Что происходит в экономике Казахстана. Ч.II. Госбюджет и фискальная политика

Во второй части серии материалов, посвященных экономике Казахстана, директор аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Павел Афанасьев рассказывает о государственном бюджете на основании соответствующей отчетности

Иллюстрация: © Depositphotos.com/phonlamai

Скажу сразу, что буду использовать показатели именно государственного, а не консолидированного бюджета (включающего операции по Нацфонду), т.к. тема Нацфонда заслуживает отдельной публикации.

Доходы государства практически полностью складываются из налоговых поступлений. Налоговые поступления формируются всеми экономическими субъектами страны – физическими и юридическими лицами, выплачивающими различные по частоте, размеру и характеру налоги. Исходя из ожидаемых поступлений можно планировать соответствующие бюджетные расходы. Размер налоговых отчислений, поступающих в казну, напрямую зависит от того, в каком состоянии находится экономика.

Таким образом, если экономика растёт, то налогооблагаемая база увеличивается и без административных инструментов. В те периоды, когда экономика испытывает трудности, налогооблагаемая база приобретает тенденцию к снижению. Подобную взаимосвязь можно наблюдать если сравнить, например, темпы роста ВВП и соответствующие темпы прироста государственных доходов за последние 20 лет.

Динамика ВВП (методом производства) и государственных доходов

Источники: КС МНЭ РК, МФ РК

Как можно понять, планирование очередного бюджета на последующие год или несколько является чрезвычайно важным – страновые расходы включают в себя такие важные направления как социальная помощь и социальное обеспечение (~18-23% совокупных расходов), образование (~14-18%), здравоохранение (~9-11%), транспорт и коммуникации, оборона, обслуживание долга и т.д.

Обратной стороной бюджетирования указанных расходов является то, что их необходимо обслуживать соответствующими поступлениями, и поступления эти напрямую зависят от генерируемых доходов экономических субъектов. Чтобы деньги можно было заработать и выплатить соответствующие налоги, нужно, чтобы они в принципе были в обращении и позволяли работать всей экономике.

Эмиссией денег, равно как и обеспечением их обращения занимается центральный банк. Для простой демонстрации я представлю, на мой взгляд, логичную взаимосвязь между динамикой широкого денежного агрегата (денежной массы) и темпами роста государственных расходов. Ключевым звеном для интерпретации темпов роста денежной массы и государственных доходов/расходов по сути является показатель ВВП экономики. Логика тут упрощённая: экономика растёт – растут денежные агрегаты, необходимые для обслуживания экономики – растут доходы и расходы государственного бюджета. 

В этом и заключается важность координации монетарной (денежно-кредитной) и фискальной (налогово-бюджетной) политики страны, где один компонент не должен оказывать давление и «подогревать» другой. В противном случае возникают соответствующие инфляционные либо дефляционные риски. Например, бесконтрольное печатание денег центральным банком приводит к их обесценению, так как объем производимых экономикой товаров и услуг является, скажем прямо, ограниченной величиной, зависящей от доступных факторов производства. Бюджетные потребности, в свою очередь, не должны финансироваться с помощью печатного станка – эффект на инфляцию будет ровно таким же. Сбалансированная работа и независимость монетарных и фискальных органов являются чрезвычайно важными условиями для проведения эффективной экономической политики.

Темы роста денежной массы (М3) и государственных расходов

Источники: МФ РК, НБ РК

Совокупные среднегодовые темпы роста (Compound Annual Growth Rate, CAGR) денежной массы, номинального ВВП в национальной валюте, доходов и расходов государственного бюджета, а также дефицита государственного бюджета за последние 20 лет дают вполне логичную последовательность прироста/переоценки показателей в национальной валюте.

Доходы, расходы и профицит государственного бюджета

Источники: КС МНЭРК, МФ РК, НБ РК

Государственный бюджет уже достаточно давно является дефицитным. В последние два года бюджет улучшился во многом благодаря переходу к свободноплавающему обменному курсу в 2015, а также последующему росту цен на нефть на мировых рынках – с начала 2016 к текущему моменту цены на эталонную марку нефти Brent выросли с $37,3 до $57,8, или на 55%. Указанные события отразились и на соответствующих поступлениях в Нацфонд РК.

Дефицит государственного бюджета, хоть и остается относительно низким по отношению к ВВП (5,1%), в текущем году (на 1 сентября 2017) в абсолютных значениях фактически увеличился до уровня 2014, составив 1 057,5 млрд тенге. Одной из основных причин расширения указанного дефицита является целевое перечисление в АО «Фонд проблемных кредитов» в размере 2 092,9 млрд тенге. Большая часть этих средств уже возвращена в бюджет посредством приобретения облигаций Министерства финансов РК. После закрытия сделки между Народным банком и Казкоммерцбанком последний приобрел государственных ценных бумаг на сумму 1 трлн тенге.

Тем не менее, гибкость в финансировании указанного дефицита по-прежнему является достаточно высокой. В целях финансирования государственного бюджета казначейство может привлекать соответствующий долг, в т.ч. в виде облигаций. Сегодня размер государственного долга составляет около $27 млрд – приблизительно 20% от ожидаемого по итогам года ВВП. Для сравнения, государственный долг Японии более чем в два раза превышает ВВП страны (~230%, самый высокий в мире показатель). По данным ОЭСР, почти все члены указанной организации имеют показатель долга к ВВП на уровне выше 50%.

Дефицит госбюджета по отношению к ВВП

Источники: КС МНЭРК, МФ РК, НБ РК

Напомню, 8 сентября S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Казахстана на уровне "ВВВ-/А-3" и рейтинг страны по национальной шкале на уровне "kzAA". При этом прогноз по рейтингам был пересмотрен с «негативного» на «стабильный».

Гибкость денежно-кредитной (монетарной) политики, а также достаточно сильная фискальная позиция являются одними из ключевых параметров текущего суверенного рейтинга Казахстана. 24 октября международное рейтинговое агентство Fitch также сообщило о подтверждении суверенных рейтингов Казахстана на уровне «ВВВ» со «стабильным» прогнозом, руководствуясь примерно схожей аргументацией.

Ключевой вывод заключается в том, что фискальная позиция Казахстана остается достаточно сильной, хоть и несколько ухудшилась в текущем году из-за реализации программы поддержки банковского сектора. От дальнейшей координации фискальной и монетарной политики зависит состояние и функционирование реальной экономики.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9224 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
22 сентября родились
Кайрат Боранбаев
председатель наблюдательного совета ФК "Кайрат", №13 рейтинга богатейших бизнесменов Казахстана - 2019
Ануар Джумадильдаев
экс-председатель Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить