«Я не дождался железной дороги в Иран и купил порт»

17989

Экс-президент АО «Алиби» (до 1998 года), президент Зернового союза, независимый директор госхолдинга «КазАгро», «самый влиятельный №32» рейтинга Forbes-2011 и лидер рейтинга крупнейших компаний АПК Нурлан Тлеубаев рассказал, почему экспортер всегда «в шоколаде» и почему пшеница останется основной культурой, несмотря на отмену субсидий

Архивы пресс-служб

– Если сравнить результаты вашей компании в неурожайном 2010 году с ее же результатами в урожайном 2009 году, то видим рост в 2010 году минимум вдвое. Этому есть какое-то общепонятное объяснение?

– Зерновой бизнес, как вы понимаете, очень зависит от урожая, причем предыдущего, потому что уборочные работы завершаются только в ноябре месяце. Так, в 2008 году на объемах реализации сказалось введение запрета на экспорт пшеницы. А с осени 2008 года по май 2010 года шло падение цены в связи с большим мировым производством зерна и мировым финансовым кризисом.  Поэтому на рост объема реализации нашей компании в 2010 году повлиял большой урожай 2009 года и постоянный рост цены в течение 2010 года. Так, в 2010 году наша компания продала 3,5 млн тонн, из них 1,8 млн тонн – на экспорт.

– Другие, наверное, тоже так рассуждали, однако ни у кого такого роста нет.

– У нас возможностей побольше, чем у других, – зернохранилища на 2 млн тонн. В 2011 году наш объем реализации будет примерно таким же, как и в 2010 году, потому что большой урожай 2011 года повлияет на результаты только 2012 года. Кроме того, вагонов не хватало, Россия сама свой урожай вывозила, так что вместо 200 тыс. тонн в месяц в наших портах, Азове и Вентспилсе, в ноября-декабре мы грузили на 30% меньше. А вот в феврале начнем – 2,5 млн тонн зерна, которое сейчас на балансе, планируем продать уже к сентябрю.

– Примечательно, что в верхних строчках рейтинга нет ни одного «чистого» производителя, а в нижних – ни одного трейдера.

– Производитель зависит от себестоимости и не всегда заканчивает год с прибылью. Экспортер в любом случае получит прибыль – он просто не будет покупать, если разница между ценой продажи и ценой покупки не дает прибыль. И трейдеру плевать, какая там себестоимость, покупать с запасом он будет только при низкой цене. А у производителя – что выросло, то выросло, а в минусе он или плюсе, зависит от рыночной цены на момент продажи, которая, к сожалению, не всегда может быть выше себестоимости.  Поэтому у большинства крупных международных экспортеров есть казахстанские «дочки», которые работают на тех же условиях, что и местные компании

– Осенний шум по поводу нехватки зерновозов и заторов в Актауском порту будет имеет какие-то результаты?

– Эти проблемы возникают только в большой урожай. В этот раз так совпало, что и в «КазАгро», и в КТЖ пришли люди, которые понимают суть вопроса. Поэтому уже решено, что в будущем году КТЖ купит 5000 вагонов.

Что касается Актауского терминала, то его проходимость – 50 тыс. тонн в месяц. Это, как сами понимаете, вообще ничего не решает. Но вот в 2010 году и эти мощности простаивали, а там ведь надо еще и кредиты гасить – это же бизнес.

– На Черное море через Грузию мы больше не стремимся?

– На Черном и Средиземном морях нас никто не ждет, кроме конкурентов – России и Украины. А вот Средняя Азия, Иран, Афганистан там только импортеры. Их потребности теоретически в 2 раза превышают экспортные возможности Казахстана. Проблема Ирана будет решена уже в этом году, когда они к сентябрю закончат свою часть железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран.

– Но у вас, наверное, с вашими портами на Балтике и в Азове вопрос логистики стоит не так остро?

– Я ждал, когда Казахстан построит дорогу в Иран – решение было принято еще в 2001 году. Но все затягивалось, и нам пришлось в 2003 году строить терминал в Вентспилсе. В 2007 году купили  Азовский терминал, и вопрос с Черным и Балтийским морями решили. Мы понимали, что это не очень конкурентно с точки зрения транспортных расходов, но надо было куда-то вывозить зерно. Но Иран – это совсем другое, это рывок, это 2,5 млн тонн дополнительно. Мы, конечно, продолжим грузить в Азове и на Балтике – там другие цены и другое качество. Но основное  можно перевозить по этой дороге.

– Нурсултан Назарбаев во время осеннего разбора полетов говорил, что хватит упирать на пшеницу. Это как-то скажется на ваших приоритетах?

– Если внимательно прочитать, то он говорил не о том, чтобы уменьшать производство пшеницы, а о том, что государство не может бесконечно ее субсидировать и покрывать транспортные расходы, что будет делаться упор на масличные культуры. Но те $3  на га, что давали, – это совсем ничего на фоне средних фермерских затрат в $100–120 на га. А если мы все эти логистические процедуры закончим, то к 2015 году цена пшеницы не будет меньше $200 за тонну на элеваторе, а в Амирабаде – выше $250. И растить пшеницу снова будет выгоднее, чем рапс.

Цена за 1 метрическую тонну продовольственной пшеницы 3-го класса

Март 2008 года – ФОБ Черное море – $450

Март 2009 года – ФОБ Черное море – $265

Март 2010 года – ФОБ Черное море – $165

Март 2011 года – ФОБ Черное море – $350

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить