tour Magazine.

И если туристы могут подать в суд на агентов, то агенты, по словам Нуркебаевой, боятся даже в правоохранительные органы обращаться, так как потом не смогут получить информацию о выплаченных деньгах:

- Мы не пишем заявление на Qualitum tours (а эта компания уже сейчас молчит, не отвечает на звонки и письма своих партнеров), потому что прекрасно помним историю с On Travel. В прошлом году несколько ТОО подали заявления на них в полицию: офис On Travel опечатали, всю технику забрали, и мы даже не могли зайти в систему бронирования оператора, чтобы увидеть количество и детали забронированных турпакетов и доказать, что они были действительно забронированы и оплачены. Да и результатов никаких от этого следствия нет до сих пор: дело по On Travel даже не передано в суд.

Острова на Анатолийском побережье Турции.

«Я обращаюсь к премьеру, чтобы он внес коррективы в закон о туристской деятельности»

По мнению Асель Нуркебаевой, турагентам, которые страдают от недобросовестных туроператоров, здорово бы помогли страховые выплаты.

- В прошлом году мне из-за аферы On Travel пришлось потратить свои $20 тыс., чтобы вывезти одних людей с острова Крит, других отправить в Турцию, - говорит она. - Я пришла в страховую компанию и попросила возместить мне затраты, ведь я свои обязательства перед клиентом выполнила и даже перевыполнила. Первичную оплату я произвела в On Travel за турпакеты, а потом, чтобы не запятнать имя своей компании и не доводить дело до подачи заявления на меня в компетентные органы, купила им новые путевки по второму разу - в эти же отели, на эти же даты. Хотя по закону и не обязана была этого делать. Страховщики сказали, что страхового случая не было. Они сослались на договор, в котором четко прописано, что я не несу перед клиентом обязательств за третьи лица. То есть я ничем не обязана туристу, если самолет не прилетел, если туроператор разорился, если гостиница развалилась.

Отметим, что Асель говорит о типовом договоре о предоставлении туристских услуг, который заключается между агентом и туристом.

- Образец этого договора утвержден бывшим премьер-министром Каримом Масимовым. Я обращаюсь к действующему премьеру Серику Ахметову, чтобы он внес коррективы в типовой договор, в закон о туристской деятельности и в страховое законодательство. Надо прописать, что турагенты могут получать регрессные выплаты, если их клиент пострадал от действий третьих лиц и агент оплатил расходы, связанные с этим, - предлагает глава фирмы.

Развалины Иерополиса.

«Самая большая проблема - монополия авиакомпании Air Astana»

Асель Мамбетова.

Еще одна проблема, которая не дает развиваться казахстанскому турбизнесу, - отсутствие бюджетных авиаперевозчиков на рынке.

- Самая большая проблема казахстанского рынка - это монополия Air Astana, - высказала свою точку зрения Асель Мамбетова. - Авикомпания не дает зайти на рынок ни одному лоукостеру, который формировал бы рейсы по цене для среднего класса. Лоукостеры могли бы предлагать билеты по $500 там, где Air Astana предлагает за $700. $200 - очень серьезная разница. Я могу понять, почему государство лоббирует Air Astana как национального перевозчика. Но почему государство не хочет дать другим гражданам Казахстана летать более дешевыми авиалиниями - я не могу понять.

По словам директора Galaxy Tour, на казахстанском рынке сейчас один лоукостер - Air Arabia.

- Его запустили только потому, что он летает в «бюджетную» Шарджу, куда не летает Air Astana. На те направления, которые покрывает национальный авиаперевозчик, не может зайти ни одна бюджетная авиакомпания. При этом примером того, как работают бюджетные авиакомпании и как выплачиваются страховые обязательства, может служить ситуация с такой компанией, как «Аэросвит» (Украина), при банкротстве которой все пассажиры были пересажены на регулярные рейсы за счет компании. Второй пример - крах бюджетной венгерской авиакомпании Malev. После объявления ее банкротом туристам были выписаны билеты на стоках других регулярных авиаперевозчиков. Кроме того, туристы получили компенсацию за проживание в отелях, если рейсы не совпадали с датами их первоначальных вылетов, - рассказала Асель Мамбетова.

Гонки на дельфинах в океанариуме Антальи.

«Из-за бардака страдают туристы и небольшие турфирмы»

- Этот бардак, эта недобросовестная конкуренция между туроператорами, чартерными и регулярными авиаперевозчиками, недоработки в туристском и страховом законодательстве приводят к тому, что страдают туристы и небольшие туристические фирмы, - считает Асель Нуркебаева.

Она говорит, что именно это заставило обратиться участников рынка в СМИ. Они надеются, что их мнение услышат в правительстве и парламенте, там будут приняты соответствующие меры и уже не нужно будет открывать государственную кубышку и бросать силы МЧС на вывоз туристов из других стран.

…Естественно, что после встречи с представителями турфирм мы позвонили в Qualitum tours и Казахстанскую туристскую ассоциацию, чтобы узнать их точку зрения на ситуацию.

В Qualitum tours на телефонные звонки никто не отвечал. Заместитель директора КТА Шакира Адильбекова попросила выслать письменный запрос на ее электронный адрес. Запрос редакция сегодня выслала. Журналисты Forbes.kz также готовы выслушать всех, кто решит высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию.

Ссылки по теме:

"В Актау приземлился борт МЧС из Антальи с 64 казахстанцами", 9 июня 2013,

«В Анталье ожидают вылета 90 казахстанских туристов», 9 июня 2013,

«За казахстанскими туристами в Анталью вылетели два самолета МЧС РК», 8 июня 2013.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить