Представитель партии ADAL Назым Жангазинова: Как реализовать успешную PR-кампанию в политике

7981

10 января в РК состоялись парламентские выборы

Назым Жангазинова на пресс-конференции партии ADAL
Назым Жангазинова на пресс-конференции партии ADAL

По итогам голосования обновленная партия ADAL не преодолела необходимый 7-процентный барьер, но по сравнению с предыдущими выборами на несколько порядков увеличила процент голосов избирателей и количество членов партии: с 53 до 300 тыс.

О том, каковы ключевые показатели избирательной кампании и в чем особенности публичных коммуникаций на политическом рынке, в интервью рассказала руководитель PR-службы, официальный представитель партии ADAL Назым Жангазинова.

Вы отмечали публично, что никогда не пробовали себя в политике. Чем вы занимались ранее, до того, как стали официальным представителем партии ADAL?

- На протяжении последних пяти лет я работала как независимый специалист по коммуникациям, а также развивала свое PR-агентство под брендом Z Agency.

Что касается проектов, с которыми я работала ранее, они в основном связаны с PR-сопровождением коммерческих компаний, личным брендингом. С переездом из Алматы в столицу появились заказчики и из госсектора. Однако больших кейсов в рамках публичной политики ранее не было.

Назым Жангазинова
ФОТО: архив пресс-службы
Назым Жангазинова

Насколько было трудно адаптироваться к новому направлению?

- Любому специалисту рынка PR и рекламы постоянно приходится с нуля изучать новые сферы и большие объемы неизвестной ранее информации. Я была мало знакома с политическими партиями, имела общее представление о государственно-правовых нормах, формирующих избирательное право, а также не особо знала детали процесса проведения избирательных кампаний.

На первой же встрече с представителями партии я поняла, что у ADAL действительно есть инициативы, которые могут изменить жизнь граждан к лучшему. Я обратила внимание, что в составе политсовета партии почти не было людей, имевших за плечами политический опыт. Не считая председателя Серика Султангали, который занимает данную должность с 2013 года, это абсолютно новые лица, новые люди, и все молодые, успешно реализовавшие ряд социальных проектов. Я поняла, что у нас в стране может появиться новая политическая сила, способная мотивировать электорат и доказать людям, что избирательное право не является условностью.

Председатель партии ADAL Серик Султангали
Председатель партии ADAL Серик Султангали

Как именно выстраивалась стратегия работы в составе PR-команды партии?

- В ноябре партия провела ребрендинг, и поэтому практически всю работу мне пришлось начинать с нуля. В числе моих задач были создание коммуникационной стратегии, интегрированные маркетинговые коммуникации, включая взаимодействие со СМИ, SMM-кампанию, продакшн контента, налаживание системы обратной связи с населением. Также мне предстояло поучаствовать в работе над идейным блоком и программой.

Мы действовали по двум главным направлениям: продвижение самой партии с ее идеологической платформой, а также персональный брендинг ее ключевых членов. Я понимала, что голосование по партийным спискам – это нечто новое для нашей страны, где люди привыкли рассматривать политическое поле через призму личностей, за которых они будут голосовать.

Первые дни я посвятила изучению проекта предвыборной программы. Это огромный документ, но знать его нужно было от и до. Параллельно работали над коммуникационной стратегией, формировали пресс-кит, работали с «говорящими головами» – это 16 человек. Мы создавали фотосессии, отрабатывали биографические данные, формировали месседжи, изучали уровень публичной активности в прошлом и планировали, как будем выстраивать имидж наших кандидатов.

В то же время отрабатывали систему внутренних коммуникаций, проводили тренинги с представителями партии во всех регионах – не только члены политсовета, но все ключевые сотрудники филиалов должны были усвоить основы этики коммуникаций со СМИ, азы собственного позиционирования в публичном пространстве. Я провела анализ представленности в медиа абсолютно каждого из них, было множество встреч и совещаний с 8 утра и до 12 ночи – такой режим работы сохранялся до самого дня выборов и на этапе пострепортинга.

Также с нуля, за день, мы создали фирменный стиль и запустили соцсети партии в Instagram и Facebook. Ровно на следующий день после моего назначения, 10 ноября, были опубликованы наши первые посты.

Со старта и по сегодняшний день у нас серьезный охват в рамках обеих площадок. Никакой накрутки – все подписчики живые. Суммарно это почти 70 000 пользователей.

В целом кампания предполагала формат интегрированных маркетинговых коммуникаций, кросс-медийный подход с учетом всех ключевых каналов – ТВ, радио, печатные и онлайн-СМИ, соцмедиа и наружная реклама. Главным языком коммуникаций выступал государственный, потому что именно регионы Казахстана были ядром нашей целевой аудитории. 95% населения в регионах говорит на госязыке. Это факт. Также нужно было очень просто объяснять месседжи, поэтому выступления спикеров предполагали лаконичный, понятный каждому стиль коммуникации.

Представители партии ADAL на встрече с населением в Алматинской области
 
Член политсовета партии ADAL Лаззат Чинкиспаева на встрече с населением в Алматинской области

Какие ключевые результаты кампании вы можете озвучить? Сколько всего упоминаний партии было в СМИ и соцсетях?

- Согласно данным сервисов мониторинга, со старта агитпериода в структуре упоминаний о выборах в казахстанских СМИ и соцсетях лидирует правящая партия. В то же время наша партия практически ежедневно сохраняла вторую позицию по цитируемости в СМИ и соцсетях за весь агитпериод. Вторую позицию мы сохранили и по итогам всей кампании. В целом это более 18 000 упоминаний в СМИ и более 1 млн упоминаний в соцмедиа.

Это колоссальная работа – ежедневно мы брали десятки комментариев у наших спикеров, писали от 5 до 15 пресс-релизов, готовили не менее 5 интервью, создавали десятки постов на официальных страницах партии и личных страницах спикеров, работали с сотнями пабликов и десятками лидеров мнений.

Параллельно мы проводили пресс-ивенты в разных городах РК. Наибольший объем работы пришелся на тот период, который связан с поездками по регионам и разъяснением программы населению. Хотелось бы отметить именно личный вклад каждого кандидата во время встреч с населением. Половину этого нелегкого пути вместе с ними я прошла сама. Мы начинали с Алматинской области, поехали в Талдыкорган, Узынагаш, Каскелен, Жамбылскую область, Шымкент, Мангистаускую область. Я видела своими глазами, как душевно народ встречает наших кандидатов. К сожалению, ввиду карантинных мер, мы не имели права собирать свыше 30 человек. Люди задавали множество вопросов, фотографировались с кандидатами, желали победы на выборах.

Отмечу, что в целом стратегическую составляющую самой партии курирует член политсовета Эльдар Жумагазиев. Сильный стратег и идеолог. Он же участвовал в финальных и главных дебатах, где отличился блестящим выступлением - никакой воды, точные цифры, факты.

Члены политсоветы партии ADAL Эльдар Жумагазиев и Максат Толыкбай на встрече с населением в ЗКО
Члены политсовета партии ADAL Эльдар Жумагазиев и Максат Толыкбай на встрече с населением в Мангистауской области

В целом партия проехала свыше 100 тыс. км по стране на автобусе. Среди кандидатов были сильные женщины, такие как Лаззат Чинкиспаева и Алина Аскарова, которые несмотря ни на какие сложности в пути проявили стойкость и в день осуществляли по 3-4 встречи, которые могли длиться до нескольких часов. А суммарно в каждой встрече участвовало около 100-120 человек в день. Был случай, когда кандидаты Олжас Ордабаев и Лаура Маликова попали в ДТП, но, несмотря ни на что, доехали до пункта назначения, ведь люди их уже ждали.

В ходе поездок было необходимо работать с десятками СМИ в офлайн- и онлайн-форматах одновременно, коммуницировать наиболее релеватные инфоповоды, способные конкурировать в медиапространстве и быть интересными аудитории. Если в день было с десяток выступлений и встреч кандидатов, то по всем мы готовили и размещали посты и пресс-релизы. Каждый материал было необходимо создавать оперативно, параллельно отрабатывая сотни уточняющих моментов и запросов журналистов. И так было каждый день, включая все выходные – на этот период мы осознанно отказались от любого отдыха.

Наверное, в рамках проекта работал огромный штат, чтобы создавать столь большой объем контента?

- На самом деле наша команда очень компактная – это 6 ключевых сотрудников. Но каждый из них профессионал в своем деле. Изначально, ввиду срочности проекта, со сбором команды были трудности. Кадровый голод на PR-рынке –проблема, с которой сталкиваются все. Помогло, что у меня было свое небольшое агентство, но нам нужны были люди, имеющие опыт работы с политическим продуктом. Поэтому я не сразу подобрала нужных людей, но считаю, мне это удалось. Мы не привлекали для реализации своих задач субподрядчиков. Так, в офисе партии мы запустили собственную продакшн-студию, и наши же сотрудники снимали и монтировали видео. Ежедневно коллеги генерировали по 10 роликов. Съемки были и в студии штаба, и в разъездах. Их монтировали моментально, буквально «на коленках». К концу агиткампании число роликов достигло 300.

Видео по-особенному воспринималось аудиторией. По формату ролики были разными: в одних шла речь о проблемах населения и их решениях согласно программе, другие носили характер отчетов со встреч с населением, третьи были юмористически-развлекательными и предлагали зрителю разные жизненные ситуации, близкие каждому. Такого формата подачи идей программы еще не было ни у одной партии в РК. Видео стали вирусными, набрав не менее миллиона лайков и свыше 24 тыс. интеракций в соцсетях. А в последний день, впервые за всю историю парламентских выборов в РК, партия провела 12-часовой прямой эфир кандидатов и завершила его за минуту до начала «дня тишины».

12-часовой прямой эфир кандидатов партии ADAL
12-часовой прямой эфир кандидатов партии ADAL

По результатам выборов партия не прошла 7-процентный барьер. Почему, на ваш взгляд, этого не случилось?

- Единственное, чему мы проиграли по итогам выборов – это время. Если бы мы, с нашей обновленной командой и стратегией, начали работу хотя бы год назад, мы бы набрали не 7%, а гораздо больше. Напомню, что в 2016 году под старым брендом «Бірлік» партия набрала 0,26%, а сегодня - 3,57%. И это за 2 месяца работы.

Нам очень помогла структура партии и ее подход к работе. В рамках своих задач большинство решений я принимала сама. Наша партия молодая, и поэтому гибкая. Нам не нужно было согласовывать материалы по 2-3 дня. Многие журналисты до сих пор говорят мне, что с нами было приятно работать – потому что мы всегда были оперативны в реагировании на запросы.

Благодаря сплоченной команде и практически круглосуточному пребыванию сотрудников в штабе, мы были всегда в курсе происходящего и могли давать информацию в кратчайшие сроки. Не делая никаких исключений, наш главный принцип заключался в том, чтобы выстраивать прозрачный формат коммуникаций со всеми СМИ.

Несмотря на то что мы не прошли в парламент, сегодня ADAL является второй по численности партией в РК. Это 300 000 человек, которые верят и поддерживают инициативы партии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить