Инициативы Назарбаева и их последствия для Казахстана

40221

Эксперты прокомментировали Forbes.kz предложенные президентом новые социальные инициативы

На совместном заседании палат парламента, прошедшем 5 марта, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил новые социальные инициативы.

Первая инициатива направлена на увеличение доступности жилья для казахстанцев. В рамках этой инициативы глава государства предложил запустить программу «7-20-25», которая позволит каждому работающему казахстанцу получить ипотечный заём в тенге на следующих условиях: ставка вознаграждения кредита не более 7% в год, первоначальный взнос не более 20%, срок кредита - 25 лет, чтобы снизить для людей ежемесячные платежи.

Вторая инициатива направлена на снижение налоговой нагрузки для граждан, получающих небольшую зарплату. Предложенная инициатива предполагает снижение налоговой нагрузки на граждан, получающих небольшую зарплату, в 10 раз – до 1% подоходного налога с первого января 2019. Президент пояснил, что это будет касаться индивидуального налога для тех, кто получает менее 25-кратного размера минимального расчетного показателя в месяц. Остальных казахстанцев в перспективе ждет прогрессивная шкала налога.

Третья инициатива направлена на повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студентов. Президент поручил в 2018-2019 дополнительно выделить 20 тыс. грантов (к уже заложенным 53 тыс.). При этом 11 тыс. грантов (из дополнительно выделяемых) должны быть направлены на подготовку специалистов по техническим специальностям, необходимым для новой экономики. Также он поручил дополнительно строить новые общежития для студентов страны.

Четвертая инициатива направлена на развитие микрокредитования. Президент поручил увеличить микрокредитование казахстанцев в этом году на 20 млрд тенге по сравнению с прошлым годом. Таким образом, общая сумма составит 62 млрд в год.

Пятая инициатива - это газификация страны, для чего президент поручил построить новый газопровод от Кызылорды до Астаны.

Обозреватель Forbes.kz обратилась к экспертам с просьбой прокомментировать предложенные инициативы.

Без государства не обойтись

Экономист Алмас Чукин достаточно позитивно оценил инициативу по увеличению доступности жилья для казахстанцев.

Алмас Чукин
Алмас Чукин

- Программа облегчения доступа к ипотеке жизнеспособна, и её механизм - это облигации, обеспеченные ипотекой. Дьявол, как всегда, в деталях, и поэтому давайте на цифрах попробуем понять, о чём идёт речь, – предложил он.

Экономист напомнил, что в январском послании президент рассказал, что на сегодня обеспеченность казахстанцев жилплощадью составила 21,6 кв. м, и задача довести эту цифру к 2030 году до 30 кв. м улучшенного качества. Исходя из населения Казахстана в 18 млн человек получается, что сегодня мы имеем 378 млн кв. м жилья, а с учетом роста населения до 20 млн человек к 2030 году потребность составит при плане в 30 кв. м на человека 600 млн кв. м.

- Разница между 600 и 378 составляет 222 млн кв. м, но так считать неправильно. Надо учитывать износ и выбытие, если взять среднемировую норму 1,5% в год, за оставшиеся 12 лет из 378 млн кв. м придут в негодность 18%, или 68 млн кв. м. Таким образом, надо будет построить за 12 лет 290 млн кв. м, - подсчитал Алмас Чукин. - Выходит, что за 12 лет надо построить почти столько же, сколько есть на сегодня, темп должен быть примерно 24 млн кв. м нового жилья в год. Для сравнения: в прошлом году, который стал рекордным, в целом в стране было введено в строй 11,2 млн кв. м жилья. То есть задача стоит практически в удвоении темпов строительства.

Эксперт отметил, что всё новое строительство будет финансироваться за счёт льготной государственной ипотеки, большая часть по-прежнему сохранится за собственными средствами населения и кредитованием со стороны коммерческих банков.

- Но очень важный вопрос - это наличие предложения, - подчеркнул он. - Если строительная индустрия не увеличит объёмы предложения жилья, может получиться, что на рынке столкнутся покупатели с деньгами в конкуренции за дефицитное жильё – в результате вырастут цены за квадратные метры, и население ничего не выиграет. Поэтому критически необходима чёткая координация финансов и предложения на рынке жилья. Оно немного напоминает проблему первичности «курица или яйцо» – должен быть баланс. Ну и простой подсчёт показывает, что, к примеру, в Алматы на квартиру в 80 кв. м нужно примерно 25 млн тенге, это по льготной ипотеке получается примерно по 148 тыс. тенге в месяц. Большинство людей получают примерно столько, так что нужно, чтобы двое-трое в семье работали для оплаты даже такой «лёгкой» ипотеки.

Экономист уверен, что коммерческие банки без фондирования со стороны государства финансировать ипотеку по схеме «7-20-25» не смогут. Но он заметил, что есть эффективные способы организации государственного участия по снижению процентных ставок.

- При эффективной организации положительное влияние на экономику этой меры может быть очень большим. Сегодня из 52 трлн ВВП страны 3-4%, до 6%, приходится на строительство. Данная программа может поднять эту долю до 10-12%, а с учётом кумулятивного эффекта «строительных» денег эта доля может быть и выше, - считает Алмас Чукин. - Важный фактор, который обычно не учитывается, это развитие инфраструктуры – ведь жильё нельзя построить без всех сетей, домам нужны дороги, вода, свет, школы и прочее.

Говоря о второй инициативе, Алмас Чукин напомнил, что на 2018 год МРП установлен в размере 2405 тенге, т.е. 25-кратный размер составит 60 125 тенге. Минимальная зарплата (МЗП) в Казахстане сегодня равна 28284 тенге.

- Сегодня человек, получающий зарплату в 60 125 тенге, платит подоходный налог после вычета МЗП в размере (60 000 – 28 284) * 10% = 3184. Теперь они будут платить в 10 раз меньше318 тенге; или экономия в месяц – 2866 тенге, в год набегает 34 400 тенге. Стоит отметить, что для государства и работодателя рассчитать и уплатить эти 300 тенге обойдётся много дороже. Но такова логика налогообложения. С 1 января 2020 года планируется переход на всеобщее декларирование доходов, и нельзя кого-то вообще освободить от налогов, хоть 1% пусть начисляют и платят, - объяснил экономист.

Спикер считает, что эта инициатива не приведет к укрытию налогов. Гораздо серьёзнее, по его мнению, прозвучало поручение президента изучить вопрос о прогрессивной шкале налогообложения доходов.

- Эта мера всегда обоюдоострая: есть определённая грань, за которой укрывательство доходов становится выгоднее «честности». Наши люди ещё не привыкли полностью показывать доходы и платить положенные 10%, а если им вернуть 20% и 30% налога, то, боюсь, собираемость доходов в итоге пострадает, - предполагает экономист.

Стоимость газопровода от Кызылорды до Астаны протяжённостью 1,8 тыс. км, мощностью до 3 млрд кубометров в год, по оценке эксперта, составит ориентировочно 260 млрд тенге, но это не включает в себя местные сети, деньги на которые надо будет искать отдельно.

- 3 млрд кубов газа - это недостаточно на конвертацию ТЭЦ и других крупных объектов на газ, но позволит удовлетворить большую часть остальных потребностей. Доставка газа на север вряд ли окупится в обозримом будущем, это проект больше социальный. Но его значение исключительно велико – газ реально позволит изменить качество жизни и станет огромным стимулом развития региона, - уверен Алмас Чукин.

Компании из РК и РФ способны удвоить микрозаймы за год

Анализируя четвёртую инициативу Нурсултана Назарбаева, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills - КапиталЪ АМ» Михаил Крылов отметил, что вместе компании из РК и РФ способны удвоить микрозаймы за 1 год. В Казахстане хватит собственных ресурсов для развития инфраструктуры микрокредитования в 2 раза за 2 года.

Михаил Крылов
Михаил Крылов

Он так же, как и Алмас Чукин, уверен, что для реализации первой инициативы потребуются субсидии государства.

- При прочих равных, для БВУ нужны будут субсидии государства в размере примерно 1,25-1,5 млрд тенге на тысячу ипотечных кредитов. По мультипликатору расходов, каждые 25 млрд тенге прямых расходов на ипотеку способны увеличить ВВП республики на 1%, - подсчитал аналитик.

Что же касается второй инициативы, то аналитик напомнил, что снижение налогов традиционно рассматривается как стимул для уменьшения «серого» сектора.

- Но в постсоветской культуре уже были прецеденты, когда история доказывала обратное. Отношение бизнеса к налоговой политике обычно определяется эффектом домино. Как и в предыдущие годы, вероятно, на этот раз властям Казахстана удастся сломать тенденцию к увеличению «серого» сектора, - предполагает Михаил Крылов.

На реализацию пятой инициативы, по подсчетам Михаила Крылова, потребуется около 250 млрд тенге и около 7 лет.

Плоская шкала налогов в наших условиях эффективнее

Рассматривая инициативы, предложенные Назарбаевым, финансист Бахт Ниязов обратил особое внимание на ту, которая касается налогообложения. Во время своего выступления президент отметил, что в дальнейшем правительству нужно изучить возможности внедрения прогрессивной шкалы подоходного налога.

Бахт Ниязов
Бахт Ниязов

- Плоская шкала значительно эффективнее для наших условий. Внедрение любой прогрессивной шкалы взамен плоской - это всегда определённый дисбаланс и немалые риски, один из которых - это возможный перенос налогового бремени на формирующийся средний класс, - считает Бахт Ниязов.

Что же касается снижения налоговой нагрузки для граждан, получающих небольшую зарплату, то здесь, по мнению финансиста, все будет зависеть от того, как будет реализована эта реформа, насколько качественно все будет сделано на практике.

- В частности, многое зависит от подготовленности фискальных органов. Очевидно, что десятикратное снижение подоходного налога для малообеспеченных граждан станет стимулом для оптимизации налогового бремени, от этого никуда не деться. Это нормальный процесс. Кто-то решится нарушать закон, но, я думаю, повального перехода к формату выплаты зарплат в конвертах не будет. Потому что масштаб возможных последствий для серьёзных компаний значительно выше возможного выигрыша, - отметил он.

Бахт Ниязов обратил внимание и на первую инициативу, которая, по его оценке, способна привести к новому строительному буму, притоку инвестиций в девелоперский и строительный бизнес, а также во все сопутствующие сектора экономики, если она будет должным образом реализована.

- Жилищные программы были и остаются потенциальным драйвером экономического роста, и мы в этом плане не исключение. В последние годы у нас была, в общем-то, очень ошибочная политика стимулирования жилищного строительства, когда с субсидированием государственных организаций строилось некачественное жильё эконом-класса. Это то жильё, которое вряд ли прослужит долго. К тому же, с точки зрения энергоэффективности, это тоже далеко не лучшие решения. То, что мы переходим на доступную ипотеку, – это правильное решение! Если новая система ипотечного кредитования будет основана на прозрачных механизмах, то она подстегнёт не только количественный, но и качественный рост. На это важно и нужно обращать внимание, - уверен спикер.

Бахт Ниязов подчеркнул, что на первых этапах банки не смогут предлагать подобные продукты без поддержки государства. Для этого, по его словам, должны сформироваться соответствующие условия, а именно – возможность рефинансироваться под низкие ставки.

От этого, и от того, насколько последовательным будет государство в реализации этой важной программы, по его мнению, будет зависеть жизнеспособность этой инициативы.

- Многое будет зависеть от макроэкономических условий. Чтобы подобные программы развивались в течение десятилетий, нужна устойчивая экономическая среда, предполагающая возможность строить столь долгосрочные планы, - отметил он.

Финансист также не оставил без внимания вопрос о микрокредитовании.

- В последние годы мы наблюдаем позитивную динамику в этом секторе финансового рынка. Изменилось регулирование, и мы наконец вместо «полукриминальных ростовщиков» и паразитов получили пусть небольшое количество, но вполне качественных, органически растущих игроков. Я считаю, что имеющаяся инфраструктура в достаточной степени обеспечивает возможность дальнейшего роста кредитных портфелей МФО. И помощь государства могла бы стать существенным фактором поддержки для них, потому что наличие обязательств в валюте сохраняет большие риски потерь в случае девальвации. Я считаю очень оправданной ставку на поддержку микрокредитования в том формате, в котором эта отрасль развивается в последние годы, - рассказал Бахт Ниязов.

Как отреагирует рынок недвижимости

Эксперт по недвижимости, партнёр юридической компании LZ & Partners Group Ирина Архипова остановилась на первой инициативе, которая, по её мнению, заметного влияния на действующий рынок недвижимости не окажет.

Ирина Архипова
Ирина Архипова

- На настоящий момент экономическая ситуация очень сложная. У населения фактические доходы снизились, несмотря на официальную статистику о средней заработной плате в РК за 2017 год в размере 150 тыс. тенге. А на рынке недвижимости адекватной реакции на экономические изменения не произошло. Несмотря на снижение цен по сравнению с годами строительного и жилищного бума, цены предложения остаются очень высокими даже для наличного расчёта по сделке. Конечно, предлагаемые условия по сравнению с теми условиями, которые действуют сейчас, выглядят очень заманчиво. Но, объективно, если экономическая ситуация не улучшится, то 7% сейчас - это достаточно высокий процент для ипотеки. Да, это не 14-16%, но, к примеру, даже в европейских странах ставка ипотеки 1,5-3% считается высокой и трудноисполнимой. Ведь все понимают, что 7% годовых за 25 лет – это от 87% до 175%, в зависимости от методов погашения, - отметила она.

Первоначальный взнос в размере 20%, по оценке Ирины Архиповой, тоже остается высоким и сложным условием.

- Для покупки даже небольшой квартиры нужно иметь $10 тыс. для первоначального взноса. Срок 25 лет означает, что ипотека будет доступна только для граждан не старше 35-40 лет. Ежемесячные платежи будут снижены, но за счет увеличения конечной стоимости жилья квартира, купленная за $50 тыс., фактически обойдется в $120 тыс. Скорее всего, для этой программы должна быть разработана дополнительно программа очень дешёвого государственного строительства. Но это однозначно отразится на качестве жилья, которое должно, по идее, простоять хотя бы 25 лет, - заключила она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить