У Казахстана есть шанс продвинуть медицину. Но нужны соседи
На недавнем заседании Высшего Евразийского экономического совета президент Казахстана обратил внимание на важность экономической интеграции, с целью которой и был создан союз. Президент озвучил четкое видение интеграционных процессов, позволяющих строить единый рынок услуг в согласованных сторонами секторах. Основным признаком единого рынка является реализация взаимовыгодных проектов на принципах доверия сторон

Ситуация с инфраструктурой и технологиями здравоохранения
Помимо финансовой доступности медицины, важна и физическая составляющая, зависящая от наличия инфраструктуры – здания, технологии, оборудование, логистика. Государство пытается обеспечить населенные пункты больницами и поликлиниками исходя из того, что:
-
имеются неэффективные площади, которые нужно сокращать;
-
необходимо обновлять госактивы с участием частных инвесторов;
-
требуется технологическое обновление медуслуг за счет трансферта технологий из-за рубежа и тарифного стимулирования.
Однако масштабные инвестиции требуют поиска финансирования, и не всегда запуск инвестпроектов происходит достаточно быстро.
Мировой непрерывный прогресс медтехнологий приобретает всё большую актуальность с учётом медико-демографических показателей и накопленного технологического отставания. Трансферт технологий в нашу страну имеет временной лаг по нескольким причинам, в том числе в связи с дефицитом средств для инфраструктурных инвестиций.
Также привлечению средств институциональных инвесторов препятствует численность потенциальных потребителей, ведь рынок в размере 18,6 млн человек (РК) не гарантирует прямой окупаемости и возвратности инвестиций. Решение этого вопроса через повышение тарифов обескровило бы другие направления, имеющие важное значение для обеспечения населения медуслугами с меньшей технологической составляющей.
Win-win-решение
Численность населения стран Центральной Азии показывает положительную динамику. Совокупное население составляет порядка 74 млн человек (Кыргызстан – 6,3 млн, Узбекистан – 34 млн, Казахстан – 18,6 млн, Таджикистан – 9,1 млн, Туркменистан – 5,8 млн).
Страны ЦА в последние годы пытаются совершенствовать национальные системы здравоохранения. Эти системы формировались под воздействием особенностей политико-экономических тенденций каждой страны. Становление систем здравоохранения было направлено на решение внутренних задач по укреплению здоровья населения. Регуляторы стран ЦА испытывают сложности в обеспечении доступности медпомощи на фоне экономических шоков. Однако региональные интеграционные возможности, способствующие появлению устойчивых совместных проектов, не рассматривались.
Агрегированная структура расходов населения на услуги здравоохранения свидетельствует о проблемах доступности. В среднем частные расходы составляют 48,4% при стандартном отклонении в 13%. Несмотря на то что последние доступные данные датированы 2014 годом, негативная общеэкономическая ситуация позволяет допустить, что за прошедшие 6 лет ситуация не изменилась кардинально.
Расходы частного сектора на здравоохранение, в % от общих расходов на здравоохранение, ВОЗ
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
KAZ |
49,1 |
43,4 |
46,5 |
45,5 |
41,9 |
38,0 |
38,1 |
44,0 |
38,0 |
35,9 |
42,8 |
44,0 |
44,2 |
49,1 |
45,6 |
KGZ |
55,7 |
58,9 |
60,5 |
62,1 |
59,2 |
59,1 |
51,3 |
48,6 |
48,5 |
44,3 |
44,3 |
40,1 |
39,8 |
41,9 |
43,9 |
TJK |
79,6 |
79,3 |
79,8 |
79,6 |
81,4 |
80,6 |
80,2 |
77,8 |
75,4 |
75,1 |
73,6 |
71,4 |
70,6 |
69,4 |
71,2 |
TKM |
18,5 |
27,2 |
27,1 |
29,7 |
40,0 |
42,4 |
46,8 |
35,7 |
50,8 |
38,2 |
38,4 |
36,0 |
35,1 |
32,8 |
34,8 |
UZB |
52,5 |
51,7 |
55,4 |
54 |
55,8 |
55,4 |
55,3 |
60,5 |
57,3 |
58,5 |
48,5 |
49,3 |
51,8 |
50,6 |
46,7 |
В целом устойчивость доступности высокотехнологичных медуслуг населению ЦА зависит от экономических шоков. Ответом может стать объединение ресурсов для создания общего медицинского центра. Центр должен обладать международным статусом, с едиными для всех стран-участниц правилами, способствующими становлению регионального хаба. Основной функционал – трансферт новейших медицинских технологий с доказанной эффективностью из стран-разработчиков (США, Израиль, Европа); осуществление НИОКР, в том числе исследований в области эпидемиологии, биотехнологии, искусственного интеллекта; обмен знаниями. Возможности для самостоятельного развития странами перечисленных направлений существенно ограничены как ёмкостью изолированных рынков, так и ресурсами. Всё это отражается на скорости наполнения пакетов государственных гарантий и низкой привлекательности рынка медуслуг для иностранцев.
Хеджирование инвестиций через эффективный государственный мониторинг
Реализация описанного проекта требует финансирования институциональными и частными инвесторами. Однако возвратность инвестиций должны гарантировать государства.
Гарантии государств должны быть подтверждены фиксированной доходностью инвестиций, которые могут быть конвертированы обязательством выкупа акций после первичного размещения государств-участников проекта.

Не ковидом единым: как выиграть войну с материнской и детской смертностью
ЖЕНЕВА/ЛОНДОН/НЬЮ-ЙОРК – Мир сосредоточил своё внимание на достижении побед... →
В первую очередь необходимо провести полноценную оценку проекта и потребности в финансовых и других ресурсах. Одновременно инициатор проекта (Казахстан) должен сформировать международную повестку для стран ЦА и определить потенциальных партнеров: государств-участников и инвесторов.
Партнерство стран ЦА требует заблаговременной подготовки вариантов решений по регулированию пациентопотоков, устойчивых механизмов обеспечения минимально достаточной поточности. Эти вопросы нуждаются в достижении договоренностей по тарифной политике и механизмам гарантий оплаты за пациентов.
После подведения итогов первого этапа – переговоров – должен быть создан инвестиционный фонд, объединяющий обязательства стран и частных инвесторов. Партнеры из числа государств-участников должны предложить обязательство по возврату инвестиций с фиксированной доходностью инвесторам. Соответствующий механизм разделения рисков между государством и инвесторами мы опишем далее.
Результатом второго этапа должно стать привлечение инвестиций в фонд, фондирование и создание управляющей компании, в составе совета которой будут представители заинтересованных сторон. Дан старт реализации проекта: строительство и создание инфраструктуры.
При этом, во избежание классической проблемы ненаблюдаемости инвестиций, самое активное участие должна принимать межгосударственная комиссия, осуществляющая мониторинг успешности реализации проекта в интересах государств, а точнее государственных средств, которые в случае безуспешного первичного размещения акций будут возмещены инвесторам.
Третий этап является решающим. Запуск проекта, помимо запуска основной деятельности международного медицинского центра, подразумевает размещение акций на фондовом рынке. В случае интереса со стороны рынка, инвестиции вернутся к инвесторам с доходностью. В противном случае государства должны выполнить обязательства по возмещению инвесторам инвестиций с ожидаемой доходностью.
Cложность описанной схемы оправдана. Разделение рисков создаст стимулы для активной роли государства, защиты интересов инвесторов и эффективности проекта.
Результатом проекта, помимо финансового, станет доступность высокотехнологичных медицинских услуг для населения ЦА и формирование валютной несырьевой выручки для стран - участниц проекта.