Казахстан vs коронавирус. Часть 3: дорогие госзакупки во время пандемии
Forbes.kz продолжает публикацию выдержек из исследования центра «Сандж» «COVID-19 в Казахстане: масштабы проблемы, оценка услуг здравоохранения и социальной защиты»

В СМИ и социальных сетях в период первой волны пандемии часто появлялась информация о нецелесообразных, неэффективных, затратных, порой абсурдных госзакупках, в то время как народ нуждался в масках, градусниках, антисептиках, простых лекарствах (парацетамол, аспирин), которые вмиг исчезли с прилавков или продавались по завышенным ценам. Многие люди остались без работы, были отправлены на неопределенный срок в неоплачиваемые отпуска, что повлекло потерю либо сокращение заработка. В это время население страны нуждалось в поддержке государства. И на фоне такого коллапса в стране периодически всплывающая информация о многомиллионных тратах на ненужные мероприятия, услуги, товары вызывала всеобщее негодование среди населения.
При том, что в соответствии со статьей 4 закона «О госзакупках», принципами осуществления гостендеров являются: оптимальное и эффективное расходование денег, равенство возможностей для участия, добросовестная конкуренция, открытость и прозрачность, ответственность участников госзакупок, недопущение коррупционных проявлений.
В этой связи в рамках данного исследования была предпринята попытка провести анализ госзакупок за март-август 2020 года, чтобы посмотреть, какие услуги или товары были в приоритете для госорганов именно в тот период, когда население ждало поддержки.
Нехватка машин скорой помощи и закупки автотранспорта
Во время пика первой волны COVID-19 в Казахстане остро встала проблема нехватки машин скорой помощи, особенно это ощущалось в сельской местности. По результатам социологического исследования центра «Сандж», четверть респондентов, обратившихся к услугам скорой помощи, столкнулись с трудностями при дозвоне. Из них 5,5% не смогли дозвониться, а 24,5% дозвонились с трудом. Сложнее всего было дозвониться жителям сел, Нур-Султана и Алматы.
Со своей стороны государство в лице МЗ РК прилагало усилия для того, чтобы снизить нехватку машин скорой помощи в регионах, однако проблему, которая назревала годами, решить быстро не представлялось возможным.
Министерство здравоохранения в прошлом году закупило на средства республиканского бюджета 807 машин скорой помощи. Были предприняты попытки изыскать средства за счет резервов немедицинских организаций. Об этом на брифинге 30 июня 2020 года сообщил министр здравоохранения Казахстана Алексей Цой.
Помимо закупок МЗ РК, некоторые региональные сельские больницы закупали машины скорой помощи самостоятельно за счет средств местных бюджетов. Например, Жетыбайская сельская больница управления здравоохранения Мангистауской области закупила две машины скорой помощи на общую сумму 15,6 млн (7,8 млн тенге за единицу). Денисовская районная больница управления здравоохранения акимата Костанайской области закупила одну машину скорой помощи (6,150 млн тенге). Комитет индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК закупил 100 передвижных медицинских комплексов на общую сумму 15,67 млрд тенге (156,7 млн тенге за единицу).
24 января 2020 президент Токаев на расширенном заседании правительства объявил мораторий на покупку дорогого транспорта и мебели, проведение форумов и конференций: «Все расходы должны быть обоснованными и оправданными». И только через полгода, 7 июля 2020 года, Министерство финансов РК ввело трехлетний мораторий на закуп автомобилей и мебели для госорганов и национальных компаний, чтобы перенаправить средства на борьбу с пандемией.
За это время, несмотря на слова президента, 13 мая департамент полиции Алматинской области провел тендер на покупку 72 автомобилей, 21 июня департамент полиции Алматы – тендер на покупку 23 автозаков, по 19 млн тенге каждый. Также были объявлены закупки легковых авто повышенной комфортности для ДП Акмолинской и Кызылординской областей. В июле были проведены тендеры в Министерстве сельского хозяйства (20 легковых авто). В Алматы при резком снижении пассажирских перевозок ТОО «Алматыэлектротранс» разместило лот на 12 млрд тенге на финансовый лизинг автобусов. Astana LRT, теперь ставшее City Transportation System, было намерено потратить 680 млн тенге на размещение ценных бумаг на внешних рынках под государственную гарантию на $1 млрд.
На фоне острой нехватки машин скорой помощи странно выглядят закупки легковых автомобилей некоторыми ведомствами из средств республиканского бюджета. Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК в июле 2020 года объявил тендер на покупку 140 автомобилей на сумму 553,8 млн тенге (без малого 4 млн тенге за единицу). В итоге в региональные департаменты было закуплено 140 автомобилей.
Государственная корпорация «Правительство для граждан» закупила в августе 2020 года 25 автомобилей на сумму 106,4 млн тенге на спаде первой волны коронавируса и ожидания следующих волн. В технических спецификациях было указано, что легковые автомобили приобретаются для региональных ЦОНов.
Не разумнее ли было бы перераспределить эти средства на покупку машин скорой помощи в этих регионах для сельских больниц? Если учесть, что в августе стоимость машины скорой помощи была 6150 тыс. тенге, то на общую сумму указанных двух ведомств (660,2 млн тенге) можно было бы закупить 107 машин скорой помощи.
В целом расходы департаментов полиции регионов на приобретение автомобилей превышают 4 млрд тенге. Практически каждый регион закупил автомобили. В одних регионах закупаются машины в среднем за 4,3-5 млн тенге, а в других, помимо обычных патрульных, закупаются автомобили максимальной комплектации, внедорожники.
В таблице для общего представления о марках закупаемых машин и их стоимости представлен неполный перечень машин, приобретенных региональными департаментами внутренних дел в 2020 году. В таблицу не включены автозаки для перевозки заключенных, грузовые и другой спецтранспорт.
Машины, приобретенные департаментами полиции регионов в 2020 году (краткий перечень)
Регион |
Марка авто |
Количество |
Цена за штуку, тенге |
Итого стоимость, тенге |
Туркестанская |
Lada 4*4 |
13 |
4 300 000 |
55 887 998 |
Туркестанская |
Hyundai |
9 |
|
93 010 000 |
Мангыстауская |
Chevrolet Cobalt |
15 |
5 048 000 |
75 720 000 |
СКО |
УАЗ |
2 |
5 400 000 |
10 800 000 |
Акмолинская |
Hyundai |
4 |
13 972 959 |
55 891 836 |
Акмолинская |
KIA Cerato |
5 |
9 205 000 |
46 025 000 |
Акмолинская |
LADA Largus |
5 |
7 370 000 |
36 850 000 |
Акмолинская |
LADA Vesta |
10 |
8 375 000 |
83 750 000 |
ВКО |
Lada 4*4 |
2 |
4 650 000 |
9 300 000 |
ВКО |
УАЗ |
2 |
6 149 000 |
12 296 000 |
Алматы |
Грузовые фургоны |
23 |
19 280 000 |
443 440 000 |
Кызылординская |
KIA Sorento Skoda Superb |
2 |
15 000 000 |
30 050 000 |
Нур-Султан |
ГАЗ 2752 |
4 |
11 950 000 |
47 800 000 |
Нур-Султан |
Skoda Superb |
1 |
14 750 000 |
14 750 000 |
Нур-Султан |
Hyundai (разные марки) |
52 |
|
423 792 000 |
ЗКО |
LADA Largus |
12 |
5 380 000 |
64 560 000 |
Жамбыл |
Lada 4*4 |
100 |
4 000 000 4 370 000 |
422 200 000 |
Алматинская |
Lada 4*4 |
72 |
4 860 000 |
349 920 000 |
Алматинская |
Skoda Superb |
3 |
16 971 000 |
50 913 000 |
Алматинская |
Skoda Kodiak Style+ |
1 |
18 540 000 |
18 540 000 |
Костанайская |
Chevrolet Tahoe (внедорожник) |
1 |
30 000 000 |
30 000 000 |
Карагандинская (лизинг) |
|
|
|
1 774 970 247 |
Акмолинская |
|
18 |
5 170 000 |
93 060 000 |
СКО |
LADA Vesta |
30 |
4 796 776 |
143 903 280 |
СКО |
Skoda Superb |
4 |
15 620 000 |
62 480 000 |
Мангыстау |
Аренда легковых |
|
|
313 982 143 |
Обращают на себя внимание расходы на приобретение услуг по обслуживанию служебным транспортом госслужащих центрального аппарата, подведомственных организаций, аппарата акимов регионов. В период пандемии, возможно, эти расходы стоило сократить, а сэкономленную сумму перераспределить на приобретение машин скорой помощи, передвижных медицинских комплексов или жизненно необходимых аппаратов ИВЛ.
Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.