Почему «Самрук-Казына» не хочет под чрезмерный госконтроль

5227

В июне в мажилис должен поступить законопроект по совершенствованию регулирования закупок национальных компаний

Умирзак Шукеев
Фото: Арман Найман
Умирзак Шукеев

Глава правления фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев считает чрезмерным государственный контроль за закупками национальных компаний и других объектов квазигосударственного сектора, который предлагается установить новым законопроектом в Казахстане. Об этом пишет автор Sputnik Дмитрий Покидаев.

- Хотелось бы выразить позицию фонда по внесенному в правительство законопроекту по вопросам закупок, — сказал Шукеев во вторник, 20 июня, на заседании правительства, где рассматривался данный проект закона. — Им предусматривается передача методологии закупок квазигосударственного сектора министерству финансов. Я бы хотел напомнить, что это уже было, и этот возврат, на наш взгляд, может стать шагом назад.

«Самрук»: нам без Минфина неплохо

При этом, по словам Умирзака Шукеева, никто в фонде не возражает против того, чтобы государственные органы разработали единые правила закупок для всех субъектов квазигоссектора и установили ответственность работников квазигоссектора за нарушение правил закупок в антикоррупционном законодательстве.

- Но у нас есть вопросы по второму направлению, когда закупки квазигосударственного сектора предлагается загнать под контроль Министерства финансов: нам кажется, что в преддверии IPO это может сыграть негативную роль при оценке наших компаний, — объяснил глава фонда, что в операционной деятельности его структуры настаивают на некоторой свободе. По его словам, инвесторы будут достаточно чувствительны к тому, что закупки коммерческих организаций регулируются государственными органами.

- Мы предлагаем привести наши правила в единый формат, и чтобы, все-таки, эти правила регулировались решениями советов директоров холдингов, где по нашему холдингу председателем является премьер-министр, — дал Шукеев понять, что контроль за фондом идет с самых верхов. И этого контроля, по его мнению, вполне достаточно.

Свои пожелания Шукеев подкрепил некоторыми выкладками из практики фонда, который и без вмешательства госорганов навел порядок в закупочных процедурах.

- Мы в 2012 создали единую электронную закупочную площадку для компаний фонда, внедрение этой площадки и такие инструменты, как торги на понижение, маркетинг цен позволили компаниям фонда за 4,5 года сэкономить более 200 млрд тенге, — сказал глава правления. — Сейчас мы реализуем новую модель закупок, с предквалификационным отбором и категорийными закупочными стратегиями, которые уже показали на пилотных проектах свою эффективность для фонда и позволили сэкономить 482 млн тенге.

Минфин: никто «душить» квазисектор не собирался

Министр финансов Бахыт Султанов, ведомство которого является разработчиком этого законопроекта, в свою очередь, заметил, что «никто не собирается возвращать в орбиту закона «О государственных закупках» регулирование закупок квазигоссектора».

- Для закупок квазигоссектора будут разработаны отдельные правила, которые в отличие от государственных закупок, будут более гибкими. Они будут содержать лучшие практики корпоративного сектора, — заверил Султанов.

Однако выступивший следом аким Алматы Бауржан Байбек дал понять, что далеко не все практики, исходящие от контролеров госзакупок из Минфина, являются лучшими. В частности, по его словам, прописанная в нынешнем законодательстве процедура обжалования решений по закупочным процедурам, далека от совершенства.

- В настоящее время в городских конкурсах на строительство в среднем участвуют по 10-20 компаний, большинство из регионов, которые обжалуют протоколы итогов. При этом часть участников подделывают документы. Часть обжалующих вообще не является потенциальными участниками, но, тем не менее, мы рассматриваем эти жалобы. Все это приводит к долгим конкурсным процедурам. С учетом отмены, это время до 146 дней. Это крайне негативно отражается на состоянии бюджетных средств, — заметил аким.

Он предложил бороться с этим с помощью введения ответственности поставщиков за предоставление недостоверной информации и необоснованные жалобы. В частности, уставший от жалобщиков акимат Алматы предлагает исключить возможность обжалования решений лицами, не являющимися потенциальными участниками либо потенциальными победителями.

Султанов же в ответ заметил, что нынешний законопроект как раз и направлен на то, чтобы превентивно снимать возможные претензии претендентов на участие в закупках.

- Есть много стадий до этого, для того чтобы пресечь проблемы. Есть стадии, когда вывешивается конкурсная документация, и она может потенциальными поставщиками уже на этой стадии быть оспорена, внесены предложения для того, чтобы это исправить. Надо упор делать на предварительную стадию. Но, конечно, систему надо добалансировать. Этот законопроект на это и направлен, — сказал глава Минфина.

В это не слишком поверил премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, который заявил, что Минфину, помимо разработки законопроекта, необходимо «разобраться и навести порядок» в существующем на данный момент механизме контроля за осуществлением госзакупок.

- Бахыт Турлыханович, все акимы подтвердят, что ваша служба, которая в регионах, через них — это инструмент остановить все конкурсы, — отрезал глава правительства.

Как Минфин намерен разбираться и наводить порядок

По словам министра финансов, в настоящее время основная доля несостоявшихся конкурсов (около 80%) приходится на работы, связанные со строительством. Это достаточно парадоксально, поскольку именно в этой сфере существует высокая конкурентная среда и в среднем количество участников на один такой конкурс составляет 7—8 компаний.

- Причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства в основном связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсные документации требуют представления неоправданно большого количества подтверждающих документов и содержат устаревшую технику, — пояснил Султанов.

По его словам, основная проблема здесь в том, что конкурсная документация на поставки товаров, работ и услуг должна полностью соответствовать проектно-сметной документации. Именно это позволяет заказчикам по формальным признакам отметать потенциальных поставщиков: например, если в ПСД указывается наличие крана балочного, его же наличия требуют от поставщика стройматериалов.

- И вот один потенциальный поставщик показывает, что он в аренду берет такой кран и проходит через конкурс, а все остальные пролетают, — развел министр руками. Теперь же минфин обещает «в целях недопущения отклонений по формальным причинам» упростить требования к участникам закупок, сделав упор «на положительный опыт (репутацию), коэффициент налоговой нагрузки» поставщика товаров, работ и услуг. Вопрос достаточно спорный, поскольку у компании, которая впервые вышла на рынок поставок товаров, работ и услуг, опыт нейтральный. А у ее конкурента из 100 поставок может быть сорвана одна – и это опыт отрицательный: в результате вместо более опытного поставщика, однажды допустившего форс-мажор, к поставкам будет привлечен поставщик неопытный. Он может оказаться вполне себе добросовестным поставщиком, а может начать «набивать шишки» на первой же своей поставке.

Гораздо более положительным нововведением представляется намерение Минфина бороться с низким уровнем квалификации большинства участников закупок через использование института предварительного квалификационного отбора. Который, кстати, способен разрешить вышеуказанную дилемму путем учета опыта работы поставщиков на рынке.

- Кроме того, учитывая, что предварительный квалификационный отбор также формируется в закупках фонда «Самрук-Казына», для удобства предпринимателей прорабатывается вопрос взаимного признания результатов отбора, — добавил Султанов. Это вообще революция в наших госзакупках: речь идет о том, что если какой-то поставщик был признан «годным» к участию в госзакупках одним госорганом или субъектом квазигосударственного сектора, он автоматически должен признаваться таковым по своему типу товаров, работ и услуг и всеми остальными госорганами и нацкомпаниями. А не проходить заново все круги предварительного просмотра. Насколько все это будет поддержано депутатами, станет ясно осенью: если законопроект будет внесен в парламент в конце этого месяца, к работе над ним народные избранники приступят только после парламентских каникул.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить