Как в Алматы создают концептуально новое культурное пространство

Almaty Museum of Arts будет способствовать интеграции города и страны в мировое культурное пространство

ФОТО: Astana Group

В сентябре этого года глава «Астана Групп» Нурлан Смагулов (№1 рейтинга рантье и №11 списка богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) презентовал свой новый проект – музей современного искусства Almaty Museum of Arts. Строительство начнется уже в этом году, а открытие запланировано на 2023-й. Общая стоимость проекта, включая возведение и поддержание жизнедеятельности здания, личную коллекцию, которую передаст Смагулов, а также эндаумент-фонд, составит более $100 млн.

Музей расположится в самом центре Алматы – на пересечении проспектов Назарбаева и Аль-Фараби, рядом со строящимся Театром балета. Проект здания разработан британским архитектурным бюро Chapman Taylor, которое сотрудничало с «Астана Групп» и прежде. В частности, британцы разработали проекты MEGA Silk Way в Нур-Султане и второй очереди MEGA Alma-Ata. За правильное планирование внутреннего пространства музея отвечает глобальная консалтинговая компания Lord Cultural Resources. В портфолио этого агентства такие известные музеи, как Музей современного искусства Сан-Франциско, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Центр Помпиду в Париже.

Рассуждая о роли музеев в жизни современных городов, куратор Almaty Museum of Arts Меруерт Калиева отмечает, что музеи – это носители знаний. По ее мнению, изобразительное искусство – важная составная часть образования. Музеи, куда во многих странах детей регулярно водят в составе детсадовских и школьных групп, учат их оригинальному мышлению и креативному подходу к решению различных задач. Кроме того, музеи – это новые рабочие места, туризм, безопасное и доброжелательное городское пространство. «Экономика таких развитых стран, как Великобритания, во многом опирается на креативные индустрии, – говорит Калиева. – Музеи играют большую роль в развитии этой экономики».

Меруерт Калиева
ФОТО: © Bea Bermejo
Меруерт Калиева

Полный комплект

Важной частью Almaty Museum of Arts станет зал для временных выставок. Его технические характеристики позволят привозить выставки из ведущих музеев мира. Площадь в 1 тыс. кв. м, двенадцатиметровые потолки, оборудование для соблюдения необходимой температуры и влажности – все это даст возможность выставлять хрупкие, габаритные и технически сложные работы. «Здание музея должно быть максимально гибким, – объясняет Калиева. – Ведь музей будет существовать и через 50, и через 100, а возможно, даже через несколько сотен лет. Как изменится искусство за этот срок, никто не знает».

Помимо выставочных залов в новом музее будет небольшой зал-трансформер, в котором можно будет показывать перформансы, театральные постановки и проводить камерные концерты. В здании также будут специальные залы для демонстрации видео-арта, лектории для детей и взрослых, библиотека с прекрасным видом на горы, ресторан, кафе и сувенирный магазин.

Для того чтобы создать оптимальные условия для хранения и экспонирования произведений искусства, в Almaty Museum of Arts предусмотрено хранилище для скульптурных работ, живописи и графики, отвечающее мировым инженерным стандартам. К слову, инженерный проект музея разрабатывала компания Buro Happold, в портфолио которой – инженерная начинка Музея Лувр в Абу-Даби и многие другие проекты.

Проще простого

Команда проекта долго думала над названием музея. «Хотелось, чтобы оно было коротким и емким», – поясняет Калиева. Границы между жанрами изобразительного искусства условны, однако существуют общепринятые определения. Английский термин modern art, хоть и переводится как «современное искусство», относится к произведениям ХХ века. Словосочетание contemporary art иногда тоже переводят как «современное искусство», хотя правильнее говорить «актуальное искусство»: это те произведения, которые создаются в наши дни. «Видите, какая путаница выходит с терминами», – улыбается собеседница.

Чтобы ее избежать, музей решили назвать Almaty Museum of Arts – просто и понятно. Выставляться здесь будет как искусство ХХ века (modern art), так и XXI (contemporary art). Как уже говорилось, среди экспонатов свое место займет и коллекция Нурлана Смагулова, в основном представленная произведениями XX века. Однако в целом акцент будет сделан на актуальном искусстве. «В Алматы уже есть прекрасный Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева с отличной коллекцией казахстанского и советского искусства ХХ века, – отмечает Калиева. – Пытаться конкурировать с ним нет смысла. Мы уделим особое внимание произведениям наших и международных художников, которые работают сейчас».

ФОТО: Astana Group

Разные современники

Среди казахстанских художников, работающих в наши дни, можно выделить два поколения, считает куратор будущего музея. Есть поколение, возраст которого можно обозначить диапазоном 45–60 лет. Их иногда называют «звездными кочевниками». С конца 1990-х эта когорта художников активно участвовала в международных выставках, произведения некоторых приобрели ведущие западные музеи. В их работе эксперты и зрители отмечают умение говорить о глобальных проблемах через призму локальных историй. Один из таких художников – Ербосын Мельдибеков, освещающий в своем творчестве социально-политические процессы, происходящие в Центральной Азии. В качестве примера собеседница приводит работу Мельдибекова «Трансформер», рассказывающую об одной из площадей Ташкента, на которой за последние 100 лет сменилось девять памятников. В этой, казалось бы, локальной истории отразились глобальные процессы: в прошлом году инсталляция Мельдибекова была установлена перед московским музеем «Гараж», и это событие совпало с волной разрушения памятников, по мнению части общественности, спорным историческим фигурам в Европе и США. Так «Трансформер» приобрел новую остроту.

Что касается более молодого поколения отечественных художников, выросшего в эпоху интернета, тематика их работ менее локальна. «Благодаря интернету политические границы размываются и художники меньше привязываются к какому-либо месту, – говорит Калиева. – Можно быть в самом центре художественных процессов, даже находясь в такой далекой от мировых культурных центров точке, как, скажем, Балхаш».

Нурлан Смагулов
ФОТО: © Руслан Османханов
Нурлан Смагулов

Шаг вперед

Сам инициатор проекта отмечает, что за 30 лет независимости в Казахстане было создано немалое количество крупных индустриальных, социальных и культурных объектов. В то же время как в Алматы, так и в Нур-Султане ощущается дефицит пространств, где можно было бы выставлять коллекции ведущих музеев мира, а также достойно представлять отечественное искусство. «В основном это наследие Советского Союза, – говорит Смагулов. – Но за 30 лет пришло совсем другое поколение. Наша страна стала независимой, со своим взглядом в будущее, со своим уникальным колоритом, со своими амбициями и со своим новым лицом. Мы прошли насыщенный путь от одной из республик СССР до молодого независимого государства, и, конечно, на смену старому пришло новое мышление, а вместе с ним и новое отношение к изобразительному искусству».

По словам бизнесмена, идея Almaty Museum of Arts заключается в том, чтобы создать концептуально новое культурное пространство, которое отвечало бы сегодняшнему настроению в обществе и позволило бы продемонстрировать культурную и интеллектуальную развитость казахстанцев. «Чтобы туристы, приезжая в наш город, посещали не только красивый Заилийский Алатау и торговые центры, но и наш Almaty Museum of Arts, где можно прочувствовать нынешнюю культуру и тенденции в искусстве Казахстана, – рассуждает Смагулов. – Наши амбиции – сделать наш город узнаваемым и, с другой стороны, высокохудожественным, творческим, глубоким. Такие задачи мы перед собой ставим и над ними сейчас с вдохновением работаем».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13338 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить