В рейтинге Doing Business Казахстан поднялся на 41 место
Ежегодно среди 189 стран мира составляется рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business. В соответствии с новым отчётом Всемирного Банка Казахстан переместился с 53-го на 41 место. Однако президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил задачу – республика должна войти в 30 стран этого авторитетного международного рейтинга. О проделанной правительством работе в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев
F: Бакытжан Абдирович, как работа правительства по улучшению деловой среды отразилась на позиции Казахстана в рейтинге Doing Business в этом году?
- Мы в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business – 2016 заняли 41 место среди 189 стран. Надо сказать, что это лучший результат в истории нашей страны.
Бакытжан Сагинтаев возглавил совет директоров Казатомпрома
В пятницу, 10 июля, пресс-служба национальной компании «Казатомпром» сообщи... →
Казахстан сделал большой рывок, улучшив свои позиции на 12 пунктов по сравнению с прошлым рейтингом.
Казахстан опередил такие страны ОЭСР, как Венгрия (42 место), Италия (45), Чили (48), Израиль (53), Турция (55), Люксембург (61). Среди стран Евразийского экономического союза позиция Казахстана лучше, чем у Белоруссии (44), России (51) и Кыргызстана (67).
Хочу подчеркнуть, что, по мнению международных экспертов, Казахстан является ведущим реформатором и осуществил самое большое количество реформ среди государств мира – 19 реформ в семи из десяти тематических областей.
Если говорить об основных индикаторах, то по пяти из них Казахстан вошел в первую тридцатку стран рейтинга. К примеру, по такому индикатору, как «исполнение контрактов», Казахстан переместился на 9 позицию с 14 места прошлого рейтинга. По индикатору «регистрация предприятий» мы переместились с 53-й строчки на 21-ю. По показателю «налогообложение» Казахстан занял 18 место, «регистрация собственности» - 19-е, по «защите миноритарных инвесторов» сохранил 25 строчку.
По остальным пяти индикаторам у нас следующие места: «международная торговля» - 122 место, «получение разрешений на строительство» - 92, «подключение к системе электроснабжения» - 71, «получение кредита» - 70 и «разрешение неплатежеспособности» - 47.
Но перед нами стоит вполне конкретная задача – мы должны быть в тридцадке в общем рейтинге!
Президент поручил, мы – работаем. Действительно, правительство провело масштабную работу по реформированию действующего законодательства, предприняты беспрецедентные меры по улучшению деловой среды и снижению административного давления на бизнес.
F: Давайте остановимся на реформах по улучшению деловой среды...
- Как я говорил, проведена работа по реформированию законодательства. Это касается и совершенствования разрешительной системы, упрощения процедур создания бизнеса, оптимизации государственной контрольно-надзорной деятельности, и в целом улучшения бизнес-климата в стране.
Сагинтаев: Казахстан не намерен ограничивать импорт из России
Казахстан не планирует вводить ограничения на импорт товаров из России, зая... →
Сегодня уже приняты три блока поправок в законодательство, направленных на сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат бизнеса. Первый пакет поправок принят 2 июля 2014 в рамках закона по вопросам государственного управления. Внесены изменения в 4 кодекса и 3 закона. Второй пакет законодательных норм принят 29 декабря 2014 в рамках закона о кардинальных мерах улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Тогда были внесены изменения в 4 кодекса и 15 законов. В рамках закона об ограничении участия государства в предпринимательской деятельности от 22 апреля 2015 принят новый пакет поправок в действующее законодательство: внесены изменения в 5 кодексов и 8 законов.
Убеждён, что это позволит значительно снизить нагрузку на предпринимателей.
Мы упростили процедуры оформления земельного участка, регистрации предприятия, для объектов с пониженными требованиями экологических норм исключили процедуру проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Облегчили жизнь и представителям малого и среднего бизнеса. В частности, теперь у нас отменены требования регистрационного сбора для МСБ, печати для всех субъектов частного предпринимательства, технического паспорта при регистрации прав на недвижимое имущество, внедрен принцип «одного окна» с возможностью прохождения комплексной строительной экспертизы. Исключены также дублирующие экспертизы по экологической и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора.
Что касается участников внешнеэкономической деятельности, то для них сокращено количество документов, предъявляемых при таможенном декларировании товаров. Так, при экспорте количество документов сокращено до трёх. А при импорте из стран Евразийского экономического союза теперь потребуется всего один документ.
Кроме того, законодательно закреплена возможность досудебного регулирования земельных споров посредством медиации.
Правительство продаст активы, нажитые непосильным трудом
Кабмин выработал новые подходы к разгосударствлению экономики и приватизаци... →
F: А насколько бизнес осведомлён об этих реформах?
- Контакты с бизнесом у нас идут постоянно. Мы доносим до предпринимателей суть реформ. И надо сказать, что все сегодняшние нововведения – это не только инициативы государственного аппарата. Это прежде всего инициативы бизнеса!
Поэтому ожидания большие, и у бизнес-сообщества есть готовность поработать в новых условиях.
Хочу отметить, что суть реформ мы доносили до предпринимателей во всех регионах. Это была масштабная кампания. К примеру, государственные органы совместно с представителями Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», банков, ЦОНов и многих других структур провели более 320 «круглых столов» и совещаний по разъяснению проведённых реформ. Плюс ещё информационные листы, буклеты, памятки для ознакомления предпринимателей и участников внешнеэкономической деятельности о реформах.
Создан и функционирует интернет-ресурс Doing Business in Kazakhstan (www.doingbusiness.gov.kz). На этом портале размещены принятые законы в рамках улучшения позиции Казахстана в рейтинге, информация о текущих показателях, анализ работы. На официальных сайтах центральных государственных органов имеются разделы «Основные реформы в рейтинге Doing Business».
F: Как правительство взаимодействует со Всемирным банком по рейтингу Doing Business?
- Взаимодействуем в тесном контакте через представительство Всемирного банка в Казахстане.
В апреле текущего года правительственная делегация провела презентацию реформ в головном офисе Всемирного банка в Вашингтоне. В ответ представители Всемирного банка с 4 по 12 мая провели верификационную миссию в Алматы. Позднее, с 14 по 15 мая, сотрудники Всемирного банка находились в Астане для обсуждения реформ в рамках Doing Вusiness на диалоговых площадках министерств, ответственных за соответствующие индикаторы рейтинга.
Акции Казахтелекома, Air Astana и «Хоргоса» предлагают к продаже
Forbes.kz стал известен список 60 компаний с государственным участием, кото... →
F: Бакытжан Абдирович, какие планы у правительства относительно дальнейших действий по улучшений позиций Казахстана в рейтинге Doing Вusiness?
- Сейчас важно, чтобы все эти реформы воплотились в жизнь. Правительство будет контролировать этот процесс.
Методология Всемирного банка постоянно меняется, критерии к странам из года в год дополняются. И в этом вопросе у государств, участвующих в рейтинге, тоже своеобразная конкуренция. Поэтому если мы не будем продолжать реформирование, то рискуем откатиться вниз в будущих рейтингах.
В первую очередь, мы должны сосредоточиться на тех показателях, по которым пока занимаем не лучшие позиции. Это и «международная торговля», и «получение разрешений на строительство», и «подключение к системе электроснабжения». Мы должны подтянуться по этим индикаторам.
Хочу также отметить, что со следующего года в Астане, Алматы и 6 областных центрах страны (Актобе, Караганда, Усть-Каменогорск, Павлодар, Костанай, Шымкент) впервые в пилотном режиме будет внедрен субнациональный рейтинг Doing Business.
Он позволит создать объективные критерии сравнения регулирования бизнеса на местном уровне, определит и будет способствовать обмену опытом, лучших практик регулирования бизнеса и правоприменительной практики по всей стране.
Но надо понимать, что работа по улучшению позиции в рейтинге не является самоцелью, главное – улучшение бизнес-климата страны!
F: Спасибо за интервью.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram