Политологи прокомментировали выступление Назарбаева

20827

Свое мнение сразу после специального обращения президента РК выразили директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев и глава Казахстанского института социологических исследований Ерлан Карин

Фото: Андрей Чеботарев

Досым Сатпаев

Обращение президента по поводу перераспределения полномочий между ветвями власти указывает на несколько моментов.

Во-первых, ему, судя по всему, надоело постоянно прикрывать промахи и ошибки парламента и правительства, которые, особенно в прошлом году, поставили свой рекорд. В результате окончательно закрепляется принцип: «Хороший царь – бояре плохие» в рамках тезиса о том, что глава государства теперь – надсистемный игрок и арбитр.

Во-вторых, само перераспределение полномочий напоминает драку двух лысых из-за расчески. При этом двумя «лысыми» являются правительство и парламент, которые показали свою слабую эффективность как с точки зрения реагирования на кризисные ситуации, так и в плане адекватной законодательной работы. В принципе, проблема не в том, как передать полномочия. Проблема в том, кому их передавать. Это тупиковая ветвь развития любой сверхпрезидентской системы, при которой априори не могут существовать сильные политические институты.

Кстати, несколько лет назад нижняя палата парламента в лице «Нур Отана» как партии, получившей большинство на выборах, уже обрела формальное право участвовать в формировании правительства. Но фактически статус «нотариальной конторы» при правительстве и администрации президента парламент так и не поменял. И события прошлого года это в очередной раз показали.

Выходит, что прежде, чем перераспределять какие-либо полномочия, необходимо усиливать те политические институты, которые с этими полномочиями могли бы что-то реально сделать. То есть у нас телегу опять поставили впереди лошади.

Сначала необходима реформа партийной и избирательной системы, чтобы в парламенте сидели не «партии-зомби» и «депутаты-флюгеры», а электоральные и конкурентоспособные игроки. При этом сам парламент должен формироваться не только по партийному списку, но и по мажоритарному принципу. Только в этом случае законодательная ветвь власти станет тем самым коллективным преемником, который мог бы гарантировать некую политическую стабильность во время транзита власти, так как игра велась бы в рамках правового поля, а не только в рамках кулуарных разборок внутриэлитных групп.

Параллельно с этим необходимо переносить перераспределение полномочий на низовой уровень. На уровень местного самоуправления. Формально уже было заявлено даже о некоей модели бюджетной децентрализации на местах до 2018 года. Но трудно понять, как все это будет делаться без принятия специального закона о местном самоуправлении, где четко были бы разграничены полномочия между акимами, назначаемыми президентом, и местным самоуправлением, которые в идеале должны формироваться самим населением.

Ерлан Карин

Президент редко выбирает для своих заявлений формат обращения к народу. Обычно программные заявления делались с трибун каких либо политических мероприятий - к примеру, на заседании парламента, правительства, съезда правящей партии и т.л.

Формат телевизионного обращения чаще используется в европейской и американской политической практике - как инструмент прямого обращения лидера к гражданам по наиболее актуальным темам и вопросам или в момент выдвижения новой политической инициативы. Поэтому лично мне импонирует, что президент меняет и пробует новые политические подходы. Одна из последних новаций, когда в декабре прошлого года президент провел публичную церемонию подписания закона об амнистии и затем специально прокомментировал это перед камерами. Думаю, и сегодня президент специально выбрал именно такой формат, чтобы подчеркнуть значение выдвигаемых новых политических инициатив.

Безусловно, самое главное – это содержание самого обращения. Президент подробно описал проект предлагаемых рабочей группой конституционных реформ. Это реальные политические реформы, поскольку они затрагивают основные принципы взаимодействия между ветвями власти. К примеру, что теперь правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не президентом. Или отмена нормы о возможности принятия президентских указов, имеющих силу закона. Также и отказ от права отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра.

Это означает не просто повышение статуса парламента и усиление самостоятельности правительства, это действительно реальная перезагрузка системы властных отношений в Казахстане, где президент всегда являлся абсолютным политическим центром.

При этом надо отметить, что Казахстан остается президентской республикой, где президент продолжает выступать в роли верховного арбитра между ветвями власти. Но было четко сказано, что президент теперь сконцентрируется на стратегических вопросах, на вопросах внешней политики и национальной безопасности.

В любом случае, мы постепенно отходим от старой модели системы властных отношений и начинаем адаптироваться к новым условиям. И в этом смысле предстоящие изменения, безусловно, положительный тренд. Модернизационная повестка всегда лучше.

Источник: Личные страницы Досыма Сатпаева и Ерлана Карина в Facebook.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить