Казахстан постепенно уходит от социальных ориентиров

К такому мнению пришел директор BRB Invest Галим Хусаинов, изучив последние инициативы правительства, в числе которых – налоговое реформирование и проект нового Трудового кодекса

Фото: pro-podolsk.ru

Казахстан как страна, вышедшая из СССР, всегда относилась к социально ориентированным странам. Особенно это касалось трудовых отношений. Трудовое законодательство Казахстана было направлено больше на защиту работников, нежели работодателей. В такой ситуации мы потеряли влияние профсоюзов, так как они были совершенно не нужны.

Предложения, которые озвучили в рамках презентации проекта нового Трудового кодекса в мажилисе, значительно сокращают права работников и увеличивают возможности для работодателей, особенно в плане увольнения своих сотрудников.

К сожалению, проекта нового ТК я не видел, все выводы делаю исключительно на основании данных, что имеются в Сети.

Сложно оценить, правильно делает государство или нет, но фактически, как я понял, новый Трудовой кодекс будет направлен на развитие профсоюзов и коллективных договоров. Однако с учётом новых реалий нужен и новый закон о профсоюзах, который мог бы защищать права работников. Скорее всего, новый ТК разработан для возможности быстрой реакции предприятий на экономические потрясения и спады (которые мы наблюдаем в 2015).

Вообще же последние тенденции говорят о том, что государство уходит от социальной ориентированности. За последние годы власти уже ограничили размер декретных выплат, увеличили срок выхода на пенсию и размер пенсионных отчислений - и вот теперь расширяют права работодателей. Я не берусь судить, правильно это или нет, время покажет, насколько оправданы такие изменения.

Мало обратил внимание на выступление в прессе вице-министра национальной экономики Марата Кусаинова о работе по изменению налогового законодательства. Из его интервью можно понять, что в Казахстане также идет ужесточение фискальной политики на фоне снижающихся доходов (думаю, уже многие предприниматели заметили, как мобилизовались фискальные органы и теперь пытаются штрафовать чуть ли не за каждое действие). По данным вице-министра, в первую очередь, будет реформирован НДС (планируется ужесточить сбор НДС и отменить большинство льгот по этому налогу). Помимо этого, будет изменен порядок налогообложения МСБ и АПК. Напомню, что мы уже знаем о введении нового «пенсионного налога» в размере 5% для всех субъектов бизнеса.

Я не уверен, что планируемые нововведения можно считать верным решением, особенно в части солидарной ответственности по уплате НДС. Это вопрос не налоговой службы, а судебной системы и правоохранительных органов, так как для назначения солидарной ответственности нужно доказать, что субъект действовал в сговоре и имел намерение уклониться от уплаты налогов путем заключения фиктивных договоров, а иначе это новшество станет очередным козырем налоговых органов.

В Казахстане очень высока доля недекларируемых продаж; практически все «челноки» и подсобные хозяйства продают товары без уплаты налогов. Естественно, это источник потенциальных и значительных поступлений в бюджет. Но ужесточение налогового администрирования в этой сфере отразится, в первую очередь, на инфляции в стране, так как любые дополнительные налоги будут перекладываться на потребителя.

Другая проблема заключается в том, что чиновники хотят обязать МСБ вести налоговый учёт, что практически нереально и вообще не имеет экономической выгоды. Во всём мире для этих целей используют вменённую систему налогообложения, когда для каждого вида деятельности и места оказания услуг рассчитывают вменённый доход, и его облагают налогом. В таком контексте установление налоговых ставок по МСБ лучше отдать местным органам власти, что даст им дополнительный инструмент развития малого и среднего бизнеса, когда, например, для магазинов в «дорогих» местах устанавливаются высокие налоги, а на окраинах – низкие. Это, кстати, дает множество преимуществ.

Все предлагаемые сверху инициативы свидетельствуют о том, что стоит задача сбалансировать республиканский бюджет, но было решено пойти по пути ужесточения фискальной политики, а не по пути расширения налогооблагаемой базы.

По моему мнению, нужно, наоборот, создать условия через фискальную политику по развитию МСБ и АПК и также изменить систему налогообложения недропользователей, а не заниматься ужесточением налоговой политики.

Источник: Страница Галима Хусаинова в Facebook. Отредактировано и публикуется с разрешения автора. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9481 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить