Финт номерами

18370

Казахстанцы используют новые «серые» схемы при импорте автомобилей

Фото: Андрей Лунин

Экспансия иномарок в Казахстан разбивается о твердыни Lada, Daewoo, Skoda и SsangYong. Это привело к тому, что в погоне за «железными конями» заморского происхождения казахстанцы меняют гражданство на киргизское, а также «пилят» авто и собирают его на родине.

Вступление Казахстана в Таможенный союз (ТС) еще в 2010 году аукнулось отечественному автомобильному рынку. Стоимость подержанных авто резко возросла, а таможенные пошлины увеличились в разы. Это привело к уменьшению импорта автомобилей «серыми» дилерами.

Так, по мнению аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Махсата Сагимбекова, весь имеющийся потенциальный спрос был вынужден сосредоточиться на российском и отечественном автопроме.

Согласно исследованиям консалтинговой компании Qncepto, более 54% рыночного прироста в 2011 году обеспечены российскими производителями, 17,5% – казахстанскими автосборочными предприятиями, 18,4% – импортом автомобилей из дальнего зарубежья. 10%-ный вклад в прирост рынка внесли производители Узбекистана и Украины.

Таким образом, казахстанский рынок легковых автомобилей завершил 2011 год «на высокой ноте». Декабрь стал самым результативным месяцем в истории автомобильного ретейла республики. Официальными дилерами было реализовано 5939 автомобилей, что выше значений годичной давности в 2,27 раза.

«Российские “ласточки” пользовались хорошим спросом у наших граждан. Лидером продаж с двукратным преимуществом является “Лада”. Небольшую долю этих автомобилей производили в основном на мощностях “АЗИИ АВТО”, но все же большинство импортировали из России», – добавляет собеседник из АИРИ.

Сагимбеков подчеркнул, что собираемые на территории Казахстана автомобили приобретались в основном для служебного пользования и авторитетом у автолюбителей особо не пользовались.

Однако статистика говорит сама за себя: из 20 самых продаваемых моделей казахстанского рынка в 2011 году семь имели российское происхождение. Казахстанский автопром представлен уже шестью моделями. Годом ранее пропорция выглядела как 7:5 в пользу «россиян». Lada Priora, Lada Samara и Daewoo Nexia – такова тройка фаворитов 2011 года. Каждую из этих моделей предпочли более 10 тысяч казахстанцев. Причем если продукция «АвтоВАЗа» продолжает восхождение в рейтинге, то узбекский седан потерял прошлогоднее «золото».

Пока автодилеры СНГ медленно, но верно захватывают рынок, их конкурент «Астана Моторс» для более высоких темпов роста продаж новых автомобилей в 2012 году планирует развитие розничного кредитования и лизинговых услуг. Например, если доля продаж легковых автомобилей в кредит в 2011 году составила 6% от всех продаж на рынке против докризисных 40%, то доля продаж легковых автомобилей в кредит в структуре компании «Астана Моторс» составила 11% в 2011 году от всех продаж компании против 30% в 2007-м. Продажи автомобилей в лизинг остались на прежнем уровне в 2011 году. В «Астане Моторс» добавляют, что подобная тенденция говорит о нераскрытом потенциале продаж автомобилей в кредит на рынке Казахстана.

Помимо этого, для укрепления своих позиций на рынке компания продолжит активное развитие региональной дилерской сети: планируется начать строительство двух новых автоцентров Hyundai в Алматы и Астане.

МВД РК приводит следующие данные за 2011 год: в Казахстане зарегистрировано около 3,5 млн легковых автотранспортных средств, то есть каждый пятый казахстанец имеет свой автомобиль. При этом почти на 80% автопарк страны представлен автомобилями старше 10 лет. Новые автомобили возрастом не более трех лет составляют всего лишь 3% от общего объема, при этом автомобили могут быть как местного и российского производства, так и более дорогих представителей мировых концернов.

Предложение по свежепригнанным автомобилям пока достаточно высокое, но спрос уменьшился, отмечает Сагимбеков. Это объясняется тем, что за льготный период практически все желающие и имеющие финансовые резервы автолюбители успели приобрести себе авто. «Те, кто не успел, сейчас либо побаиваются наступления новой волны кризиса и воздерживаются от покупки авто (от $15 тыс. и выше), так как ценовое предложение пока не соответствует ожиданиям – в памяти у автомобилистов еще живы цены прежних лет, либо ждут лучших времен – вступления РК в ВТО», – говорит аналитик.

Дороговизна авто на местном рынке привела к тому, что автодельцы стали практиковать попытки временного ввоза автомобилей из соседнего Кыргызстана. Так, у казахстанских автолюбителей появилась возможность приобретать авто на территории братской республики и доставлять его в режиме «временного ввоза». Эта схема проста, однако есть свои правовые препоны: заграничный «железный конь» может быть в стране шесть месяцев, а продление его пребывания может составлять не более двух лет.

Как рассказал директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов, все это разрешено при одном условии: прежде чем появиться на таможне за рулем автомобиля, необходимо внести на счет таможенного органа временный депозит в размере полной стоимости пошлины. Платить придется за все: сбор за таможенное оформление – 50 евро, ввозная таможенная пошлина – 10% от таможенной стоимости, но если с момента изготовления автомобиля прошло более 10 лет, то применяется ставка пошлины в размере 15% от таможенной стоимости автомобиля. Не стоит забывать и про 10%-ный акциз от таможенной стоимости, а также 15%-ный НДС от облагаемого импорта.

Также у автодельцов есть возможность оформить страховку, банковскую гарантию, поручительство или залог на эту сумму. В случае если до истечения шести месяцев гражданин не соизволит вывезти автомобиль с территории ТС, то сумма, внесенная ранее под залог, взимается с него как уплата таможенной пошлины.

«После этого придется заново проходить процедуры оформления и вносить очередной депозит в счет страховки», – продолжает эксперт. При этом, по словам Алферова, это можно будет сделать только при отсутствии возражений со стороны таможенных органов.

К слову, в финполе подтверждают, что есть небольшой процент работников таможенных органов, которые используют свое положение и иногда преступают черту закона. Так, согласно официальной информации, только в июле прошлого года органами финансовой полиции было выявлено 26 преступлений – начиная с уклонения от уплаты таможенных пошлин и заканчивая злоупотреблением должностными полномочиями. Общий ущерб от подобного рода действий оценивается в 449,6 млн тенге.

Как рассказал официальный представитель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Мурат Жуманбай, основной схемой, используемой для уклонения от уплаты таможенных пошлин, является регистрация автомобилей по поддельным грузовым декларациям.

«Популярная среди обитателей авторынка тема ввоза автомобиля в разобранном виде также разбивается о твердыню таможенного тарифа, – продолжает мысль Алферов, – поскольку таможенная очистка кузова автомобиля обойдется в 5 тыс. евро. При такой ставке импорт подержанного авто нижней ценовой категории теряет экономический смысл, а покупатель машины стоимостью $15–20 тыс. уже не решится брать неизвестно кем разобранный и затем вновь собранный автомобиль».

При этом официальная статистика показывает, что не все понимают экономическую выгоду и все же прибегают к ввозу авто в разобранном виде. Помимо этого, в финполе отмечают, что есть еще один из используемых способов уклонения от таможенных пошлин – подделанные при содействии сотрудников внутренних дел квитанции об оплате таможенных сборов. Так, в ряде областей Казахстана были пойманы сотрудники таможенных органов. «На данный момент в результате проведенных оперативно-разыскных работ фактов незаконного ввоза автомобилей в виде запчастей выявлено не было», – добавляет Жуманбай.

Этим ухищрения по ввозу автомобилей не заканчиваются. Наши автолюбители прибегают даже к тому, что оформляют прописку в Кыргызстане и таким образом получают статус резидента другого государства. Схема проста: человек получает прописку, ввозит авто на ваше или иное имя на территорию нашей страны и подписывает обязательство не продавать автомобиль и не выезжать за пределы РК. В этом случае можно находиться в Казахстане шесть месяцев, с возможностью продления до года. Главное, по мнению Алферова, не забыть об оплате пошлин. В противном случае первый попавшийся сотрудник полиции отправит вас обратно в «страну резидентства».

Изначально – да, все просто, но фактически осуществимо это только с киргизским паспортом. Для новоиспеченных граждан в братской республике сейчас мораторий на выдачу «желтых номеров». Цена удовольствия – один-два месяца.

Тем времен коллеги г-на Алферова из АИРИ считают, что нелегального ввоза автомобилей в Казахстан нет и не было. По их словам, единственный вариант беспошлинно кататься на свежепригнанном авто – это «надеть» на него киргизские номера. Аналитики не скрывают, что таким образом граждане РК, пригоняющие автомобили из стран, не входящих в ТС, производят растаможку в соседнем Кыргызстане, где таможенные тарифы намного ниже казахстанских. «Или, как вариант, приобрести авто по доверенности в соседнем Кыргызстане, по стоимости они значительно дешевле, ввиду того что страна – участник ВТО. Далее происходит перегон авто в Казахстан, где подписывается документ о гарантии обратного ввоза машины в Кыргызстан на срок, не превышающий шести месяцев», – подчеркивает Сагимбеков.

При этом он добавляет, что интерес казахстанцев к автомобилям из Кыргызстана возник незадолго до окончания льготного режима и введения новых таможенных пош­лин, а после известия о вхождении соседней республики в Таможенный союз он заметно усилился. Все это вызвало ажиотаж на вторичном рынке, что привело к искусственному завышению цен на автомобили, однако сейчас цены снижаются по причине затягивания процедуры вступления Кыргызстана в ТС. «Скорейшего принятия Кыргызстана в ТС ожидать не стоит, – ранее заявлял председатель государственной таможенной службы Кыргызстана Кубанычбек Кулматов. – Республика вряд ли вступит в ТС в 2012 году».

Эксперты в голос утверждают, что дальнейшее развитие рынка будет зависеть от внешнеполитической направленности нашей страны. «Сейчас Казахстан, являясь участником ТС, связан определенными обязательствами, в числе которых ограждение как отечественной, так и российской и белорусской автопромышленности высокими таможенными тарифами от подержанного зарубежного автопрома, – подчеркивает аналитик АИРИ. – Посему данная мера ставит в неравную борьбу более конкурентоспособные автомобильные бренды с локальными производителями. При этом, учитывая концентрацию сборочных производств в РФ, а также глубину локализации сборочного производства, становится очевидным, что все это направлено в первую очередь на поддержку российского автопрома».

Также стоит отметить скорое вступление республики в ВТО. Согласно прогнозам ведущих экспертов, это может существенно «скосить» стоимость автомобилей. Так, по данным министра по делам экономической интеграции рес­публики Жанар Айтжановой, при вступлении Казахстана в ВТО растаможивание авто подешевеет почти на 20%. А непосредственно после вступления в организацию пошлины на автомобили обещают упасть с нынешних 30 до 25%. Далее ставка будет только падать – обещают, что она должна дойти до уровня 15%. Ориентировочно это произойдет через семь лет после вступления в ВТО.

Аналитик из АИРИ также подчеркнул тот факт, что за последний год рост демонстрировали исключительно автомобили, выпущенные в странах СНГ. При этом продажи автомобилей, импортируемых из дальнего зарубежья, в основном падали.

«В свете такой статистики возникает резонный вопрос: насколько выгодны нашему государству такие обязательства, где оно теряет 3/4 платежей в бюджет от таможенных пошлин при ввозе иномарок, – а это нескольких сот миллионов долларов, – поддерживая автомобильное производство, выпускающее те же иномарки: KIA, Chevrolet, Lada, Skoda и SsangYong, где уровень локализации сведен к минимуму, но рост продаж которых не сможет вовсе компенсировать этих потерь», – добавляет собеседник.

Так, по данным пресс-службы автосборочного предприятия «АЗИЯ АВТО», чистая прибыль последней за I полугодие 2011 года составила лишь $4,77 млн против убытка в $1,15 млн, полученного за аналогичный период 2010 года, при этом выручка за этот период увеличилась в 3,8 раза. В то время как в «Астане Моторс» в 2012 году ожидают 94%-ного роста по отношению к 2010 году. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить