Караваны идут на юг

27860

Почему заниматься бизнесом в Шымкенте становится еще более выгодно

Фото: Андрей Лунин

«Silk Way Shymkent Summit: караваны возвращаются» – название форума, который прошел в середине апреля в Шымкенте. Организаторами выступили Forbes Kazakhstan и АО «СПК «Shymkent» при поддержке акимата Шымкента.

Название было выбрано не случайно. Аким Шымкента Габидулла Абдрахимов, открывая саммит, заявил: есть данные, свидетельствующие о том, что Шымкент был основан примерно 2200 лет назад. В ЮНЕСКО уже направлены соответствующие материалы для того, чтобы получить подтверждение этого факта на международном уровне.

«Шымкент – сердце Шелкового пути. Здесь на протяжении веков встречались караваны и останавливались в караван-сараях люди торговли, искусства, военные. Они пили чай, рассказывали истории. Уверен: та энергетика, то отношение к гостям, философия тех времен сохранились до сих пор», – подчеркнул Абдрахимов.

Издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов, выступивший модератором форума, заметил, что у города колоссальный инвестиционный потенциал и его наверняка ждет бум предпринимательства. Чему была призвана содействовать и данная площадка: в Шымкенте высадился представительный десант бизнесменов, среди которых Айдын Рахимбаев, Раимбек Баталов, Серик Тульбасов, Уалихан Ахметов, Эдуард Ким, Андрей Лаврентьев, Рамиль Мухоряпов, Иван Каменский, Бейбит Алибеков, Арманжан Байтасов, Ларион Лян, Дана Орманбаева, Кайрат Мажибаев, Махмуд Шадиев и другие. Специальным же гостем стал Серикжан Сейтжанов – «Бизнесмен 2018 года» по версии нашего журнала.

Абдрахимов напомнил: когда в прошлом году Нурсултан Назарбаев подписывал указ о придании Шымкенту статуса города республиканского значения, он указал, что мегаполис должен стать центром притяжения инвестиций, технологий и интеллекта не только в масштабах страны, но и Центрально-Азиатского региона, чему есть все предпосылки.

Аким привел несколько цифр: валовый региональный продукт Шымкента по итогам 2018 года составил около 1,7 млн тенге ($5 тыс.) на душу населения. Это меньше, чем в среднем по Казахстану, но гораздо больше многих городов ЦА. Главное – хорошая динамика роста. В структуре экономики 33% занимает промышленность, 35% – торговля и услуги, 31% – МСБ. По словам Абдрахимова, долю промышленности планируется довести до не менее чем 50%.

В городе наблюдается бум строительства – за год оно выросло в 2 раза, инвестиции – в 2,5 раза. Конечно, большую долю в этом росте занимает Шымкентский НПЗ, где недавно завершилась модернизация. Тем не менее развиваются и другие отрасли, например торговля – на 6%.

Активно увеличивается население города – примерно на 50 тыс. человек в год, из них около 20 тыс. рождаются, еще 30 тыс. приезжают.

«Шымкент растет в первую очередь за счет торговли и логистики, сервиса и туризма, строительства жилья. Для нас чрезвычайно важны экономический рост и повышение доходов населения, – отметил аким. – Также наши приоритеты – здравоохранение и образование. Интересно, что многие люди, которые раньше собирались переехать в Алматы и Нур-Султан, теперь решили остаться».

Развивается инфраструктура. Согласно генплану, в Шымкенте планируется строительство ЛРТ. Также к осени 2020-го у города будет новый железнодорожный вокзал – КТЖ активно занимается этим проектом.

«Мы передали аэропорт Шымкента в доверительное управление авиакомпании SCAT, которая начала строить новый терминал площадью 30 тыс. кв. м в три этажа, – сообщил Абдрахимов. – У него будет четыре рукава. Акимат построит к аэропорту новую дорогу со стороны Тамерланского шоссе, возведет привокзальную площадь и парковку. Строительство планируем завершить к лету 2020 года».

Аким отметил, что Шымкент избран культурной столицей СНГ в 2020 году. К этому событию идет активная подготовка. В частности, BI Group построит конгресс-центр на 2200 мест. «Приятно, что такие компании пришли на наш рынок, – сказал Абдрахимов. – Кроме того, будет проведена реконструкция Центрального стадиона им. Кажымукана на 20 тыс. посадочных мест и городища-цитадели – это как Колизей для Рима, это наша история, и восстановить его очень важно».

Глава BI Group Айдын Рахимбаев в свою очередь отметил: «Каждый пятый казахстанец родился на юге страны – в Шымкенте или Туркестанской области. 24% населения Шымкента – молодежь, это главный потенциал города». Бизнесмен уверен, что у местного рынка жилья большой потенциал развития. «Мы для себя выбрали модель бизнеса Toyota, – рассказал он. – В этой корпорации только 15% работ делается самостоятельно – выпускаются двигатели и осуществляется сборка авто, остальные 85% материалов и работ производят партнеры. Поэтому приглашаю другие компании работать вместе: у нас все просто и легко. Например, мы строим стадион. Там задействовано 125 наших партнеров, каждый из которых выполняет свою часть работы, а наша задача – контролировать. Многое переносим в онлайн. Например, к этому моменту наша компания заключила онлайн 58 тыс. договоров».

Глава группы компаний «Аллюр» Андрей Лаврентьев заявил, что у него для города есть деловое предложение: «В США на 1000 человек приходится 914 авто, в России – 324, в Казахстане – 250. Страну ждет большой рост автомобилестроения, до 150 тыс. авто в год (сейчас – более 30 тыс.). Считаю, в Шымкенте можно создать автомобильный кластер. Небольшие частные компании могли бы производить запчасти и автокомпоненты, а автопроизводители гарантировали бы, что будут их покупать».

На форуме также прошли панельные сессии по развитию e-commerce, массмедиа, женского предпринимательства, актуальным проблемам среднего и крупного бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить