Охотники за инновациями

Как развивается казахстанский рынок премиум-стоматологии

Фото: архив пресс-службы

Инновационные решения в стоматологии – одна из важнейших составляющих успеха премиальной клиники. Две другие – это высочайшая квалификация персонала и старый добрый сервис.

Ежегодно в погоне за современными решениями «в поля» ведущих стоматологических держав выезжают сотни казахстанских дантистов. Опытные практики и молодые специалисты возвращаются в Казахстан с багажом знаний и надеждой на то, что сумеют с успехом применить отраслевые новинки.

О том, с какими запросами сталкивается медицина высокого сегмента, где обучают VIP-дантистов и почему казахстанские VIP-клиники популярны у иностранцев, – в материале Forbes Woman.

К 2018 году рынок высокого сегмента стоматологических клиник оказался поделен между порядка 10 ведущими игроками. Все они локализованы в Алматы, реже – в Астане и других городах. По мнению генерального директора медицинского холдинга SP Group Жемис Айдарбековой, ежегодно в стране открываются десятки клиник. Середнячки выживают, а вот премиум-класс давления конкурентной среды не выдерживает. Первая и основная проблема, с которой сталкиваются неопытные предприниматели, – поддержание особого уровня сервиса.

Работающие концепты

Помимо поддержания высочайшего качества работ стоматологическая клиника Versailles придерживается концепции бутик-клиники. Роскошные интерьеры в стиле барокко импонируют целевой аудитории. «Наш контингент – в основном люди старшего поколения, им близка основательность, фундаментальность атмосферы, – рассказывают в клинике. – Предполагается, что пациент ощущает себя словно в светском салоне, и такая обстановка не должна подразумевать какого-либо медицинского вмешательства. И лишь в самом кабинете он видит стоматологическое кресло». В SP Clinic особое внимание уделяют «детскому вопросу». Группа компаний разработала целую схему работы с юными пациентами и открыла дополнительную детскую площадку. «Детское лечение происходит в три этапа, два из которых могут длиться значительно дольше непосредственно работы стоматолога. Таким образом клиника исключает возможность появления дентофобии, которая, по статистике, присутствует у 60% населения. Процесс начинается с адаптивных игр-знакомств, затем ребенка подводят к самому лечению и завершают работу поощрением – подарком, который малыш выбирает самостоятельно», – рассказывает директор по развитию клиники Айдана Сатова. Во многих клиниках премиум-сегмента используют всесторонний комплексный подход уже на первичном приеме. После мини-консилиума, состоящего из нескольких профильных специалистов, пациентам составляют взвешенный индивидуальный план лечения.

Наши за рубежом

Одной из главных болевых точек стоматологической отрасли представители премиальных клиник считают качество подготовки казахстанских специалистов, а в премиум-сегменте – и дисциплинированность. По словам представителей, часто на практику приходят студенты с очень низким уровнем базовых знаний. Специалисты к отсутствию у университетов возможности вкладывать сотни тысяч долларов в современное оборудование относятся с пониманием. И с готовностью вкладывают весомые доли прибыли в их обучение.

География стажировок и практик широка – от США, Германии, Швейцарии и других европейских стран до Кореи, России, Украины и даже Азербайджана. В качестве превентивных мер, удерживающих более грамотных специалистов, используют договоры о сотрудничестве на определенный срок. По словам представителей SP Clinic, практики приглашать именитых медиков в сегменте премиальных стоматологий нет.

«Зачастую именно высококвалифицированный персонал является главной имиджевой составляющей клиники, ставить под сомнение их компетенцию – противоречие», – объясняют они. Интересно, что большинство экспертов сходятся во мнении, что уровень уже обученного казахстанского персонала вполне сопоставим с компетенциями западных коллег.

Кризис зубам не помеха

По мнению opinion-лидеров, девальвация тенге рынка не коснулась. Генеральный директор SP Group добавляет: «По крайней мере – нас. Более того, показатели количества пациентов и прибыль после кризиса увеличились вдвое. У нас очень узкая целевая аудитория, и их доходы явно не падают». Отсутствие спада наблюдает и генеральный директор клиники Versailles Дана Оспанова. «Внутренняя калькуляция многокомпонентна, поэтому, несмотря на то что цены на часть материалов поднялись, часть расходов можно нивелировать, – объясняет она. – Цены нашей клиники остались на докризисном уровне. Чистая прибыль, конечно, уменьшилась. Но мы для того и работаем, чтобы ее увеличивать». Небольшой спад отметил лишь директор центра дентальной имплантации и стоматологии Atlantic Dent Бекжан Омешбаев. По его словам, небольшая часть клиентов отложила объемные эстетические работы, стоимость которых может доходить до 3 млн тенге.

Фото: Мариша Лиян

По словам топ-менеджеров, критичного роста цен также не наблюдалось. В среднем стоимость премиальных услуг выросла от 7 до 20% либо осталась на докризисном уровне.

Медицинский туризм

80% новых пациентов премиальных клиник – клиенты, пришедшие по рекомендации. И статистика говорит о том, что полученным результатом остаются довольны не только казахстанцы. Большинство представителей компаний полагают, что в РК активно развивается дентал-туризм. Иностранные посетители – это не только экспаты, но и репатрианты, которые переехали на родину в Германию, Израиль, а также обычные путешественники из Великобритании, США и европейских стран. Услуги премиального качества в Казахстане стоят в разы дешевле, чем за границей, и дают отличную возможность для расширения аудитории локальных клиник. В опрошенных клиниках были единичные случаи обращения к зарубежным специалистам. Однако все они возвращались в Казахстан.

Золотой винир, закрытие клиники и командировки врачей в Швейцарию

Специфика работы люкс-клиник – это особый подход к клиенту. По словам генерального директора SP Group, однажды в учреждение поступил запрос на установку винира из чистого золота. «В странах СНГ этот пример до сих пор разбирают на практических семинарах. У стоматологии есть пациенты и такого уровня, которые просят наших ортодонтов выехать за границу, например в Швейцарию», – продолжает она. Один из игроков рынка в целях обеспечения полной конфиденциальности предоставляет услугу закрытия клиники «под пациента». Бекжан Омешбаев полагает, что специфика бизнеса VIP-клиник не в пациентах, а в нагрузке на команду: «Дополнительные администраторы, послеоперационное обслуживание и даже качественные кофе-машины – все это и есть премиальность».

Зубы за криптовалюту и дентальный фейслифтинг

В 2018-м клиенты интересуются винирами, люминирами и элайнерами – именно так называются прозрачные сменные капы, которые пришли на смену неэстетичным травмоопасным брекетам. Все чаще исправить прикус приходят взрослые пациенты. «К нам обращаются люди после 30, 40 и даже 50», – перечисляет Бекжан Омешбаев. – Возможно, сказывается социальный фактор – успешный обеспеченный человек практически обязан иметь красивые, ровные зубы». В сетевых клиниках появляются узкоцелевые специалисты, например гнатологи, которые предлагают комплексный подход к лечению зубочелюстной системы человека. «За счет исправления прикуса достигается не только медицинский эффект, но и эстетический – у пациента подтягиваются мышцы, уходят морщины. Пациент получает такой дентальный фейслифтинг», – делится Дана Оспанова.

Помимо традиционно стоматологических трендов премиум-сегмент не обошло и мировое увлечение криптовалютой. В прошлом году бутик-клиника Versailles запустила несколько медицинских программ, которые можно оплатить цифровыми деньгами. «Эти программы пользуются спросом, – рассказывает основатель бизнеса. – В какой-то момент мы просто вышли на торговую площадку. Сегодня выставляем там свои абонементы, и инвесторы выкупают их».

Фото: Гаухар Еркимбекова

Финансовые показатели

Основной интерес в любом премиальном сегменте представляют затраты на открытие бизнеса. Разброс в уровне первоначальных инвестиций довольно значителен и зависит от многих факторов. Представители SP Clinic, говоря о затратах, называют цифру $250 тыс. (80 млн тенге). В бутик-клинику Versailles вложили около $5 млн. Основная часть затрат пошла на закупку оборудования премиального уровня, а также приобретение и отделку помещения. Покупка помещения пришлась на пиковый период стоимости алматинской недвижимости. Заказ дизайн-проекта у архитектора и концептуальный ремонт также потребовали отдельных вложений.

Уровень рентабельности большинства респондентов за последние годы колеблется в пределах 18–23%. Доход опрошенных клиник за 2017 год составил от 850 млн до 2 млрд тенге.

Уровень заработной платы высшего медицинского персонала в зависимости от нагрузки и уровня квалификации – 600–800 тыс. тенге. Врачи, которые занимаются объемными эстетическими работами, получают более 1 млн тенге в месяц. Срок выполнения может занимать от шести до девяти месяцев.

Куда пойдет премиальный рынок

Мнения экспертов разделились. Часть из них полагают, что потребность в подобных клиниках в Казахстане закрыта, небольшие шансы есть лишь у Астаны. «Я довольно пессимистично настроена по отношению к алматинскому рынку. Он насыщен, и клиентская база сформировалась. Все пациенты просто перетекают из одной клиники в другую», – считает генеральный директор Versailles. Другие, напротив, считают потенциал страны в целом и культурной столицы в частности не исчерпанным. Бекжан Омешбаев полагает, что спрос на новые заведения есть и возможности для открытия премиальных клиник на рынке, несомненно, присутствуют, доказывая свою точку зрения на деле. В апреле команда Бекжана открыла клинику высокого сегмента в Алматы. Помимо дентальных микроскопов, систем 3D-моделирования и томографии в клинике планируют предоставлять трансфер для постоперационных пациентов и использовать седацию.

По мнению Бекжана, заметные изменения ждут «кухню» премиальных стоматологий. Роботизированные фрезерные станки вытесняют зубных техников, гипсовые слепки уступают мес­то 3D-сканам, а керамические вкладки метят на место некогда инновационных светоотверждаемых пломб. Владелец бизнеса сомневается в будущем успехе сетевых клиник: «10 лет тому назад люди шли на имя компании и сервис. Сегодня клиенты переориентировались. Они ищут качественных специалистов и профессионализм. Частные бутиковые клиники с частной семейной клиентурой и более интимной атмосферой ждет большое будущее».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
331 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
18 августа родились
Канат Ускенов
Бывший генеральный директор АО «Машиностроительный завод имени С.М. Кирова»
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить