Казахстанские суды будут реформировать

15267

Председатель Верховного суда Жакип Асанов в среду, 23 января, на пленарном заседании мажилиса рассказал, с чего начнётся эта реформа

Жакип Асанов
Фото: sud.gov.kz
Жакип Асанов

Два законопроекта - пакет поправок в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» и сопутствующий ему «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам модернизации судебной системы» - это часть планов по обновлению судебной системы. Всего, по словам Асанова, разрабатываются 11 законопроектов, которые должны вывести отечественное правосудие на качественно новый уровень.

Представленные на рассмотрение мажилиса законопроекты направлены в первую очередь на кадровую работу.

- Самое важное для людей – это доверие к судам. А когда будет такое доверие? Тогда, когда каждое решение или приговор суда будет законным и обоснованным, когда человек читает и понимает логику судебного акта, написанного на досупном языке. Когда человек находит там убедительные ответы на каждый свой довод или аргумент, когда судья объясняет ему не на сложном юридическом языке, а на простом человеческом языке, почему он принял именно такое решение. К такому суду надо стремиться, тогда, безусловно, граждане будут соглашаться с решением суда и не будут судиться дальше, - заявил Асанов.

Для такого суда нужны кадры. Глава Верховного суда напомнил - раньше в год судьями становились 150 человек. Ситуация уже изменилась: в прошлом году мантию судьи получили лишь 29, в пять раз меньше. Асанов подчеркнул: наличие свободных вакансий не пугает, главное - чтобы на это место пришли достойные.

- В развитых странах есть штучные специалисты, которых знает вся страна. Выдающиеся юристы и учёные, для них есть доступ, прямая дорога в Верховный суд. У нас такие юристы в основном работают в крупных транснациональных компаниях. Мы хотим создать условия и привлечь в нашу систему, - рассказал он. - Сейчас, чтобы стать судьёй Верховного суда, надо поработать в районном, областном судах, иметь хорошую историю в судебной системе и требуется 20-летний юридический стаж. Для таких специалистов и учёных мы предлагаем исключить эти требования. Таких штучных специалистов в сенат будет предлагать сам елбасы (судей Верховного суда избирает сенат по представлению президента). В этом не будет участвовать Верховный суд и Высший судебный совет.

Предлагается изменить и порядок назначения руководителей судов и председателей судебных коллегий. Сейчас, по словам Асанова, они могут «кочевать из одного региона в другой», получая аналогичные должности, никаких ограничений не существует. Поэтому предлагается законодательно ограничить возможность назначения на аналогичные должности - не более двух раз.

- К примеру, председателем облсуда может назначаться лишь два срока. Иначе такой руководитель со временем может перейти на командный стиль управления, и это влияет на независимость рядовых судей. Некоторые председатели заняты лишь менеджментом и перестают рассматривать конкретные дела, то есть перестают выполнять свою прямую обязанность и теряют квалификацию, - заявил Асанов.

Он отметил, что по рейтингу создания условий в судах казахстанская судебная система находится на 4 месте в мире. Но по независимости каждого судьи - на 79 из 139 стран. Главным образом критика связана с тем, что судьи в Казахстане зависимы от председателей.

- Если мы хотим, чтобы суд стал справедливым и профессиональным, с одной стороны, надо создать стимул и привлекать в суд лучших юристов, с другой стороны, надо обеспечить реальную независимость каждого судьи, - убеждён Асанов.

При этом он, как глава Верховного суда, готов отказаться от своих полномочий, например, по назначению председателей коллегий областных судов.

- Председатель Верховного суда не должен оказывать влияние, только тогда у нас будет возможность выбрать достойного, - заявил он.

Предлагается все кадровые вопросы передать от Верховного суда Высшему судебному совету. За этим органом предлагается закрепить рассмотрение вопросов освобождения от занимаемых должностей судей за совершение ими дисциплинарных проступков или за невыполнение требований законодательства.

Упразднить предлагается и президиумы судов. Сегодня они создаются в областных судах и Верховном суде, состав определяет единолично председатель соответствующего суда.

- К сожалению, у нас не было ни одного случая, чтобы президиум принимал такое решение, которое не совпадает с мнением председателя, - констатировал Асанов. - Президиумы занимались одним вопросом - дисциплинарной практикой. Президиум принимал решение передавать материалы в отношении конкретного судьи или не передавать в судебное жюри. А судебное жюри уже определяло меру наказания. Судьи все начали жаловаться, что этот институт стал орудием председателей, чтобы наказывать конкретных судей. Поэтому мы считаем, что этот институт (себя) не оправдал. Эти функции мы предлагаем передать пленарным заседаниям областных судов и Верховного суда, чтобы это коллективно решалось, причём тайным голосованием.

Предложенные изменения депутаты поддержали. Асанов заверил, что работа по совершенствованию судебной системы будет продолжаться, но на прощание всё же заметил, что «нет ни одной страны, где население не критиковало бы работу судей».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить