7 советов для стартапов, или Предпринимательство в современных условиях

16596

Мы очень мало знаем про предпринимательство. Во-первых, потому что живем в условиях рыночной экономики не так долго – всего лишь 20 лет. Во-вторых, потому что предпринимательство в современной экономике знаний и предпринимательство в условиях дикого капитализма 1990-х – большая разница

Roy Hsu/Blend Images RF/FOTOBANK.RU

В 1990-х многие люди начали свое дело – часто не в результате тщательного обдумывания, а вынужденно – после потери работы. От нехватки опыта, знаний, ресурсов многие прогорели. Многие потеряли свой бизнес в результате «наездов» криминала или недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. В итоге в обществе сложился ряд устойчивых негативных мифов и стереотипов о предпринимательской работе. Конечно, Россия и Казахстан 2010-х все еще сильно отличаются от Великобритании или США с точки зрения возможностей и условий работы предпринимателя. Однако сказать, что мы навсегда застряли в 1990-х, тоже будет неправдой. По просьбе Forbes Kazakhstan я хочу поделиться некоторыми своими идеями и советами о предпринимательстве в современных условиях.

Предприниматель начинается с внутреннего решения

Когда смотришь на успешное предприятие снаружи, сложно бывает понять, с чего все началось. С гениальной идеи? С больших денег от инвесторов? Со связей с большими начальниками? Мне кажется, все это неправильные ответы. Предпринимательство начинается с внутреннего решения конкретного человека.

Я часто сталкиваюсь с потенциальными предпринимателями. Молодые талантливые ребята сидят на нелюбимой работе и ждут, когда же появится «та самая» возможность построить свое дело. Для этого ожидания всегда есть очень убедительная причина: «Я еще недостаточно заработал», «У меня мало связей» и прочие. В сомнениях и неуверенности проходят месяцы и годы. Чего эти ребята не понимают, так это того, что идеи и деньги инвесторов приходят к тем, кто внутренне готов ими воспользоваться. Что внутренняя неуверенность и отсутствие твердого решения всегда видны и сильнее любой другой причины отпугивают потенциальных партнеров и инвесторов. И наоборот, твердое внутреннее решение – замечательное английское слово commitment – самый лучший магнит для партнеров, инвесторов и гениальных идей. Перед принявшим решение, словно сами по себе, неожиданно начинают открываться новые двери, как будто сама судьба хочет ему помочь!

Предпринимательство – это работа

Многие наши представления о предпринимательстве сформированы коммунистической пропагандой. Помните плакаты, на которых злой, некрасивый, толстый мужик-бездельник в черном цилиндре сидит на горе денег и обижает бедняков?

На самом деле много денег – это просто богатый человек. Предприниматель – это рабочая лошадка. Если сказать общими словами, работа предпринимателя – формулировать видение будущего, привлекать и организовывать ресурсы для достижения этого будущего, обеспечивать справедливое вознаграждение всех участников (инвесторов, сотрудников, партнеров). В этом отличие предпринимателя от инвестора, работа которого – выбирать объекты для инвестиций и помогать предпринимателю или наемному менеджеру обеспечить хороший доход от этих инвестиций.

Как любая рабочая лошадка, предприниматель должен выполнять конкретную работу, чтобы получать свою долю дохода. Хороший врач, хороший адвокат, хороший мастер в цехе – все эти звания надо доказывать ежедневным отношением к своему делу, профессионализмом, повышением квалификации. Нельзя себе представить врача, который «немного напрягся» в 25 лет, а потом до старости ничего не делает и остается уважаемым профессионалом. То же самое относится к предпринимательству – это работа, и относиться к ней надо соответственно.

Внутренний мотор и упорство

В работе предпринимателя нормальным является очень высокий уровень неопределенности. Разного рода кризисы – естественное и неизбежное явление, и чем быстрее развивается бизнес – тем больше таких кризисов. В таких условиях огромную роль играют два фактора – наличие «внутреннего мотора» и фантастическое упорство, доходящее до ослиного упрямства.

Внутренний мотор – это глубоко личная, эмоциональная причина, которая заставляет предпринимателя двигаться вперед. Очень редко эта причина – только деньги. Иногда это власть, иногда – желание создать удивительный продукт, улучшить жизнь людей. Чем глубже бизнес резонирует с личным опытом предпринимателя, с его внутренними потребностями – тем больше шансов на то, что и в хорошие, и в плохие времена предприниматель будет находить в себе силы двигаться вперед. Поэтому так важно для предпринимателя хорошо знать самого себя, быть честным с собой относительно своей мотивации.

Ну и, конечно, упрямство. В школьных учебниках задача решается путем применения выученной формулы или теоремы. В реальной жизни путь бывает извилист, непонятен, противоречив. А главное – активные действия меняют реальность вокруг, меняют отношение людей к новому продукту или услуге. Например, еще 10 лет назад никто не верил в будущее электронных книг, все говорили, как удобна и незаменима бумажная книга. Прошло всего 10 лет – и все чаще и чаще мы видим людей в самолетах, в метро, в кафе, которые читают книги на электронных устройствах. Упрямство, нежелание, несмотря ни на какие препятствия, сворачивать с пути – важнейший фактор успеха, куда важнее, чем ум, талант или интуиция.

Правильные и неправильные люди

Был такой старый фильм «Председатель», о том, как фронтовик возвращается в родную деревню поднимать колхоз. Он рассказывает людям о том, как он хочет изменить жизнь деревни – а все вокруг смеются и крутят пальцем у виска, говоря: «Что-то не верится, что это возможно». В ответ председатель спрашивает односельчан: «А когда вам верилось?».

Это тяжелое наследие нашей страны. Много лет нас обманывали, взращивая цинизм и неверие в свои силы. Большинство людей очень боятся поверить во что-то, им гораздо легче каждый раз находить причины, почему ничего не получится. Если в США начинающий предприниматель практически от любого услышит слова ободрения и поддержки, то у нас чаще реакция: «Тебе что, больше всех надо?», «Без связей никуда не пролезешь», «Ничего у тебя не выйдет».

Крайне важно понимать, что эта реакция никак не связана с личными талантами предпринимателя, с качеством идеи, с наличием или отсутствием рынка. Это просто психология неверия, тяжелая болезнь, глубоко укоренившаяся в нашем обществе. Зная эту особенность нашей страны, предприниматель просто обязан систематически окружать себя «правильными» людьми и исключать «неправильных». Правильные – это те, кто поддерживает. Если критикует, то по существу и не с целью самоутвердиться, а с целью поддержать и помочь. Неправильные – это те, кто отнимает силы и веру в твое дело. Увы, среди «неправильных» часто оказываются коллеги, близкие знакомые, иногда даже друзья и родные. И наоборот, слова ободрения, поддержки, конструктивный и полезный совет можно получить от совсем незнакомых людей. Это важнейшая часть работы предпринимателя – активно формировать вокруг себя круг людей, которые поддерживают своим отношением, знаниями, связями успех будущего предприятия.

Амбиции в целях, реализм в пути движения

Один из главных уроков, вынесенных мною из Стэнфорда: большие, успешные компании строятся самыми обычными людьми. Когда я только начал задумываться о собственном деле, мне хотелось сделать свою идею реалистичнее, проще, «приземленнее». Казалось, что пока у меня нет опыта, не стоит задумываться о большом бизнесе. И все же, учась в бизнес-школе, я день за днем видел реальных предпринимателей, изучал их ошибки – ошибок было много, и люди были не какие-то особенные.

Любой строивший малый бизнес знает, как тяжело дается каждый шаг: постоянная нехватка денег, трудности найма персонала, проверки и придирки государственных структур, отсутствие инфраструктуры, недоверие потенциальных партнеров... Строить малый бизнес не проще, чем строить бизнес большой. А если так, зачем тогда себя искусственно «заземлять» в целях, в амбициях бизнеса? Большая цель притягивает сильных людей, притягивает инвесторов, притягивает партнеров. Большая цель заставляет, несмотря на трудности, идти вперед.

Однако есть важная разница – есть цель, а есть путь. И в пути движения реализм, честная оценка своих сил, запас прочности – превыше всего. Бизнес – это ремесло с большим количеством составляющих, о которых нельзя прочитать в книге. Как вести бухгалтерию, как нанимать и увольнять людей, как общаться с инвесторами и прочее – все это надо пройти на своем опыте, и это требует времени. Плюс неизбежная неопределенность. А значит, как в экспедиции на Эверест, цель должна быть амбициозной, а вот путь – максимально реалистичным!

Эволюция бизнес-модели

Слово «бизнес-план» прочно укоренилось в нашем лексиконе. Есть много специалистов и консультантов по тому, как писать правильный бизнес-план. Надо заметить, что большинство этих людей не построили в своей жизни ни одного бизнеса – зато прекрасно знают, как писать красивые слова и рисовать умные графики.

В реальном бизнесе, особенно инновационном и быстрорастущем, планировать крайне сложно. Слишком много новой информации появляется за поворотом, слишком многое зависит от непредсказуемых, случайных факторов. Кто наш клиент? Почему мы сможем получать прибыль? Как мы будем масштабировать бизнес? Кто является ключевым конкурентом? Все эти вопросы требуют не умозрительного, а практического ответа. И абсолютно нормально, что на каждом этапе жизни компании ответы будут разными. Компания – живой организм, а живые организмы должны эволюционировать вслед за меняющейся средой.

В отличие от инвестора или сотрудника предприниматель – единственный человек, который имеет полномочия и доверие компании, чтобы радикально развернуть бизнес. Именно предприниматель собирает в одном месте всю разнообразную информацию о развитии бизнеса – от сотрудников, от конкурентов, от инвесторов. Именно предприниматель задает ту систему координат, в которой живет компания. И работа предпринимателя в том, чтобы регулярно задавать себе вопрос – с учетом вновь поступившей информации: правильный ли бизнес мы строим? И если ответ: строим неправильный, то обязанность предпринимателя – сделать разворот, каким бы болезненным он ни был.

Эволюция собственной роли

Компании и люди имеют скорость развития. Человек считается взрослым к 17–20 годам, хотя на Востоке говорят, что только в 50 лет человек начинает серьезную жизнь. Facebook или «Яндекс» прошли путь от рождения до IPO менее чем за 10 лет. Быстрорастущие компании рождаются, взрослеют, а иногда и умирают гораздо быстрее людей.

Когда компания только рождается, предприниматель делает все – от поиска клиентов и разработки продукта до уборки офиса. Но вот компания набирает обороты, и хороший предприниматель начинает нанимать сотрудников-профессионалов на ключевые позиции. Появился директор по разработке, пришел офис-менеджер, нашли специалистов по продажам. Важнейшая работа предпринимателя – правильно менять свою собственную роль на каждом этапе. Чем успешнее компания, тем быстрее она обгоняет в развитии своих создателей! И все же отдавать свое, родное в чужие руки страшно. Ответственность предпринимателя в том, чтобы своевременно и адекватно менять собственный круг задач в компании. Это особенно важно, если в компании несколько основателей – роль и траектория движения каждого из них уникальна. Здесь очень важно быть честным с самим собой: в чем именно на данном этапе развития компании ты можешь принести максимальную пользу? Предприниматель в правильной роли может быть самым главным активом компании. А может стать главным тормозом развития, не давая компании привлечь людей, адекватных сложности задач, на ключевой участок. Как хороший врач всю жизнь учится быть хорошим врачом, так и мы всю жизнь учимся быть хорошими предпринимателями.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить