Мадина Абылкасымова: Уровень бедности в Казахстане сократился за 19 лет в 7 раз

8177

Система оказания адресной социальной помощи (АСП) будет совершенствоваться, в том числе - через увеличение размеров выплат. Впрочем, согласно официальной статистике, ситуация в стране уже не так уж плоха. В понедельник, 5 ноября, выступая на правительственном часе в мажилисе, министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова сообщила, что уровень бедности в Казахстане сократился с 34,6% в 1996 году до 4,7% по итогам 2 квартала 2018

Фото: inform.kz

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения за период с 2001 по 2017 выросли в 10,8 раза, достигнув 83 053 тенге. Кроме того, сокращается неравенство населения по доходам.

- Значение индекса Джини сократилось за период с 2001 по 2017 в 1,3 раза, до 0,287, то есть умеренное неравенство. Глубина бедности с 2001 по 2017 уменьшилась в 37 раз, то есть с 14,8% до 0,4% соответственно, острота бедности – в 65 раз, с 6,5% до 0,1%. Таким образом, основные показатели, характеризующие социальное развитие Казахстана, демонстрируют динамику улучшения, как в абсолютном, так и в относительном выражении, - отметила Мадина Абылкасымова.

Если говорить об адресной социальной помощи (АСП), которую государство выплачивает малообеспеченным гражданам, только в 2018 на эти цели выделено 28,9 млрд тенге. По данным Минтруда, за 9 месяцев этого года сумма выплат АСП составляет 19,5 млрд тенге, или 67,4%.

- По итогам 9 месяцев численность получателей АСП нового формата составила 504 тыс. человек, или 97,3 тыс. семей, в том числе получатели безусловной денежной помощи составляют 72,4 тыс. человек, или 14,4% всех получателей АСП (18,2 тыс. семей), обусловленную денежную помощь получают 431,6 тыс. человек, или 85,6% (79 тыс. семей), - пояснила министр.

Напомним, что с 1 января 2018 введен новый порядок оказания адресной социальной помощи для малообеспеченных семей. Этот порядок предусматривает обязательное участие трудоспособных членов семьи в предлагаемых государством активных мерах содействия занятости.

АСП делится на два вида: безусловную и обусловленную денежную помощь. Безусловная денежная помощь предоставляется семьям с нетрудоспособными гражданами, и для них обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется. Обусловленная денежная помощь предназначена семьям, имеющим как минимум одного трудоспособного члена, и оказывается при условии заключения такой семьей социального контракта и добросовестного выполнения его условий. Социальный контракт заключается сроком на 6 месяцев с возможностью его пролонгации ещё на 6 месяцев. При невыполнении обязательств по социальному контракту денежная помощь всем совершеннолетним членам семьи уменьшается на 50% при первичном отказе или приостанавливается полностью при повторном отказе, кроме студентов и одного из членов семьи, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 7 лет.

По данным Минтруда, в разрезе регионов наибольшая численность получателей адресной социальной помощи приходится на Туркестанскую – 34,8%, Жамбылскую – 11,7%, Алматинскую – 10,7%, Кызылординскую области – 7% и Шымкент – 9,7%. То есть 75% всех получателей приходится на южные регионы страны. При этом 66% всех получателей проживают в сельской местности (330,9 тыс. получателей), а 34% - в городской местности (173,1 тыс. получателей).

В структуре получателей адресной помощи преобладают многодетные семьи с детьми - порядка 41% от общего количества семей-бенефициаров нового формата АСП. Уже в структуре семей-получателей АСП 25% составляют неполные семьи (24,5 тыс. семей).

Если посмотреть на социальные статусы получателей АСП, то наибольшую их часть составляют дети - это 321,1 тыс. человек, или 63,7%. Ещё 18,6% - это лица, занятые по уходу за детьми, инвалидами, престарелыми (93,7 тыс. человек); 8,4% - имеющие работу на момент обращения (42,2 тыс. человек); 4,7% - самозанятые (23,7 тыс. человек); 1,8% - безработные (8,9 тыс. человек); 2,1% - студенты (10,4 тыс. человек); 0,5% - инвалиды (2,6 тыс. человек); 0,3% - пенсионеры (1,4 тыс. человек).

По оценке Мадины Абылкасымовой, новый формат АСП помог изменить ситуацию с бедностью. Собственно, и главной его целью было сокращение иждивенчества и вовлечение трудоспособных граждан в меры занятости для выхода из круга бедности.

- Благодаря внедрению социального контракта из общего числа трудоспособных получателей обусловленной денежной помощи, а это 93 тыс. человек, вовлечены в меры занятости 51,5 тыс. человек, или 55%. Остальные на момент обращения имели низкооплачиваемую работу. При этом следует отметить, что в мерах содействия занятости в основном преобладает постоянная занятость, - подчеркнула министр.

Согласно её данным, с начала года 37,2 тыс. человек, или 72,2%, были трудоустроены на постоянные рабочие места, 396 человек (0,8%) – получили микрокредиты на организацию собственного дела; 2,7 тыс. человек (5,2%) – направлены на курсы повышения, переподготовки квалификации и переобучения; 11,2 тыс. человек, или 27%, оказаны меры временной занятости, в том числе 8 тыс. человек, или 15,6%, трудоустроены на общественные рабочие места; 2,8 тыс. человек, или 5,5%, трудоустроены на социальные рабочие места; 407 человек, или 0,8%, направлены на молодёжную практику.

Результат таков: за 9 месяцев нынешнего года среднедушевые доходы получателей АСП выросли в 1,8 раза, с 7 306 тенге до 12 809 тенге; средний размер АСП по сравнению с 2017 увеличился почти в 2 раза и составил 4 870 тенге на человека в месяц; средний размер выплаты на семью составил за квартал 75 972 тенге; вышли из состояния бедности 44,4 тыс. человек. Впрочем, отметила министр, работа по совершенствованию продолжается.

- Летом текущего года мы провели специальное социологическое исследование, чтобы выяснить мнения самих получателей адресной социальной помощи о достоинствах и недостатках нового формата. Результаты данного исследования показали, что дальнейшее совершенствование нового формата адресной социальной помощи должно быть в первую очередь направлено на увеличение её размера. Так считают 84% опрошенных респондентов. Кроме того, порядка 33% опрошенных пожелали улучшить жилищные условия, а 30% предлагают частичную или полную оплату коммунальных услуг для многодетных семей из бюджета, - рассказал министр.

Сейчас Минтруда разрабатывает предложения для правительства, в том числе по пересмотру нормативов исчисления дохода от личного подсобного хозяйства. Изучается также вопрос «ранжирования критерия оказания помощи (черты бедности) на основе дифференцированного подхода по определению нуждаемости». При этом планируется и изменить планку черты бедности, доведя её к 2025 году до уровня прожиточного минимума (сегодня для получателей АСП порог черты бедности определён в 50% прожиточного минимума).

- Предусматриваем дифференцированных подход: если семья с четырьмя детьми и с одним кормильцем, то для неё размер черты бедности должен быть выше, чем для семьи, которая имеет трудоспособных членов семьи. Сейчас трудоспособные члены семьи, когда подписывают договор, дополнительно получают доход. У них создаётся возможность для того, чтобы в будущем выйти из круга бедности и обеспечивать свою семью, - пояснила Абылкасымова. - Мы считаем, что прежде всего надо начинать с семей, которые получают безусловную денежную помощь. Тот порог, который установлен, должен быть повышен. На первом этапе до 70% от прожиточного минимума, особенно для многодетных, (так как) 41% получателей АСП - это семьи с 4 детьми. По безусловной помощи это 16%, где нет трудоспособных членов семьи. Это наиболее нуждающиеся.

Также рассматривается вопрос о том, чтобы не включать в расчёт совокупного дохода получаемые пособия по инвалидности, но только в случае отсутствия у семьи других источников доходов.

- Если взять пример семьи, где не работает ни один из членов семьи, находятся на иждивении дети, они получают только пособие по инвалидности. Я лично считаю, что нужно для них этот вопрос рассмотреть, и, в зависимости от состояния семьи, для тех, кто получает в первую очередь безусловную помощь, рассмотреть возможность не учитывать это пособие по инвалидности. Или для них повысить порог от прожиточного минимума, процент, на столько, чтобы они могли дополнительную помощь получать, - сказала министр.

Вместе с тем сегодня средний размер пособий по инвалидности составляет порядка 40 700 тенге, и есть также большая часть населения, которая имеет доходы от работы примерно на таком же уровне.

- То есть если в семье один или два лица с инвалидностью, то их доход даже может превышать доход человека, который имеет примерно такой уровень. А их доход мы учитываем. То есть это в невыгодное положение ставит низкооплачиваемых работников, - заметила Абылкасымова.

Также не исключает она и риск, что порядка 280 тыс. человек - люди с инвалидностью I и II групп - «все придут за адресной социальной помощью и будут постоянными получателями данной помощи, постоянно будут находиться среди численности бедного населения».

- Поэтому стоит задача: именно для таких семей, которые нетрудоспособны и других источников дохода у них нет, только пособия, мы готовы этот вопрос рассмотреть, - сказала Абылкасымова.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить