Нерешённая проблема фармбизнеса РК, или Как можно снизить стоимость лекарств

12042

О том, как улучшить ситуацию с планированием закупа медикаментов – в материале экспертов в сфере фармации и здравоохранения

Фото: Depositphotos.com/belchonock

В Казахстане с 2009 года функционирует система единой дистрибуции лекарственных средств и медицинских изделий для организаций здравоохранения, оказывающих ГОБМП, однако в этой сфере до сих пор остаётся нерешенным ряд вопросов. Один из них – неэффективное планирование клиниками потребности в лекарственных средствах и медицинских изделиях.

Проблема заключается в следующем: медицинская организация при планировании потребности в медикаментах закладывает в заявке избыточные объёмы. Единым дистрибьютором осуществляется закуп медикаментов и обеспечивается их поставка в соответствии с заявкой. Через некоторое время больница/поликлиника корректирует свои расчёты и уведомляет об этом единого дистрибьютора. Затем осуществляется возврат невостребованных остатков поставщику. Казалось бы, возврат товара – нормальная практика, но не в данном случае: во-первых, подобная схема срабатывает ежегодно и действует скорее как правило, чем как исключение; во-вторых, совокупная сумма ежегодных возвратов может достигать миллиардов тенге; в-третьих, продукция имеет ограниченный срок и сферу применения, в связи с чем переупаковка или перепродажа возвращённой продукции на коммерческом рынке не представляется возможной.

Всё это повышает непроизводственные затраты поставщиков и производителей, а следовательно, способствует общему повышению цен на медикаменты, ведь коммерческий сектор вынужден закладывать соответствующие риски в цену товара. Данная ситуация – один из ключевых факторов неэффективной работы поставщиков, производителей и операторов бюджета.

Причины

Спектр возможных причин образования излишков (с последующим возвратом) широк и включает (но не ограничивается) следующие варианты.

Некомпетентность специалиста, отвечающего за формирование заявок клиники на медикаменты. Нередки случаи, когда в заявке (преднамеренно либо непреднамеренно) некорректно указывается количество либо фасовка лекарств.

Отсутствие должного контроля – при формировании заявок на уровне медицинской организации, со стороны местного исполнительного органа, а также по результатам возвратов.

Ликвидация или реструктуризация медицинской организации, либо перемещение обслуживаемого контингента.

Возможный сговор между руководством клиники и производителем о закупе избыточного объёма. В данном случае поставщик приобретает у производителя завышенный объём медикаментов, осуществляет поставку, а после возврата излишков в плюсе остаются все, кроме поставщика.

Предлагаемые меры

Необходимо исключить либо минимизировать практику возврата продукции. С другой стороны, следует усилить работу по пересмотру договоров с поставщиками на ранних этапах, когда производство ещё не запущено. Практика возврата может быть применена только в случае исключительной необходимости, связанной с закрытием медорганизации или снижением количества пациентов.

Однако на данный момент само законодательство способствует широкому использованию практики возвратов. Так, согласно постановлению правительства РК №1729, регламентирующему закуп фармпродукции в рамках ГОБМП и ОСМС, их количество в скорректированных расчётах может быть изменено субъектами здравоохранения в сторону уменьшения до 25% от количества, указанного в предварительных расчётах. Также допускается уменьшение в диапазоне от 25% до 50% в случаях наличия противопоказаний к применению у детей, а также индивидуальной непереносимости пациента. При этом стоит отметить, что согласно указанному постановлению изменение объёмов должно происходить при составлении медицинским организациями скорректированных заявок, когда известна фасовка, цена и производитель поставляемой продукции, т.е. до начала процесса её производства и поставки.

В целях устранения данного недостатка законодательства представляется целесообразным снизить верхнее ограничение с 25% до 5%, а в исключительных случаях – с 50% до 25%. Данные условия будут стимулировать всех участников процесса к тщательному планированию, рациональному использованию фармпродукции, что в свою очередь снизит непроизводительные затраты поставщиков, исключит рискованные схемы и сделает расход финансов в рамках ОСМС более предсказуемым.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить