Тимур Кулибаев: Совместная задача «Атамекена» и Минздрава – рост частных инвестиций в здравоохранение и высокое качество медуслуг

11551

Такое мнение высказал председатель президиума «Атамекен» Тимур Кулибаев на совещании Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и услуг. Незадолго до этого состоялась рабочая встреча главы Нацпалаты с министром здравоохранения Елжаном Биртановым

Тимур Кулибаев
Фото: Архив пресс-службы
Тимур Кулибаев

В мировой практике здравоохранение является большой индустрией, в которой множество направлений с участием как государственных, так и частных инвестиций.

Фармацевтическая отрасль, производство медицинских изделий – частные сферы, львиная доля приходится на стоматологию и пластическую хирургию. Бизнес активно участвует в проведении лабораторной диагностики и оказании консультативно-диагностических услуг.

Руководитель комитета Джамбулат Сарсенов отметил: при эффективном использовании потенциала отечественных производителей можно значительно снизить объем импорта лекарственных средств и медицинских изделий более чем на 200 млрд тенге. Это обеспечит снижение стоимости и повышение доступности препаратов. Статистические данные показывают стабильный ежегодный рост отечественного производства фармацевтической продукции (за последние пять лет рост более 50%) и постепенное снижение импорта. В 2018 предпринимателями инвестировано в здравоохранение почти 44 млрд тенге. Общая сумма инвестиций составила 90 млрд тенге. Таким образом частные инвестиции в сектор здравоохранения практически сравнялись с государственными. За 2018-2019 годы в 2 раза выросло количество частных поставщиков медицинских услуг и объем оплаты по государственному заказу.

Гарантированный государством перечень бесплатных медицинских услуг и далее сохранится. Он закреплен конституционно. Государство по-прежнему выполняет функцию регулятора системы здравоохранения и охраны здоровья, используя такие инструменты как стандартизация, аккредитация, лицензирование, требования к санитарным нормативам, контроль качества и т.д.

С 2020 года будет внедряться система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) - это совершенно новая форма оплаты за медицинские услуги. Важным направлением является политика тарификации. Глава НПП одобрил проводимую совместную работу с Минздравом по гармонизации тарифов за медицинские услуги.

- В новой системе должны быть стандартизированы услуги и тарифы. Не должно быть большой разницы в доступности, качестве и стоимости медицинских услуг, оказываемых государственными и частными клиниками. Нужно совместно с министерством выработать методы покрытия расходов частных медучреждений, включая услуги по ОСМС. Это создаст благоприятные условия для расширения участия частных медучреждений. Также следует детализировать перечни услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и ОСМС.

Для привлекательности тарифа необходимо включить расходы на обновление основных средств и повышение заработной платы медицинского персонала. Кроме того, расширить перечень медицинских услуг в системе ОСМС путем увеличения объемов реабилитационной, паллиативной помощи, которая необходима для улучшения качества жизни граждан, особенно для людей пожилого возраста. Включить услугу обследования check up и дополнительные инновационные технологии. При внедрении ОСМС все должно быть направлено на укрепление здоровья граждан, усиление профилактического направления, - сказал Тимур Кулибаев.

По данным министра здравоохранения, в ведомстве полным ходом ведется подготовка к внедрению новой системы: стандартизации процедур, протоколов, внедрение электронного паспорта пациента для эффективной оценки работы медицинской организации.

Вводится безбумажный документооборот. «Разворачивается» интеграционная Платформа здравоохранения, на базе которой будет сформирован электронный паспорт здоровья. Пациентам будет предоставлен доступ к информации, электронным услугам, облегчающим доступ к медицинской помощи, и возможность оценки деятельности медицинских организаций. Внедрение Искусственного интеллекта позволит оказывать и проактивные услуги, то есть прогнозировать возможные патологии, генетические заболевания и вспышки заболеваемости.

Министерство будет получать необходимые данные для статистики, аналитики и управления отраслью. Планирование объемов и расходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, включая маркировку и отслеживание их движений.

Сегодня Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) при проведении экспертизы ориентируется на объем проводимого лечения, но не на результат. Отсутствуют четкие индикаторы качества услуг и помощи. И здесь очень важно создать современную независимую экспертизу качества помощи и услуг. Ее проведением должны заниматься независимые эксперты, которые будут следить за назначением, ходом лечения и результатом. Целью должно стать или полное выздоровление гражданина, или длительная ремиссия для хронических больных без повторных аналогичных обращений.

Вышеуказанные меры дадут возможность медицинским организациям повысить качество оказываемых услуг, оптимизировать государственные затраты на оказание медицинской помощи. Успешный пример: постановка на учет в информационной системе бесплатных лекарственных средств позволила министерству сэкономить 14,5 млрд тенге, которые перераспределены на финансирование первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и скорую помощь.

Чтобы сохранить и преумножить тренд частных инвестиций в здравоохранение Минздрав совместно с Палатой предпринимателей разработал Дорожную карту, включая единый перспективный план развития системы здравоохранения в разрезе каждого из 17 регионов до 2025 года. С учетом статданных, прогноза демографического прироста и увеличения продолжительности жизни, рассчитаны количество новых больниц, необходимость реконструкции и модернизация имеющихся, передача в доверительное управление, проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). В результате, для улучшения доступности медицинской помощи будет увеличено количество поликлиник и сокращена невостребованная коечная мощность.

Единый перспективный план развития системы здравоохранения

Количество действующих и планируемых к 2025 организаций

Общая потребность в инвестициях до 2025 года – 1 трлн тенге

 Кроме того, оптимизированы 23 санитарных правила санитарно-эпидемиологических требований и исключены 12 контрольно-надзорных функций Министерства здравоохранения, внедрены электронные формы «Единая система проверок» во всех регионах.

По словам Елжана Биртанова, для улучшения качества медицинского образования в каждом государственном вузе первые проректоры - представители ведущих медицинских школ из США, Швеции, Италии, Турции, Литвы и Польши. Их задача – поменять программы обучения, управления в вузах, привлечь иностранных преподавателей, усилить научную образовательную деятельность, студенческий обмен. Создаются университетские клиники, семь НИИ и НЦ интегрированы с вузами, расширена академическая и управленческая самостоятельность вузов.

На встрече отметили важность повышения цифровой грамотности всех медицинских работников, начиная со студенческой скамьи. Действующие образовательные программы и квалификационные требования должны соответствовать прогрессу в современной медицине. Навыками цифровой медицины должны владеть и практикующие врачи. Здесь есть существенный потенциал для частного бизнеса - создавать центры подготовки и переподготовки на базе вузов и колледжей.

В завершение Тимур Кулибаев поручил Комитету усилить работу в регионах, объединить и усилить потенциал региональных бизнес-ассоциаций, которые хорошо понимают свои возможности, особенности и потребности местного рынка. Он добавил, что, с учетом преобразований и реформы здравоохранения, необходимо проанализировать инфраструктуру и специализацию регионов по отдельным видам медицинских услуг и по результатам предложить бизнесу занять имеющиеся конкурентные ниши.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить