Как в Казахстане построить социально справедливое государство

12265

Forbes.kz продолжает публиковать отрывки из книги Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационное пространство. Национальная идея». Сегодня автор предлагает читателям выдержки из 5 и 6 глав 4 части «Информационное пространство и взаимодействие государства и общества»

Фото: © Depositphotos.com/everett225

Предложение по национальной идее

Предлагаю наполнить идею Мәңгілік Ел смыслом общества взаимного успеха. На первом этапе она может формулироваться в виде идеи «социального» и справедливого государства. Термин «социальное» взят в кавычки, потому что он много используется и в очень разных смыслах, в связи с чем этот термин должен быть адаптирован и развит в новом, казахстанском качестве. Тем не менее сам термин может быть взят в качестве основы для формирования первичной сонастройки с обществом, формирования связи и уже через эту связь можно переходить от патерналистского к партнерскому общественному договору. Национальная идея должна видоизменяться плавно, в соответствии с общественными ожиданиями, поэтому первая идея должна опираться на существующие сегодня реалии – патерналисткий формат взаимоотношений.

Социальное государство, в предлагаемом мною виде, является партнером, одним из участников социума. Принципиальным отличием от традиционной модели социального государства западного типа является выход из противопоставления государство – общество.

В традиционном взаимодействии государство берет или не берет на себя ответственность в условиях определенного договора. Государство, по сути, отделено от общества и единственным мостиком остается институт выборов - демократии. Важность демократии в том и состоит, что государство отделено от общества, а выборность является последним связующим звеном. В модели включения государства в социум этот вопрос отпадает в связи с тем, что появляется множество мостов и цепочек взаимодействия общества и государства.

Кратко я предлагаю следующие тезисы.

Обязательства государства по защите правопорядка, обороне, образованию, здравоохранению, социальной защите неимущих и инвалидов являются безусловными и базовыми, они не подлежат обсуждению, дискуссиям. Этот принцип не должен быть предметом договоров и договоренностей, рассмотрения форматов взаимных обязательств или условий партнерства государства и общества.

Партнерское взаимодействие государства и общества является основой мироустройства. Качественным изменением в формате диалога являются: а) формирование планов совместно с гражданами страны, а не формальное получение одобрения государственных планов; б) поддержание вовлеченности граждан и общества в решение социальных проблем. Участие государства в социуме заключается в поддержке общественных и деловых инициатив, отвечающих социальной направленности государства. В прикладном аспекте это означает поддержание благотворительной, волонтерской, меценатской активности граждан и бизнеса путем предоставления им налоговых вычетов и прочих льгот.

В предлагаемой модели социальность государства проявляется не предоставлении социальных гарантий - это не являются предметом договора, а в создании условий для успехов общества и его членов. Идея требует дальнейшего развития по мере развития ситуации. Здесь я ограничиваюсь только начальным предложением.

Информационное сопровождение и развитие

В целом, идея Мәңгілік Ел вбирает в себя образ социального и справедливого государства. Государство - партнер для сильных и независимых граждан легко воспринимается номадической культурой, лишенной символов, кремлей, дворцов, крепостных стен. Взаимодействие власти и общества, государства и общества всегда изначально происходило в рамках непосредственного и партнерского взаимодействия.

Социальное наполнение является начальным этапом, который обеспечит первичную сонастройку власти и общества. Текущие и будущие экономические проблемы, связанные со структурной перестройкой экономики, которая приведет к вынужденной миграции людей из одних секторов экономики в другие, банкротству и ликвидации одних бизнесов (в основном торговых) и развитию других (производственных), изменение требований на рынке труда на два-три года обострят социальные проблемы. Эта ситуация усилит и без того высокие ожидания и требования со стороны общества к расширению социальных обязательств государства, существующий патерналистский общественный договор, и здесь социальные приоритеты новой экономической политики станут емким ответом на эти ожидания.

Новая экономическая политика удешевления неторгуемого сектора экономики выглядит социальной политикой в рамках патерналистского договора, государственной поддержкой простых граждан. Вместе с тем, поддержка социальных и благотворительных инициатив бизнеса и граждан страны, общественных фондов создает основу для формирования партнерских отношений. Поддерживая и стимулируя социальную и благотворительную активность граждан и, при этом, демонстрируя реальные собственные шаги в виде пересмотра государственного финансирования, бюджетных приоритетов, государство создает условия для формирования партнерских отношений в общественном договоре. В таких условиях, форматы общественных советов, различных общественных объединений будут расти и создавать новую реальность.

По мере развития бизнеса, выхода его на экспортные рынки, формирования новых героев – казахстанских бизнесов и граждан, идея Мәңгілік Ел будет наполнятся новыми смыслами.

Переключение государственного финансирования с поддержки бизнеса на его развитие - то есть формирование партнерства в развитии и росте - тиражирование успехов бизнеса и граждан на внешних рынках позволит переходить от социальной направленности государства к формированию общества взаимного успеха. Успеха, построенного на совместных преодолениях вызовов, победах на внешних рынках, экспансии бизнеса, граждан и общества, в основе которых лежит трудолюбие, взаимное уважение, а главное, взаимная поддержка.

Образ вечной степи прекрасно впитывает в себя эти смыслы. Понимая, что идея формируется медленно и изменяется плавно, я думаю, что первый этап «социального государства» займет не менее трех-пяти лет, и переход к обществу успеха будет формироваться параллельно с экспортным развитием экономики, усилия идею, которая в свою очередь будет усиливать развитие.

Формирование общества успеха, закрепление бизнеса на новых рынках, выход экономики на траекторию устойчивого и успешного развития в течение 2020-2025 года позволят пересмотреть приоритеты экономической политики. Уже с 2020 года возможно снижение объемов государственного финансирования приведенных приоритетных секторов. Собственно, при реализации предлагаемой экономической, информационной и социальной политики мы получим качественно иную экономику и общество через 10 лет: с другими вызовами, другими задачами и общественным сознанием.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить