Феномен Караганды

17018

Почему шахтерский город выдает на-гора успешные интернет-проекты наряду с двумя столицами

Фото: Валерий Калиев

Эксперты IT-рынка отмечают «геолокационную» тенденцию: популярные и прибыльные онлайн-проекты, которые в том числе фигурируют в топ-50 крупнейших интернет-компаний Казахстана по версии Forbes Kazakhstan, имеют прописку в Астане, Алматы или Караганде.

Как Караганда оказалась кузницей удачных онлайн-проектов? Ведь столицы традиционно обескровливают регионы, переманивая к себе сильных специалистов. Ответ на этот вопрос мы искали у экспертов и представителей компаний, которые входят в число развитых карагандинских интернет-ресурсов.

Flip.kz: стратегия «сарафанного радио»

Интернет-магазин Flip.kz, занявший в 2014 году 23-е место в списке 50 крупнейших интернет-компаний, был открыт 20 ноября 2007 года. «Еще будучи студентами, я и двое моих партнеров начали заниматься разработкой сайтов для компаний, – вспоминает руководитель проекта Александр Соколов. – Но вскоре поняли: надо создавать собственный бизнес. Стали искать идеи, в итоге открыли интернет-магазин».

Первый заказ поступил через два дня, это была книга о работе с бисером. Александр помнит, с каким воодушевлением команда дружно упаковывала ее, а затем пошла отмечать знаменательное событие. «Первое время ассортимент состоял преимущественно из книг, игрушек, канцтоваров. Позже появились товары для дома, посуда, постельное белье, – перечисляет Соколов. – Массовые заказы не хлынули потоком в один день. Примерно год потребовался на то, чтобы Flip.kz стал узнаваемым брендом, которому доверяют покупатели».

Изначально на рекламу тратились ничтожные суммы – до $1 тыс. в месяц: все, что на тот момент могли позволить себе владельцы интернет-магазина. Поэтому основным методом завоевания рынка стало «сарафанное радио» – когда клиенты рекомендовали Flip.kz друзьям и близким.

Стратегия оказалась успешной. Сейчас площадку ежедневно посещают от 15 до 20 тыс. покупателей, конверсия составляет примерно 3%. «В день нашего семилетия был поставлен рекорд по продажам – 2,5 тыс. заказов», – делится Александр.

У руководства Flip.kz есть четкая цель – за три года вывести интернет-магазин на лидирующие позиции в Казахстане. А в более отдаленном будущем выйти на рынки других стран.

Фото: Андрей Лунин

Успех проекта, по мнению Александра Соколова, обусловлен тремя составляющими: слаженной работой команды, удобным географическим расположением Караганды, откуда товары доставляются во все концы страны, и готовностью казахстанцев к освоению новых способов шопинга.

Что касается «феномена Караганды», то ничего сверхъестественного в лидерских позициях местных IT-проектов собеседник не видит: «Вполне логично, что четвертый по величине город Казахстана рождает успешные интернет-продукты. Здесь очень хорошие вузы, развита промышленность, которая автоматизируется не по дням, а по часам. Программисты, соответственно, очень востребованы, а это стимул для их профессионального роста, поиска собственных ниш на рынке».

Kn.kz: недвижимость продвигает сайт

Портал о недвижимости Kn.kz был запущен в 2006 году. До его открытия компания выпускала печатное издание о рынке недвижимости в Караганде и Астане. «В Караганде мы были одной из первых информационно-рекламных групп, которая стала серьезно заниматься разработкой и продвижением интернет-ресурсов, – рассказывает руководитель информационной службы kn.kz Арман Базилов. – Выход в интернет не был внезапно возникшей идеей. Знание рынка, понимание того, что нужно пользователям, подсказали этот шаг».

Сегодня материалы kn.kz публикуют ведущие СМИ Казахстана, у компании есть единственный сертифицированный аналитический центр по рынку недвижимости в стране. Ежесуточно портал посещает свыше 20 тыс. уникальных пользователей. Администрация уверена: это еще не предел. «Над нашим проектом работает команда талантливых программистов, seo-специалистов, журналистов, аналитиков, – перечисляет Базилов. – Если говорить о выходе на рынки стран ЕАЭС, то пока загадывать не хотим, но можем с уверенностью сказать: нам это под силу. Ведь мы та компания, которая создает очень качественные продукты».

Если бы карагандинских IT-специалистов не переманивали в Астану и Алматы, удельный вес наших проектов в числе ведущих казахстанских был бы больше

Формулу успеха kn.kz Арман определил так: «Работа команды, внимание к потребностям аудитории и вера в собственные силы». Истоки «феномена Караганды» Базилов видит в хорошем уровне подготовки программистов в карагандинских вузах, в частности в КарГТУ, выпускниками которого являются большинство успешных карагандинских IT-специалистов. «Если бы наших талантливых ребят не переманивали в Астану и Алматы, удельный вес карагандинских проектов в числе ведущих казахстанских IT-проектов был бы на порядок больше», – полагает он.

Sports.kz: заточенность на Казахстан

Портал Sports.kz появился в 2006 году как проект карагандинской команды для любителей спорта, но вскоре стал популярен во всех уголках Казахстана.

«Автор проекта Sports.kz Сергей Забурдяев создал сайт для освещения событий именно отечественного спорта, и мы до сих пор придерживаемся этого направления – про зарубежный не пишем вообще», – указывает представитель дирекции сайта Николай Кудыбин.

Как вспоминает спикер, поначалу продвижение сайта буксовало, это было связано с уровнем развития интернета в целом. Но энтузиасты старались работать оперативно и качественно и сами не заметили, как читатели к ним потянулись.

«Сегодня посещаемость сайта составляет от 30 до 60 тыс. уникальных посетителей в день, 90% из них – казахстанцы. Но этот результат не убаюкивает наши амбиции, мы хотим расти дальше», – говорит Кудыбин.
Причину успеха «родители» Sports.kz видят в стабильной работе. Успешность карагандинских IT-проектов объясняют трудолюбием местных специалистов. «Караганда – город работяг. Здесь люди не избалованы деньгами, прекрасно осознают: чтобы добиться результата, нужно приложить усилия. А еще в Караганде оптимальное сочетание цены и качества на услуги IT-специалистов», – считает Кудыбин.

Hoster.kz: с доменом по жизни

Первый аккредитованный и действующий регистратор доменов .kz в Казахстане появился тоже в Караганде. В 2004 году карагандинский программист Денис Сухачев получил права регистратора в зоне .kz. Но отсчет «возраста» компании руководство Нoster.kz ведет с 2007 года, поскольку три первых года ушли на зарабатывание стартового капитала. Влезать в долги будущие лидеры рынка не хотели, поэтому развивались по принципу «медленно, но верно».

Результаты, с которыми компания Нoster.kz встречает день сегодняшний, показывают: со стратегией не ошиблись. Нынешний Нoster.kz – это более 46% всех зарегистрированных доменов в зоне .kz, регистрация доменов более чем в 70 доменных зонах, 53 сервера, находящихся в Казахстане и контролируемых круглосуточно, современное оборудование приз­нанных мировых производителей для хранения данных. По мнению Сухачева, к успеху компанию привела слаженная работа команды профессионалов: «Постоянный рост числа наших клиентов только доказывает высокое качество предоставляемых нами услуг».
Но почивать на лаврах не в характере руководителей проекта (вместе с Денисом компанией владеет его суп­руга Виктория Бандельман). Около 80% прибыли они вкладывают в развитие компании. «Сейчас нас 45. Мы постоянно растем, учимся, познаем и развиваемся, – написал Сухачев на сайте компании. – Достигаем, совершенствуемся и идем вперед. Ведь впереди еще столько интересного и неизведанного».

Shop.kz: техника по клику

С 2007-го по 2015 год интернет-магазин компании «Белый ветер», рожденный в Караганде, стал одним из лидеров в своем сегменте рынка. По оценкам покупателей, успех проекта определен широким ассортиментом и качественным сервисом. На сегодняшний день Shop.kz предлагает покупателям около 7,5 тыс. наименований товара, полный комплект сервисных и гарантийных обязательств.

На сайте Shop.kz значится, что за время работы интернет-магазина его сотрудники выполнили 210 960 заказов клиентов. По версии Zero.kz в общем рейтинге интернет-магазинов shop.kz занимает первые позиции.
…Резюмируя все высказывания карагандинских бизнесменов о локальном феномене, генеральный директор ТОО «Платежные технологии» Асет Нурпеисов говорит: «Промышленная Караганда всегда была центром технической мысли, а выпускники Карагандинского политеха славились своей подготовкой. Большая численность населения Караганды (492 тыс. человек в 2015 году. – Прим. ред.) обусловила тот фактор, что специалисты не мигрировали, не поехали искать лучшей доли в Россию или Алматы, как это случилось с выпускниками технических вузов Северного Казахстана. Они оказались востребованы в родном городе, где и реализовали свои бизнес-идеи».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить