Такой разный рост

22161

Какие факторы влияют на развитие рынков интернет-коммерции в мире и Казахстане

Фото: © Depositphotos.com/Vlado85

«Сегодня цифровая трансформация стала реальностью для миллиардов компаний и потребителей во всем мире. Инновации просто необходимы, если сервис-провайдеры хотят предоставлять масштабируемые, безопасные и высококачественные сервисы в широкополосных сетях любого типа», – говорит вице-президент Cisco по маркетингу продуктов и решений для сервис-провайдеров Дуг Уэбстер.

Одна из сфер, наиболее остро почувствовавших начало цифровой трансформации, безусловно, ретейл. Лидеры розничной индустрии стали одними из первых, кто осознал перспективы онлайн-торговли, постоянной коммуникации, анализа поведения клиентов и вышел в сеть. Несмотря на это, онлайн-торговля приносит розничным сетям все еще лишь небольшую долю выручки. В 2015 году доходы от покупок через интернет составили чуть более 7 % от общего розничного рынка, объем которого составил $1,67 трлн.

Если говорить про источники онлайн-продаж, то, согласно результатам исследования BI Intelligence, треть выручки от электронной коммерции приходится на прямые продажи с сайтов продавцов. Еще чуть больше трети поступает от пользователей, перешедших с поисковых систем. Порядка 15 % приносят те, кто кликнул на рекламную ссылку, более 10 % продаж были совершены за счет рассылок по электронной почте, и 1,5 % принадлежит продажам в социальных сетях.

Вещи не в себе

Эксперты уверены, что стремительное развитие интернета вещей создаст совершенно новые каналы продаж в ближайшем будущем и уже сейчас является основным драйвером роста коммерции.

Интернет вещей, или Internet of Things (IoT), – это концепция вычислительной сети физических предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Это, например, фитнес-браслеты, которые соединены со смартфоном и выдают подробную статистику по состоянию тела пользователя. Это могут быть датчики учета воды, которые напрямую из трубы передают на диспетчерский пульт данные по объему прошедшей воды, ее температуре, давлению и многому другому. IoT проник уже не только в частную жизнь, но и в глобальную экономическую деятельность, продолжая усиливать свои позиции.

Если говорить о носимых устройствах, то в топ-5 наиболее востребованных входят: кнопка тревожной сигнализации – 32 %, умные часы – 28 %, персональный трекер – 27 %, персональный идентификатор – 25 %, и… очиститель воды – 24 %.

Согласно исследованиям Ericsson, по итогам 2015 года трафик от интернета вещей превысил общий трафик мобильных устройств в ­3 раза – 148 млн терабайт IoT против 53 млн от мобильных телефонов. Столь большая диспропорция наблюдается в основном за счет видеотрафика на домашние мультимедийные устройства, например smart TV и игровые приставки.

Мультимедиа – это один из наиболее «тяжелых» кейсов в части потребления трафика. Если же посмотреть на интернет вещей, не требующий подключения по фиксированной линии, то потребление трафика там значительно ниже. Подключенные по мобильным сетям устройства, как правило, передают данные, например показания различных счетчиков. Наиболее «тяжелый» кейс здесь – общественная безопасность. Данные с камер городского наблюдения занимают значительную часть мобильного трафика интернета вещей.

К 2018 году число IoT-устройств превысит количество мобильных телефонов. Из 28 млрд подключенных гаджетов 16 будут приходиться на устройства интернета вещей. Иными словами, традиционные «жители» сети – мобильные устройства будут сильно потеснены вновь подключенными. И это логично, ведь объектов физического мира, которые могут быть подключены, гораздо больше, чем телефонов.

Больше данных

«Одна из тенденций, которую мы наблюдаем последние несколько лет, – охлаждение интереса пользователей к смартфонам. Согласно нашим опросам, к 2020 году большинство функций смартфона распределится между другими специализированными умными устройствами, – поясняет старший консультант по развитию бизнеса Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия Юрий Котиков. – Пользователи очень заинтересованы в устройствах, связанных с обеспечением безопасности, также очевиден интерес к носимым технологиям в новых областях. Сенсоры, проглатываемые с целью измерения температуры тела, могут стать реальностью через пять лет, а уже сейчас умные дома могут автоматически выставлять температуру в помещении в момент вашего прихода домой».

Однако истинный потенциал IoT заключается в возможностях создания новых источников дохода или в некоторых случаях запуска совершенно новых каналов продаж. Самое важное, что предлагает IoT вне зависимости от индустрии, это создание единой экосистемы, объединяющей игроков из разных отраслей. Так, продуктовые сети смогут сотрудничать с магазинами бытовой электроники или коммунальными службами для лучшего понимания тенденций потребления. Именно информация является ценнейшим ресурсом в мире IoT, так как на ее базе можно разрабатывать новые предложения и реализовывать их через существующие каналы электронной коммерции.
Активное использование интернета вещей непременно приводит к оцифровыванию наших знаний об окружающем мире. Это влечет за собой развитие аналитики и монетизации больших данных, или Big Data.

«С каждым годом объем накопленных данных растет в экспоненциальной прогрессии, что позволяет строить гораздо более точные прогнозы относительно предстоящих событий. Так, Amazon на основе данных о просмотренных и приобретенных товарах сообщает пользователю о продуктах, специальных предложениях, которые могут его заинтересовать. В Amazon подсчитали, что 30 % продаж приходятся на их систему рекомендаций», – добавляет Котиков.

Интернет вещей пока еще находится на том этапе своего развития, когда преждевременно говорить, что он стал неотъемлемой частью нашей жизни. Тем не менее далеким будущим или пустой маркетинговой концепцией он также не является. IoT весьма активно влияет не только на развитие новых бизнес-моделей, но и на предпочтения пользователей.

Согласно статистике Ericsson, 75 % компаний проявляют активный интерес к внедрению технологических решений в области интернета вещей. Более того, потребительский спрос на умные решения в этой области продолжает стремительно расти. Пользователи ожидают, что уровень доступности приложений для шопинга, ресторанов, досуга, воспитания и ухода за детьми, диалога с властями, а также транспорта вырастет на 50 % на протяжении следующих трех лет. 94 % компаний уверены, что интернет вещей будет иметь все большее влияние на мировые рынки и индустрии на протяжении следующих трех лет.

По оценкам же McKinsey, экономический эффект от внедрения IoT к 2025 году составит от $14 до 33 трлн.

Рост на $100 млн

Если лидеры e-commerce развиваются благодаря внедрению новых технологий, то казахстанский рынок электронной коммерции растет, как младенец, в силу естественных причин.

Так, по данным президента Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Константина Горожанкина, в 2015 году объем рынка e-commerce превысил отметку в $800 млн: «По сравнению с 2014 годом в долларовом выражении рынок подрос почти на $100 млн, а в тенге, с учетом девальвации, еще серьезнее. E-commerce – единственный сегмент экономики, который показывает рост в нынешний кризис, обусловленный снижением цен на ресурсы».

По наблюдениям собеседника, в 2015 году значительно выросли проекты онлайн-кредитования (лидер рынка MoneyMan.kz за год увеличился в 4 раза), что особенно заметно на фоне снижения кредитования в традиционном банковском секторе.

Одним из драйверов роста стала онлайн-продажа билетов (на самолеты и поезда, в кинотеатры, театры и на спортивные мероприятия), где у лидеров рынка увеличение оборотов за год произошло в 3 и более раз. «В данном сегменте нет внешних сдерживающих факторов (логистика, складирование, отсутствие товаров у поставщиков), в связи с чем проекты «взрослеют» как за счет роста числа клиентов, приходящих в интернет, так и за счет увеличивающейся рекламной активности, – поясняет Горожанкин. – Кроме того, команды становятся более профессиональными. Последнее немаловажно, так как именно в этот сегмент активно заходят глобальные игроки: onetwotrip.com, tickets.ua, biletix.ru, kassir.com».

Его наблюдения подтверждаются цифрами, предоставленными директором холдинга ChocoFamily Рамилем Мухоряповым: «По данным GDS (Global Distribution Systems), в прошлом году по количеству проданных билетов на казахстанском рынке произошел спад на 8 %, в этом году снижение продолжилось. Но онлайн-сегмент этого рынка растет. Если говорить о Chocotravel, то оборот за шесть месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года вырос в 2,4 раза. Это объясняется тем, что в Казахстане только 15 % авиабилетов продается онлайн, тогда как в других странах данный показатель достигает 80 % от всех продаж. То есть переход в онлайн для таких рынков происходит очень стремительно. Поэтому сейчас в сегменте продаж авиабилетов не чувствуется не только кризиса, но даже фактора сезонности».

Колоссальный скачок совершил рынок заказа еды через интернет. По данным Мухоряпова, с 2014-го по 2015 год сегмент вырос с 2,9 млрд до 4,3 млрд тенге (412,8 млн тенге, или 9,6 %, пришлось на агрегаторы). По прогнозам, в 2016 году цифра вырастет до 7 млрд, при этом 1,3 млрд, или 18,5 %, заработают агрегаторы. Рынок идет в виртуальные супермаркеты, потому что клиентам легче заказывать еду с одного сайта, где представлено множество ресторанов и кафе.

Этот рост связан с общемировой тенденцией, когда для ресторанов доставка становится более выгодным бизнесом, чем обслуживание в залах. Фактически рынок толкает лень: людям проще заказать вкусную еду на дом, чем готовить самим. «У нас пока доставка еды не стала приоритетной для ресторанов, потому что срок ее очень высок – примерно час, а люди не готовы столько ждать. Бум в этом сегменте произойдет, когда доставлять блюда будут через 35–40 минут, – говорит Мухоряпов. – Еще один тормоз – ограничение в среднем чеке. Рестораны готовы поставлять блюда на сумму не менее 3–5 тыс. тенге. Но по мере взросления рынка такие ограничения уйдут, что подтолкнет сегмент к еще более активному росту».

ChocoFamily собирается захватить здесь пальму первенства. В конце 2016-го или начале 2017 года компания планирует ввести систему доставки по принципу Uber Rush. Один курьер будет забирать заказы из разных ресторанов, которые расположены по его маршруту, и отвозить блюда клиентам. Это должно сократить время доставки до желаемых 35–40 минут.

Купить мобильно

«Что касается сегмента магазинов с доставкой, то тут обороты подросли от 10 до 30 % за год, но кое-­где и упали. Люди меньше стали покупать дорогостоящую технику, что обусловлено экономической ситуацией. Но, в любом случае, даже снижение у лидеров интернет-ретейла не столь фатально, как падение в офлайн-сегменте», – рассказывает Горожанкин.

По подсчетам генерального директора ТОО «Arena S» (магазины Sulpak) Дмитрия Провкина, рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) в 2015 году упал в тенге на 11 % и составил около 407 млрд. «Доля e-commerce на рынке составляет 1,7 %. Этот сегмент активно развивается из года в год. Прирост в конкретных цифрах сложно оценить, так как точные исследования по нему стали проводиться относительно недавно. В Sulpak онлайн-продажи составляют 3,5 %, что соответствует примерно 40 % всего онлайн-рынка БТиЭ», – приводит свою оценку Провкин.

В Chocomart, который входит в холдинг Рамиля Мухоряпова, также зафиксировали резкий спад продаж электроники после девальвации в прошлом году: «По количеству продажи просели на 30–40 %, при этом обороты были сохранены, потому что вырос средний чек. В начале 2016 года ситуация начала улучшаться. Нынешний июль стал для нас рекордным – превышение показателя от прошлогоднего июля составило 26 %. Это связано с тем, что онлайн-сегмент растет, несмотря ни на какие финансово-экономические проблемы. К тому же пришла некая уверенность в экономике, когда доллар стал «откатываться».

Директор департамента электронной коммерции компании «Технодом» Рената Мусина говорит, что из-за кризиса рынок продаж БТиЭ не растет, при этом онлайн-сегмент увеличивается благодаря перетоку покупателей из офлайн. Если раньше доля виртуальных покупателей в целом по Казахстану составляла 1 %, то сейчас 1,5–1,8 %. «В перспективе доля онлайн-продаж может достичь 20 % в крупных городах. Такие прогнозы исходят из опыта России: доля интернет-продаж федеральных сетей в Москве достигает 25 %, а по стране 12 %», – отмечает Мусина.

Онлайн оказывает большое влияние на офлайн-продажи. Иначе говоря, если бы онлайн-магазины не были так раскручены, то и традиционные продажи не оказались на нынешнем уровне. «Сейчас люди изучают ассортимент в интернете, прежде чем идти покупать, то есть влияние цифровых технологий налицо, – констатирует представитель «Технодома». – В мире 64 % продаж офлайн совершается под влиянием цифровой экспансии, ожидается, что к 2021 году это влияние достигнет 97 %».

Внутри онлайн-продаж продолжает расти мобильный трафик («Технодому» он приносит до 70 % трафика). Это связано с тем, что люди всегда находятся в cети, в том числе просматривают ассортимент, однако покупки предпочитают делать с десктопов. Поколение Z, кому сейчас меньше 20, по статистике, будут проводить в интернете шесть-семь лет своей жизни. У них другое мышление, а когда через четыре-пять лет они станут платежеспособными, то будут обладать совершенно другим подходом к покупкам. Поэтому интернет-коммерсантам уже сейчас нужно учитывать эту перспективу. «В крупных российских федеральных сетях бытовой техники до 35 % внутри онлайна занимают продажи через мобильный трафик. В США 65 % пользователей делают покупки через мобильные устройства. В ближайшие три года надо работать над юзабилити мобильных устройств, так как продажи сместятся туда», – дает прогноз Рената Мусина.

Она отмечает, что офлайн-рынок в Казахстане никуда не уйдет, это обусловлено менталитетом населения.
«Пенетрация интернета в Казахстане доходит до 70 %, но большинство заходят туда лишь затем, чтобы посидеть в соцсетях, проверить почту, собрать нужную информацию. Не все платежеспособное население (от 30 и старше) делает покупки через интернет. Мы, продавцы, можем помочь друг другу, если будем проводить активности, которые помогут обучить людей делать покупки в сети, доверять онлайн-магазинам. Это будет иметь положительный эффект для всего рынка», – уверена собеседница.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить