Почему социальная роль компаний выходит на первый план?

Пандемия резко изменила отношение компаний к социальному фактору. Он выходит на первый план, хотя, казалось бы, сегодня полно других проблем

Парадокс, но коронакризис не помешал, а напротив – ускорил трансформацию в глобальном крупном бизнесе. Буквально на глазах усиливаются позиции тех компаний, которые смогли быстрее адаптироваться к изменениям и глубже внедрить в свою практику принципы устойчивого развития. Такое парадоксальное наблюдение сделали участники организованной британским еженедельником The Economist конференции под названием «Виртуальная неделя устойчивого развития».

The Economist поставил множество сложных вопросов перед экспертами. Как можно масштабировать решения на уровне отдельных бизнесов для достижения целей, согласованных на международном уровне? Может ли распространение COVID-19 ускорить прогресс в сфере устойчивого развития? Нужна ли полномасштабная трансформация бизнеса для интеграции принципов ответственного инвестирования ESG (три принципа – экология, социальное развитие, корпоративное управление, англ. environmental, social, governance) в корпоративную стратегию и в процессы принятия решений? Как использовать новые возможности и снизить те неизбежные риски, которые несёт кризис?

Бизнес-редактор издания Ян Пиотровский отметил, что принципы ответственного инвестирования – основа устойчивого развития любой современной компании – подверглись значительной корректировке на фоне пандемии. Вызванный пандемией системный кризис стал препятствием на пути к устойчивости, но одновременно его можно рассматривать как возможность заново выстроить бизнес на основе лучших практик, как своего рода «ускоритель» тех изменений, которые уже не получится отложить на завтра.

Как констатировал директор Центра трансформации бизнеса в Институте устойчивого лидерства Кембриджского университета Арис Вреттос, пандемия «заставила всех нас почувствовать себя гораздо более открытыми для некоторых вопросов... Мы смогли посмотреть на систему по-другому. Да, пандемия заставила компании отступить, но одновременно она выявила, насколько бизнесы уязвимы и насколько они сильны. Изоляция и карантин обнажили то главное, что мы ценим в обществе и в человеческих отношениях. Резко меняя привычный уклад и систему рабочих процессов, пандемия поставила множество вопросов, например, относительно ценности работы как таковой».

Иными словами, COVID-19 сделал вопросы трансформации и связанной с нею конкурентоспособности предельно конкретными. Какие профессии в обществе сегодня нужны больше всего и должны оплачиваться соответственно? Вопросов множество, и не все компании смогли найти на них точные ответы. Однако одно очевидно, по мнению Хууба Савелькоулса, главного директора по устойчивому развитию «Филип Моррис Интернэшнл»: реальный переход к принципам устойчивого развития, особенно в социальных вопросах, сегодня делает компании сильнее. Изменения, обусловленные новыми реалиями, происходят стремительно, и принципы устойчивого развития выходят на первый план.

– Сегодня для всех компаний важно проанализировать свою деятельность, чтобы увидеть, где вы как компания оказываете наибольшее внешнее влияние. Многие люди отождествляют устойчивое развитие преимущественно с экологическими вопросами, но если, к примеру, взять нашу табачную компанию, то очевидно, что самое большое влияние мы оказываем на здоровье потребителя. Притом не в лучшую сторону. Вот почему мы стремимся снизить риски для здоровья, внедряя принципиально новые продукты без дыма. И здесь обсуждение принципов ответственного инвестирования приобретает свою специфику. В нашем случае основное внимание было уделено не столько инвестиционным стратегиям, сколько тому, что мы можем сделать с продуктом, который производим и продаём, с его влиянием на потребителя. Необходимо заменить сигарету чем-то менее вредным – и это та линия, по которой мы движемся последние 4 года. Мы всерьёз полагаем, что многие страны смогут полностью отказаться от сигарет уже в ближайшие 10-15 лет. И если смотреть шире на принципы ответственного инвестирования, то я думаю, что многие компании, включая и нас самих, сейчас балансируют, как между Сциллой и Харибдой, между E (экологическим) и S (социальным). Причём социальный фактор сейчас оказывает гораздо большее влияние на стратегии. Вот почему он для нас наиболее важен, особенно когда речь идёт об устойчивости, - сказал Хууб Савелькоулс.

Руководитель отдела стратегий и продуктов для устойчивого инвестирования компании BlackRock Томас Фекете, согласился с тем, что пандемия более рельефно выявила данную закономерность: основной фокус изменений для устойчивых компаний на сегодняшний день – это социальный акцент в бизнесе.

– Мы чётко видим рост внимания корпораций к социальному фактору в рамках их инвестиционных стратегий. Хотя исторически этот фактор было намного труднее вычленить и воспринять как нечто главное, тем не менее именно социальный фактор во время ковидного кризиса стал определяющим с точки зрения устойчивости бизнеса. Тенденция стала явной до такой степени, что мы даже опубликовали специальное исследование, в котором сравнивалась эффективность различных инвестиционных портфелей. Было достоверно показано, что именно портфели с акцентом на социально дружественные стратегии, а не на наращивание прибыли оказались наиболее эффективными и выгодными, – отметил он.

– Мы не погружались столь глубоко, пытаясь измерить социальное влияние бизнеса в денежном выражении. Но мы провели развёрнутый формальный анализ, чтобы понять, где должны быть основные акценты в ответственном инвестировании. И мы поняли, что первое и главное, на что нужно смотреть, - что люди говорят и думают о воздействии вашей компании. Как компания влияет на общество, на людей? Я думаю, сегодня это важнейшие вещи для всех компаний, неважно, чем они занимаются, что продают. Преодолеть кризис сложно, ведь компании имеют ограниченные ресурсы. Поэтому лучше сосредоточиться на нескольких главных задачах, действовать там, где вы можете больше стимулировать позитивные изменения. Нужно реально менять общество к лучшему, в ином случае вы просто «отбеливаете» свою репутацию, и не более того, – заключил Хууб Савелькоулс.

«Неделя устойчивого развития» от The Economist стала любопытным экспертным тестом для глобальной деловой среды. Выяснилось, что вынесенные в анонс мероприятия проблемы (воззвание Греты Тунберг «Наш мир горит!») – это важное, но далеко не самое главное для бизнеса на сегодня. Гораздо важнее для деловой элиты понять, куда и как двигаться в условиях непредсказуемо меняющихся реалий и на фоне резко возросшего репутационного давления. Пандемия моментально делает изгоем любого, кто ведёт нечестную игру. В этой обстановке стремление соответствовать принципам устойчивого развития и, в частности, поиск твёрдых социальных точек опоры становятся для компаний определяющим, если не главным, фактором выживания.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3237 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Айдын Аимбетов: Я готовился шесть лет, чтобы полететь в космос Смотреть на Youtube