Наш друг – робот

Как казахстанский стартап делает робототехнику понятной детям

Мадина Тасибекова и Рустем Ермеков - основатели проекта Stemkit, создатели набора для уроков робототехники Qbit, участники рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan
ФОТО: © Андрей Лунин
Мадина Тасибекова и Рустем Ермеков - основатели проекта Stemkit, создатели набора для уроков робототехники Qbit, участники рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan

Основатели проекта Stemkit, создатели набора для уроков робототехники Qbit, участники рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan 29-летняя Мадина Тасибекова и 27-летний Рустем Ермеков познакомились в Алматы. Рустем преподавал на курсах робототехники, а компания, в которой работала Мадина, поставляла оборудование в школы через тендеры. Когда Министерство образования и науки выпустило приказ о введении в школах уроков робототехники, девушка не просто переключилась на очередной фронт работ, но искренне прониклась новыми идеями.

В отличие от Мадины, попавшей в мир робототехники по воле случая – она получила диплом психолога в КазНУ и окончила магистратуру Института Сорбонна-Казахстан, – у уроженца Экибастуза Рустема тяга к электронике и механизмам была с детства. Возможность в полной мере удовлетворить интерес появилась в годы учебы в Акмолинском политехническом колледже. Благодаря усилиям энтузиастов из числа студентов и преподавателей при колледже была открыта первая в столице лаборатория робототехники. Поработав несколько лет над созданием проектов в сфере «умного дома» и «умного города», молодой человек пере­ехал в Алматы. Где понял, что хотел бы заниматься образовательной робототехникой, и вместе с партнером начал вести курсы для детей.

Ключ к познанию

Сегодня приходит понимание, что робототехника – один из лучших путей во внедрении STEM-подхода к обучению, считает Мадина. Именно такой подход учит детей лучше понимать мир, осознавать, что точные науки – это не разрозненные дисциплины. Робототехника же – не просто умение собирать какие-то механизмы. Она помогает объединить знания и на реальных примерах показать путь к решению проблем, создать прототипы, которые потом могут вырасти в рабочие механизмы. «Занимаясь робототехникой, ребенок получает знания в комплексе. Допустим, для того чтобы собрать рабочий прототип теплицы, нужны знания не только по биологии, но и по физике, математике. Познакомившись с Рустемом, я увидела, насколько он силен в программировании, как умеет заинтересовать детей, и когда в 2016 году его партнер решил продать долю в общем бизнесе, мы объединились», – рассказывает собеседница.

В ту пору, вспоминает Мадина, курсы робототехники пользовались большой популярностью, как когда-то – занятия по ментальной арифметике. Однако зачастую эти курсы открывали люди, которые не понимали сути предмета, не думали о том, какие навыки и знания должны развиваться у учеников, соответственно, и родители часто относились к занятиям детей как к несерьезной сборке машинок. Сейчас ажиотаж пошел на спад, но появились преподаватели, более осознанно подходящие к учебному процессу.

На курсах робототехники, которые организовали ребята, преподавание велось на зарубежном оборудовании, в частности при помощи роботов Lego, которые широко используются в мире для обучения робототехнике. «Работа с Lego выявила минусы этого продукта, в первую очередь отсутствие методички, в которой досконально расписывались бы все шаги, а без этого сложно научить ребенка основам робототехники. Бывало, я привозила в школы роботов за несколько миллионов тенге, таких же, с какими занимаются школьники из Дании и Швеции, но они стояли мертвым грузом, поскольку не было методичек ни на русском, ни на казахском. Кроме того, зарубежное оборудование не совсем подходит под наши реалии: наши дети не очень хорошо понимают, что такое меж­дисциплинарное образование. В итоге у нас возникла идея сделать свой набор, который подошел бы и школьникам и учителям», – рассказывает Мадина.

Возможность приступить к разработке собственного продукта у команды Stemkit появилась во время пандемии, когда занятия на курсах пришлось прекратить. Рустем снял квартиру, сделал в одной из комнат мастерскую и начал работу над собственным проектом обучающего робота Qbit. Главная идея Qbit – простота. Набор ориентирован на детей семи-восьми лет, а для них важно, чтобы самый первый шаг был простым. Чтобы дети поняли: робототехника – это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Истина в простоте

«Мозг» Qbit – плата micro:bit, персональный компьютер, запаянный на маленькую пластину. Плату разработала компания ВВС, чтобы программирование стало доступным для школьников во всем мире. Разработчики Stemkit сделали плату автономной. Базовый модуль дает micro:bit возможность работать от компьютера, к нему с помощью магнитного коннектора, без проводов, подключаются другие модули – «биты», совместимые с деталями Lego, которые есть во всех школах. Каждый бит с помощью простой программы можно превратить в гаджет. С помощью расширений можно сделать имитацию краш-тестов, погодную станцию или, например, квадропод. Основатели проекта постарались закрыть минусы, которые есть в школьных программах по робототехнике, и выпустили не только обучающий набор, но и методичку, которая понятна и детям и учителям, добавив в нее интересные факты, чтобы привлечь внимание учеников.

«Мы сотрудничаем с фондом, который работает с особенными детьми, и они могут собирать наших роботов, потому что здесь не надо подключать мелкую моторику. У нас есть и сложные наборы, но они не пользовались спросом в школах. Каждый, кто занимается робототехникой, хочет создать что-то классное, интересное, но все начинается с первого шага, а он должен быть максимально мягким. Хотя практика показывает, что работать с нашим набором интересно не только первоклассникам, но и 12-летним ученикам», – говорит Рустем.

Работа над проектом началась в марте 2020 года, и благодаря тому, что в активе команды были наработки с курсов, уже в июне заказ на производство был передан на завод. От первоначальных планов по производству в Казахстане очень быстро пришлось отказаться, когда стало понятно, что в стране нет специалистов и предприятий, на которых можно производить корпуса. «Думали, что хотя бы элементарное производство плат сможем наладить здесь. Но оказалось, что единственный подходящий под наши требования завод в Петропавловске, во-первых, ориентирован на «оборонку», а во-вторых, производит продукцию по устаревшим советским стандартам, и значит, она не будет совместима ни с одним современным устройством. В России никто не рассматривал небольшой казахстанский стартап всерьез, а если какая-то компания была готова взяться за наш проект, то речь шла о сроках не менее полугода. Нам удалось разместить заказ на одном из китайских заводов», – рассказывает Рустем.

ФОТО: © Андрей Лунин

Единственная сложность, по словам собеседника, заключалась в том, что из-за пандемии не было возможности выехать на производство, чтобы на месте проверить качество каждой детали, что серьезно осложняло работу. С учетом того, что китайским заводам приходилось отправлять образцы в Казахстан, ждать комментариев заказчика, а потом дорабатывать, если в этом возникала необходимость, проект удалось реализовать в рекордные три месяца. Даже логистические сложности, связанные с задержкой грузов на китайской границе, не помешали поставить наборы Qbit в школы к 1 сентября 2020 года.

В планах Stemkit – расширить линейку выпускаемых устройств, готовится заказ новой партии. По словам Рустема, новое устройство будет ориентировано на школьников более старшего возраста. «Мы долго искали специалистов, которые могли бы нам помочь с разработкой. Обращаться к китайским разработчикам – значит быть готовым к тому, что очень скоро твой продукт окажется у них. Российские крупные R&D-компании не брали мелкие заказы, но в одной из них нам посоветовали толкового разработчика, который оказался карагандинцем. Сейчас мы пишем техзадание для нового проекта», – говорит Рустем.

По оценкам основателей стартапа, в проект они уже вложили примерно $150 тыс. собственных денег. Серьезных затрат потребовало создание матрицы, размещение первого заказа на производстве, но вложения удалось окупить с первой же партии. В прошлом году стартап стал одним из финалистов конкурса поддержки молодых предпринимателей «Построй свой бизнес», который ежегодно проводит благотворительный фонд «Саби». Проект выиграл $15 тыс., Мадина и Рустем рассчитывают, что эта сумма окажется хорошим подспорьем для разработки новых, более сложных продуктов.

Научить учителя

Недавно у основателей стартапа возникла идея открыть курсы, на которых обучение навыкам робототехники будет происходить через проектное мышление. По словам Рустема, проектный подход практикуется в алматинской High Tech Academy, где он преподает робототехнику с начала текущего учебного года, и позволяет получить на уроках полезные навыки даже тем детям, которые в будущем не станут профессиональными инженерами, электронщиками или программистами.

Главная проблема упирается в дефицит педагогических кадров. Рустем считает показательным собственный пример. До его прихода в HTA даже в такой престижной школе не могли найти преподавателя, который соответствовал бы всем требованиям, предъявляемым к современному педагогу по робототехнике.

В обычной школе, объясняют Мадина и Рустем, робототехнику преподает учитель информатики, прошедший недельные курсы переподготовки. Но в нынешних реалиях элементарные навыки обращения с компьютером, которым обычно учат на уроках информатики, дети и так знают с ранних лет. Робототехника – совсем другая дисциплина, которую невозможно изучить на достаточном уровне за пару недель занятий на курсах повышения квалификации.

По словам Мадины, особенно заметен кадровый голод в регионах. В двух столицах школы дооснащаются робототехникой, появились преподаватели, которые разбираются в предмете и понимают, какие устройства для занятий хотели бы получить, есть запрос на открытие курсов, платежеспособные родители, готовые платить за обучение детей. В регионах же, особенно в сельской местности, ситуация совсем другая. «Мы проводили тренинг в сельских районах на юге страны и практически не получили отклика. Главная причина заключается в дефиците информации на казахском языке. Все, что можно найти в интернете, – выдержки из школьных рефератов. Толковых практических проектов нет, и зачастую учителя элементарно не знают, с чего начать преподавание. Мы разработали методички на казахском языке, готовим видеоуроки, но наших усилий недостаточно, чтобы заполнить нишу, должно быть деятельное участие со стороны Министерства образования и науки», – считает собеседница.
Сегодня в Stemkit часто обращаются желающие открыть партнерские курсы по робототехнике. К сожалению, сетует Мадина, робототехника пока не входит в число направлений дополнительного образования, подлежащих субсидированию со стороны государства, а без такой поддержки трудно рассчитывать на массовость. «Мы подписали петицию с просьбой включить кружки по робототехнике в число субсидируемых. Многим родителям накладно платить полную сумму, тем более если в семье не один ребенок. А иметь хорошо подготовленных «технарей» в современном мире действительно важно любой стране», – говорят предприниматели.

В прошлом году Мадина и Рустем планировали выйти за рубеж. Стартап получил сертификат, который дает возможность поставлять продукцию на рынки стран ЕАЭС, и первым рынком, на который Stemkit намерен поставить свои обучающие наборы, должна стать Россия. «В России, конечно, много своих производителей, но их продукция в основном представлена устройствами для прототипирования на базе Arduino. А мы за счет простоты конструкции сможем конкурировать даже на таком серьезном рынке», – оптимистично настроен Рустем.

Протестировать продукт в дальнем зарубежье команда Stemkit намерена через выход на Kickstarter. По словам Мадины, есть довольно большое сообщество людей, готовых финансировать через краудфандинговые площадки молодые команды только потому, что им интересно изучить продукт, поделиться с разработчиками мнением о его плюсах и минусах. А ценный совет от компетентных практиков – это услуга, которая действительно дорогого стоит.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
692 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить