Инфляция после девальвации: почему рост цен не оправдан

14890

Forbes.kz продолжает публиковать выдержки из книги Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационное пространство. Национальная идея». Сегодня автор предлагает читателям выдержки из 5 главы 2 части «Потребительский рынок: структуры, доля импорта, инфляция»

Иллюстрация: © Depositphotos.com/yykkaa

Цены после девальвации растут в основном на психологических факторах, в результате так называемых инфляционных ожиданий. Разберем, как работают такие ожидания.

Ожидания ценовых движений формируются через информационный фон, транслируемые в нем точки зрения, выбор которых определяется принятой идеологией. На влиянии информационного пространства на экономическое поведение участников рынка и, соответственно, на экономику я остановлюсь в четвертой части книги, здесь же важно понимать, что ожидания являются общими для продавцов и покупателей.

В любом рынке, конкурентном или монопольном, повышение цен снижает объем продаж - это нормальный закон. Цены всегда стремятся вверх, но их рост сдерживается снижением спроса. Если продавец повысил цену и не заметил существенного оттока потребителей, значит, потребитель готов платить такую цену, и она остается. Если дальнейшее повышение вызовет падение продаж, то продавец вернется к старой цене. Эксперименты с повышением цен продавцы делают довольно редко, ведь нужны какие-то обоснования и всегда есть риск потери клиента: эксперимент может потерпеть неудачу, цены придется вернуть на первоначальный уровень, а клиент уже не вернется.

Ситуация меняется, когда в обществе есть ожидания роста цен. Продавцы импортных, а на самом деле всех товаров, начинают повышать цены, ожидая и предполагая, что все остальные сделают то же самое. Это относительно безопасная политика, ведь каждый считает, что при общем повышении цены, покупатель не уйдет к конкуренту, а уж с общим падением рынка нужно как-то справляться. Риск потери клиента существенно снижается еще и потому, что сам клиент морально готов к повышению цен. При неожиданном росте цены покупатель, скорее всего, откажется от покупки и начнет поиск другого продавца. Если же он морально готов к росту, то он просто примет новую цену.

Покажу на примере, как психология влияет на рынок. Я начал сдавать квартиру в аренду и мне сказали, что стоимость аренды такой квартиры составляет $700 в месяц. С точки зрения экономики и своих знаний я понимаю, что определение ставки аренды в долларах, долларизация, является искажением реальности - неправильной и вредной идеей, а в тех экономических условиях, на девальвационных ожиданиях она вообще невыгодна для арендатора. Но я согласился, раз сам покупатель уже готов идти на невыгодные для себя условия, которые я даже не обсуждал. После произошедшей девальвации мы встретились для обсуждения ситуации и предложением со стороны моего покупателя (арендатора) было применить средний курс при расчетах. Подчеркну, что покупатель фактически сам предложил повысить стоимость моего товара, его первоначальной переговорной позицией уже была повышенная цена!

Я не понимаю, почему квартира в Алматы, построенная двадцать лет назад, купленная мной десять лет назад и приносившая 100 тыс. тенге в месяц, вдруг должна мне приносить 150 тыс. тенге в месяц только из-за какого-то движения на бирже? Но покупатель, видимо знает больше. Он почему-то считает, что движение на бирже стало судьбоносным и теперь он должен платить 150 тыс. тенге, но просит всего лишь скидку или отсрочку. История закончилась тем, что я сам предложил зафиксировать цену в тенге, мне просто было любопытно посмотреть, когда покупатель созреет до такого логичного предложения сам.

В этой истории я никак не повышал цены, не устанавливал их, я вообще ничего не делал. Сам рынок сделал все за меня, сам покупатель поднял цену на мои услуги, купил эти услуги по завышенной цене и дал возможность получить сверхдоход. Это очень показательный пример, как неправильные ожидания, неверная парадигма мышления приводят к инфляции. Я был пассивным, даже где-то неправильным продавцом в этой сделке – можно было бы еще нарастить цену, но я не сделал этого. Активные же продавцы усиливают тенденции.

Торговый сектор сильно долларизован в силу объективных причин – они действительно много работают с импортным товаром и исходят из цен в другой валюте, при этом наценка ставится в процентах от стоимости товара. Психологически бизнес ДОЛЖЕН вернуться к 20-30-40% маржи, потому что «так было всегда до этого», и направляет все силы на достижение этой цели. Но это значит, что та самая валовая добавленная стоимость торговли, которая не зависит от курса доллара, вдруг индексируется по курсу. Поясню свою мысль на примере.

Допустим, бизнес зарабатывал 600 тенге на товаре стоимостью $10, при курсе 150. Его наценка составляет 40% и из этих 600 тенге выплачивалась заработная плата, аренда, электроэнергия, транспорт. Внезапно курс стал 300 тенге за доллар – стоимость товара выросла в два раза, но остальные расходы не изменились - наценка в 600 тенге должна остаться неизменной, равно как и прибыль. Однако это означает, что наценка упала до 20%. Часто бизнесу трудно с этим смириться – исторически она была 40%, и она должна быть такой – бизнес ставит своим целевым показателем наценку в 1200 тенге и борется за нее, избыточно повышая цены.

В долларизованном сознании отечественный производитель вынужден оправдывать повышение цен, а импортеры легко их обосновывают. Движения курса, вступление в Таможенный союз, изменение ставок импорта, санкции в отношении России – любые события можно использовать для объяснений. Вообще говоря, ряд факторов должен понижать цены, но неискушенному покупателю не до тонкостей, он уже психологически готов к тому, что цены должны вырасти, ждет этого роста - возмущение или неприятие вызывает только его величина.

Подчеркну, что ожидания общие для всех: каждый бизнес является где-то продавцом, а где-то покупателем. Люди тоже не только покупатели товаров и услуг, но и продавцы своего труда, однако им гораздо труднее найти нового покупателя, а значит, рост заработных плат происходит медленнее. Находясь под воздействием истерии о всеобщем повышении цен в результате движения номинального курса, читая о том, что они «обнищали» и их «обворовали», люди пересматривают свое потребительское поведение, сокращая расходы – меньше ходят в кино и в парки, меньше покупают товаров и услуг. Парадокс заключается в том, что люди своими же ожиданиями сами подталкивают цены вверх, покупая по завышенным ценам. В ожидании роста цен они ищут подтверждение своим ложным предположениям, выискивая подорожавшие товары и не замечая товары, цены на которые не изменились. По самым подорожавшим товарам люди заключают, что они действительно «обнищали», а значит нужно экономить и меньше покупать вообще все. Такое поведение приводит к тому, что абсолютно правильные действия в курсовой политике вызывают локальный кризис на пустом месте.

Это проявление долларизации сознания, неадекватности оценки роли номинального курса и в этом состоит главная проблема. Искажение сознания и восприятия приносит ключевой вред экономике, долларизация депозитов или кредитов является лишь следствием ментальных искажений.

Формирование ожиданий является одной из задач информационной политики государства. Информационный фон не только сильно влияет на экономическую политику, а может ее принципиально менять, приводя к неожиданным результатам.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить